
Государственно-конфессиональное управление |
Феномен государственно-конфессионального управленияАвтор: Кардашевский А.В.Проблема государственно-конфессиональных отношений (далее -ГКО), т.е. взаимоотношений между государством и конфессией, является одной из наиболее актуальных не только в современной науке теории государства и права, но и в реальной практике. В нашей стране это связано в первую очередь с тем, что с распадом Советского Союза кардинально изменилось отношение общества и органов государственной власти Российской Федерации к конфессиям и религии в целом. Были провозглашены демократические права и свободы, равенство. Центральным аспектом в дальнейшем развитии российских государственно-конфессиональных отношений стало гарантирование свободы совести и вероисповедания, а также равенство всех религиозных организаций перед государством и законом, которые были легитимированы и закреплены в Конституции РФ. В дальнейшем они получили свое правовое развитие в Федеральном Законе РФ от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», содержание которого до сих пор вызывает многостороннюю критику. Немаловажное значение следует придать политическим ситуациям в иностранных государствах, на международной арене, а также многочисленным проблемным вопросам различного рода международных сношений Российской Федерации, которые, несомненно, порождают определенный резонанс внутри страны и опосредованно влияют на состояние государственно-конфессиональных отношений. Взаимодействие между государством и конфессиями всегда являлось одним из важнейших аспектов существования общества. На современном этапе развития человечества, в «век информации и всесторонней свободы» эта проблема становится особенно острой. Связь государства с конфессией на протяжении истории носила достаточно сложный и подчас противоречивый характер, принимая самые разнообразные формы. ГКО могли выражаться в противоборстве государственной власти и религиозной, в их полном слиянии, в тесном союзе и поддержке, в верховенстве государственной власти над «духовной» или «духовной» над государственной, и, наконец, во взаимном невмешательстве государства и конфессии в дела друг друга. Государство есть закономерный результат развития человеческого общества, идея государства лежит как бы в самом существе человека. Но в то же время, человек всегда пытается выйти за рамки этого «скучного» мира и в стремлении объяснить необъяснимое старается перенести фантастические результаты своего субъективного сознания в объективную реальность. Так возникает вера в сверхъестественное, являющаяся базисом для религии. Однако религия, будучи содержанием, не может не обличаться вовне, она обязательно должна найти какую-либо внешнюю форму. И, как следствие, возникают специальные «духовные» институты – конфессии. Государство и конфессия – это сложные, исторически обусловленные социальные системы, оказывающие огромное влияние как на человечество в целом, так и на всех и каждого в отдельности. Они способны формировать законы поведения и образ мыслей людей, их отношения друг к другу и к окружающему миру, диктовать порядок человеческой деятельности и создавать условия для такой деятельности. В зависимости от качества и степени их взаимной интегрированности отношения между государством и конфессиями могут носить созидательный характер или же наоборот обладать деструктивными свойствами. Конфессия, как и государство, имеет социальную природу и в своем историческом развитии проходила множество стадий и принимала множество форм, начиная от самых простых и архаичных (например, сословие жрецов еще в догосударственный период) и до самых утонченных и дифференцированных. Институциональные структуры разных религий и сейчас являются участниками политического процесса как мирового, так и внутригосударственного характера, выступая при этом как аналог неправительственных организаций. Влияние конфессий может быть выражено не только во влиянии религиозного мировоззрения, культа и опыта в идеологической сфере, но и с помощью идеологии во влиянии самих религиозных организаций в политико-управленческой сфере, в том числе и на государственные структуры. Конфессия, принимая на себя решение некоторых политических задач и функций, становится уже политическим институтом. Религиозные организации часто используют свой авторитет для поддержки политики государства, для достижения политических целей, выгодных государственным органам. Влияние конфессий огромно и всеобъемлюще, его трудно переоценить, равно как и влияние государства. Проанализировав мировую историю, замечаем, что государство всегда осуществляло политическое руководство обществом, причем это руководство всегда исходило из господствующего социального субъекта, будь то один человек, группа лиц или народ в целом. Однако государство, будучи территориальной организацией, осуществляло преимущественно именно территориальное управление, а властные аппараты попутно применяли и идеологическое воздействие для достижения своих целей. В свою очередь любая конфессия всегда в той или иной мере стремится воздействовать на сознание людей и в этой связи осуществляет главным образом духовное, идеологическое управление, тем самым зачастую интегрируя себя в политико-управленческую сферу общественной жизни -в вотчину государства. Доступный арсенал средств и методов по осуществлению политической власти не позволяет государству изолировать свою деятельность от иных сфер общественной жизни. Оно, так или иначе, намеренно или нет, вмешивается в духовное управление обществом. То же самое происходит и с конфессиями: осуществление духовной власти всегда сопровождается внедрением в политическую сферу жизни общества. В этой связи государство и конфессию нельзя рассматривать как независимые величины. Государство и конфессия – это два важнейших института управления обществом, без которых представить существование человечества практически нереально. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|