Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Охрана прав и свобод человека





Охрана прав и свобод человека

Охрана прав и свобод человека и гражданина в свете нового закона «о полиции»

Автор: Теплякова А.В., Шафиров В.М.

С 1 марта в России вступил в силу новый закон «О полиции». В основу закона положена идея закрепления правоохранительного предназначения полиции в обществе, а также гуманизация форм и методов работы полиции.

Закон исходит из необходимости безусловного обеспечения прав граждан и организаций в деятельности полиции, установления действенных гарантий законности ее деятельности.

Оценивать практику реализации закона пока рано, поэтому просто произведем оценку закона на предмет наличия в нем гарантий охраны прав и свобод.

Для начала определимся с понятием. Охрана прав и свобод человека – это совокупность мер политического, экономического, правового характера, обеспечивающих нормальный ход реализации прав, и одновременно ограждающих личность, ее права и свободы от отрицательного воздействия негативных факторов социальной среды.

Полиция как правоохранительный орган осуществляет охрану прав в следующих формах:

1.    Проведение непосредственных юридически значимых мероприятий по охране прав.
2.    Проведение охранных мероприятий с использованием специальных технических средств.

Объявление:

Теперь рассмотрим, как закреплена данная деятельность в новом законе о полиции.

С первых статей можно заметить уклон законодателя в сторону защитных полномочий полиции при написании закона. В частности в ст. 1 Закона «О полиции» закреплено: полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств. Ст. 2 Закона отмечает, что деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
1)    защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2)    предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

При толковании данных статей возникает следующий вопрос, как мы понимаем слово защита: в наиболее широком смысле, т.е. как охрана и защита или в узком только как защита? К какому бы итогу мы не пришли, он не соответствует теоретическим положениям о соотношении этих двух понятий.

Меры охраны и меры защиты не совпадают ни по времени, ни по субъектам реализации, ни по содержанию, ни по форме.

Охрана имеет своей целью предотвратить нарушение права, создать дополнительные, благоприятные и комфортные условия для деятельности индивидов. Защита же имеет место, когда состояние правового комфорта нарушено, или реализация прав существенно затруднена.

Закрепление же такого направления деятельности как предупреждение правонарушений не может полностью раскрыть правоохранительных полномочий полиции, так как остается еще целый комплекс деятельности, которую осуществляет полиция.

В законе были учтены нормы и рекомендации ряда международных документов, также законодательство зарубежных государств.

Тот факт, что настоящее законодательство о полиции стало больше соответствовать европейским стандартам можно отметить, если провести сравнительную характеристику с законодательством Германии.

Для начала отметим, что законодательное регулированиедеятельности полиции находиться в ведении земель.
В статье 2 Закона «О полиции» федеральной земли Баварии указано:

Задачей полиции, как в общем, так и в отдельном случае является предотвращение опасности для общественной безопасности и общественного порядка.
Защита частных прав вменяется в обязанность полиции по данному закону лишь тогда, когда не может быть своевременно получена судебная защита или когда без полицейской помощи не осуществляются личные права либо их осуществление может быть существенно затруднено.

Условие вмешательства полиции в права и свободы граждан является наличие конкретной опасности – т.е. наличие ситуации, которая согласно обычному жизненному опыту в данное время при отсутствии вмешательства может привести к наступлению вреда для охраняемых благ (прав и свобод человека, а также основ конституционного строя). 2 При отсутствии опасности полиция осуществляет лишь надзорные полномочия.

Закон устанавливает требование эффективности в действиях полиции. Эффективное устранение опасности возможно только тогда когда действия полиции были законными, пригодным для устранения данной опасности, отсутствовали иные средства и, наконец, в случае причинения вреда вред причиненный должен быть меньше вреда предотвращенного. 3
Требование эффективности является тем положительным опытом, который можно перенять в законодательстве Германии. Новый закон закрепляет требование законности в деятельности полиции. Также отражено правило, согласно которому деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав. Однако пригодность применяемых средств и их минимальная вредоносный аспект также имеют значение для граждан. Важно помнить, что если средство ограничивает или может привести к ограничению прав и свобод человека, то данные ограничения не должны быть явно не соразмерны с той целью, ради которой они были предприняты.

Завершая анализ, хотелось бы отметить, что охранительный аспект деятельности полиции нуждается в дальнейшей доработке в области повышения эффективности охраны прав и свобод.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >