
Уголовная ответственность за геноцид |
Проблемы применения нормы об уголовной ответственности за геноцидАвтор: Москалев Г.Л., Хлупина Г.Н.Преступление геноцида, посягая на безопасность человечества, представляет, пожалуй, наибольшую общественную опасность среди всех, запрещенных уголовным законом, деяний. В Уголовном кодексе Российской Федерации статья 357, предусматривающая уголовную ответственность за преступление геноцида существует с 1996 года. За 15 лет существования рассматриваемой нормы в российском уголовном законодательстве по данной статье не было вынесено ни одного обвинительного приговора суда. Этот факт ставит вопрос об эффективности работы судебных органов при осуществлении судопроизводства по делам о геноциде. События в Южной Осетии трехлетней давности и отсутствие обвинительного приговора суда по данному делу по сей день говорят о том, что проблема применения нормы об уголовной ответственности за геноцид актуальна для России и требует решения. В августе 2008 года разгорелся вооруженный конфликт в Южной Осетии. Следственным комитетом при прокуратуре РФ было возбуждено уголовное дело по статье 357 УК РФ. По состоянию на 4 июля 2009 года факты геноцида в отношении жителей Южной Осетии доказаны следствием. Подозреваемыми по делу проходили руководители Минобороны и МВД Грузии. По заявлению следственного комитета, данное уголовное дело не имеет перспектив на судебное рассмотрение. Российская Федерация не имеет возможности распространить свою юрисдикцию на лиц, подозреваемых по делу о геноциде в Южной Осетии. Таким образом, вопрос о геноциде осетинского народа в августе 2008 года так и остался нерешенным по причине исключительно внутригосударственной юрисдикции российских судебных органов.
На основании вышесказанного, можно утверждать, что причинами отсутствия практики применения нормы о геноциде, закрепленной в статье 357 УК РФ, являются исключительно внутригосударственная юрисдикция судебных органов, а также политический фактор, неизбежно влияющий на решение вопроса о наличии или отсутствии геноцида. Изложенная ситуация в Российской Федерации не исключительна. Напротив, и за рубежом есть примеры того как неэффективны национальные судебные органы, когда речь заходит преступлении геноцида. Причем в каждом конкретном случае имеются свои факторы негативно влияющие на ситуацию. Так в апреле 1994 года в Руанде начались действия со стороны племени хуту, по массовому уничтожению меньшинства – тутси. Поставленная в условия гражданской войны Руанда оказалась не в состоянии самостоятельно осуществлять судебную власть. Похожая ситуация имела место на территории бывшей Югославии, где в ходе гражданской войны 1991-1995 годов наблюдались массовые этнические чистки. Известно, что по политическим мотивам сербские власти не желали осуществлять судебное преследование своих собственных граждан. Таким образом, можно утверждать, что в ситуации конфликта национальные судебные органы часто не готовы, либо не способны действовать. Дабы изменить ситуацию и не оставлять безнаказанными акты преступлений против безопасности человечества существуют международные трибуналы. По окончании второй мировой войны, был учрежден Международный военный трибунал в Нюрнберге. Это был первый случай, показавший, что для решения вопросов о таких преступлениях как геноцид нужна консолидация усилий всего мирового сообщества. Позже появились Международный трибунал по Руанде и бывшей Югославии. За время своего существования данные органы показали свою эффективность. Но любой международный трибунал имеет и очевидные минусы. Будучи судом ad hoc, международный трибунал формирует свою практику применения той или иной нормы. Отсюда практика различных трибуналов может существенно отличаться, что влечет неоднозначность в понимании самой нормы. Другой минус суда ad hoc заключается в том, что его учреждение – довольно сложный процесс. При решении вопроса о создании трибунала разница политических позиций членов Совета безопасности ООН может негативно отразиться на результате деятельности органа в виде использования права «вето» на принятие резолюции о создании трибунала. Для нейтрализации изложенных негативных аспектов деятельности судов ad hoc, был создан постоянно действующий международный судебный орган - Международный уголовный суд. Римский Статут Международного Уголовного Суда был принят в 1998 году. В 2000 году данный акт был подписан и Российской Федерацией, но так и не прошел процедуру ратификации. В заключении напомним, что на процесс привлечения к уголовной ответственности за совершение преступления геноцида национальными судебными органами негативно влияет множество факторов. Так политический фактор повлиял на решение по делу Гайчаева в 2001 году, а национальная юрисдикция российских судов не дала привлечь к ответственности военное руководство Грузии по делу о геноциде южноосетинского народа. Эти факторы и явились причиной того, что на настоящий момент отсутствует практика применения российскими судами статьи 357 УК РФ. Неэффективность национальных судебных органов по делам о геноциде подтверждает опыт и других стран, например, Руанды и Сербии. Эффективность в осуществлении уголовной юрисдикции по делам о геноциде показали международные трибуналы ad hoc, но и они имеют ряд недостатков, как то сложность в учреждении такого органа и отсутствие единой практики. Это привело международное сообщество к созданию Международного уголовного суда. Таким образом, можно сделать следующий вывод: на настоящий момент можно констатировать неспособность судебных органов России эффективно применять норму об уголовной ответственности за геноцид. Для решения этой проблемы необходима интеграция России в деятельность Международного уголовного суда, и, как следствие, утверждение юрисдикции данного органа на территории России в том числе и по делам о преступлениях геноцида. Дабы осуществить эту интеграцию необходимо ратифицировать Римский статут Международного уголовного суда. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|