Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Государственный язык





Государственный язык

Государственный язык: законодательное закрепление в рф и зарубежных государствах

Автор: Бороздин М.С., Жуковина В.С.

Одним из важных фактором, влияющих на положение того или иного языка в государстве, является закрепление за ним определённого правового статуса языка. Под правовым статусом языка традиционно понимают его правовое положение как юридического объекта, место в социальной системе, определённое законом и социальными функциями.

Наиболее привилегированным правовым положением языка является «государственный язык» (англ. state language). Исходя из анализа российского и зарубежного законодательства о языках, можно выделить несколько моделей законодательного закрепления языка в качестве государственного: 1) Модель не оформленного законодательно государственного языка; 2) Модель легитимного монолингвизма; 3) Модель легитимного многоязычия.

Язык может быть законодательно не закреплён в качестве государственного, но de facto иметь соответствующее положение. Язык может быть закреплён в законодательстве прямо и «скрыто». Государственный язык может быть закреплён в Конституции и (или) в специальном законе о языке. Кроме того, в одном государстве может быть закреплено несколько языков в качестве государственных.

В некоторых зарубежных государствах, как правило, в государствах дальнего зарубежья понятия «государственный язык», «официальный язык» и «национальный язык» отождествляются. Например, Большой англо-юридический словарь А.Г. Пивовара расшифровывает «official language» как «официальный, государственный язык». [2, с. 554] В Конституции Республики Кипр от 16 августа 1960 года, в ст. 3, установлено, что официальными языками Кипра являются греческий и турецкий языки. Или в § 17 Конституции Финляндии от 11 июня 1999 года говорится, что национальными языками Финляндии являются шведский и финский языки.

Понятие «национальный язык» может пониматься как социально-историческая категория, [3, с. 346] которая обозначает язык, являющийся средством общения нации, сложившийся в процессе её развития, и выступающий в нескольких формах: литературной (устной и письменной), народно-разговорных разновидностях языка и диалектах. Кроме того, «национальный язык» (англ. national language) может пониматься как государственный (официальный) язык. Здесь по смыслу понятие «национальные языки» приравнивается к «государственным», «официальным», наблюдается своеобразная связка «язык – государство», а не «язык-нация».

Объявление:

Что касается Российской Федерации, то в России понятия «официальный язык», «государственный язык» и «национальный язык» используются в разных значениях. «Национальный» язык понимается как социально-историческая категория. На федеральном уровне используется понятие «государственный язык», а на уровне субъектов – «государственный» и «официальный».
Государственный язык должен обладать следующими признаками: -это один из языков, действующих на территории государственно-территориального, национально-территориального образования; - язык имеет крепкие исторические корни, развит и богат; - многофункционален, используется в подавляющем большинстве сфер жизни общества того или иного государства; - используется в официальной сфере; - устанавливается высшими органами государственной власти или референдумом граждан суверенного государства; - при использовании языка в качестве государственного употребляется преимущественно языковой стандарт, например, в России это современный русский литературный язык; -выполняет интеграционную функцию в государстве; - государственный язык является символом государства.

Понятие «официальный язык» используется в России при официальном закреплении языков национальных меньшинств, языков коренных малочисленных народов. Не любой официальный язык может являться государственным, но любой государственный язык будет включать в себя понятие «официальный язык» (согласно российскому законодательству). Понятие «официальный язык» более узкое по сравнению с понятием «государственный язык». Это видно, например, из ст. 3 Закона РФ от 25 октября 1991 года N 1807-1 (в ред. от 11.12.2002 г.) «О языках народов Российской Федерации», [4] п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона РФ от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ (в ред. от 05.04.2009 г.) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ».

По своей сути «официальный язык» тождественен понятию «рабочий язык» (англ. working language), то есть язык, который используется в органе международной конференции, организации, органе государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций того или иного государства, либо при разработке текстов документов в них, [7, с. 345] например, в Организации Объединённых Наций таковыми являются: английский, русский, испанский, китайский , арабский, французский языки (правило 51 Устава ООН от 26.06.1945 г.). [8] В ст. 20 Хартии Шанхайской организации сотрудничества от 07.06.2002 г. написано, что официальными и рабочими языками данной организации являются русский и китайский языки. [9] Ст. 54 Регламента Государственной Думы ФС РФ говорит, что работа Государственной Думы ФС РФ осуществляется на русском языке. [10] В п. 8 ст. 18 Регламента Общественной палаты РФ сказано также, что работа Общественной палаты РФ ведётся на русском языке.

Исходя из таких теоретических позиций, учитывая теоретический и практический опыт зарубежных государств в правовом регулировании использования языков, мы планирует в дальнейшем изучать российское законодательство о языках.

Список использованной литературы:

1.    Бердашкевич А.П. Государственная языковая политика // Государственная служба. [Электронный ресурс] : научный журнал. – М.: РАГС при Президенте РФ, 2002, № 6 (20), Ноябрь-декабрь. – Режим доступа: http://www.rags.ru.
2.    Пивовар А.Г. Большой англо – юридический словарь. Более 50 000 слов и выражений / А.Г. Пивовар. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.
3.    Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. А.С. Шарова. – М.: Виктория, 2008.
4.    Российская газета. N 235. 14.12.2002.
5.    Российская газета. N 60. 08.04.2009.
6.    Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) от 4 апреля 1992 г. (в ред. от 17 июня 2009 г.) № 445-II // СПС «Гарант». Версия от 11.02.2011.
7.    Юридический словарь / Жильцов Н.А., Липинский Д.А., Хачатуров Д.Л., Чердаков О.И. М.: Изд-во Международного юридического института, 2009.
8.    Устав Организации Объединённых Наций // Официальный сайт ООН. Режим доступа: http://www.un.org/ru.
9.    Хартия Шанхайской Организации Сотрудничества // Официальный сайт ШОС. Режим доступа: http://www.sectsco.org.
10.    Регламент Государственной Думы ФС РФ // Официальный сайт Государственной Думы ФС РФ. Режим доступа: http://www.duma.gov.ru.
11.    Регламент Общественной палаты РФ // Официальный сайт Общественной палаты РФ. Режим доступа: http://www.oprf.ru.
12.    В работе использованы тексты конституций зарубежных государств по состоянию на 1 июня 2010 года. Автор пользовался внутренней электронной библиотекой Государственной Думы ФС РФ.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >