Договор международной перевозки |
О некоторых проблемах квалификации договора международной перевозки пассажира и багажаАвтор: Касаткина А.С., Ерпылева Н.Ю.1. Договор международной перевозки представляет собой особый вид международных коммерческих сделок и включает в себя как публично-правовой (определение статуса транспортной среды), так и частноправовой (непосредственная организация самой перевозки) аспекты. 2. В международных конвенциях, регулирующих перевозки пассажиров, понятию договора перевозки отведено мало внимания. 3. Отправной точкой в определении договора международной перевозки пассажира могут служить дефиниции, данные в национальных источниках, с включением в них иностранного элемента. 4. Ряд вопросов, касающихся договора перевозки, до настоящего времени не имеет единого решения, на что обращают внимание многие правоведы, занимающиеся изучением данной проблемы. Так, на сегодняшний день, высказывается предложение разграничить договор перевозки пассажира и договор перевозки багажа. 5. Основной аргумент сторонников идеи разграничения договора перевозки пассажира и договора перевозки багажа состоит в том, что пассажир непосредственно не связан со своим багажом: порой он отправляет свой багаж, не следуя на том же транспортном средстве, в частности при воздушной перевозки. Объявление: 6. В качестве квалифицирующего признака в обосновании существования двух самостоятельных договоров следует указать на наличие у каждого из них своего предмета. Если предметом договора перевозки пассажира является услуга по доставке пассажира в пункт назначения, то предметом договора перевозки багажа – услуга по доставке багажа в пункт назначения и выдаче его уполномоченному лицу. 7. Договор международной перевозки пассажира следует отнести к числу консенсуальных, взаимных и возмездных. Являясь консенсуальным договором, он считается заключенным с момента достижения сторонами согласия по всем существенным условиям. Взаимный характер договора заключается в том, что на обе стороны возлагаются встречные обязательства. Что же касается возмездного характера договора, то он проявляется в оплате пассажиром международной перевозки. 8. Сторонами рассматриваемого договора являются перевозчик и пассажир. Появление третьего участника правоотношения, подобного грузополучателю при перевозке груза, в отношениях, связанных с перевозкой пассажира, исключено, однако данное положение не исключает права третьих лиц, не участвовавших в договоре, предъявить в случае гибели пассажира претензию к перевозчику. Нередко одной из сторон международной перевозки пассажира выступает иностранное физическое лицо (пассажир) или юридическое лицо (в лице перевозчика). 9. Поскольку международная перевозка связана с пересечением государственной границы (границ), при ее осуществлении возникают определенные правовые моменты, которые связаны с вопросами получения пассажиром визы и ее предъявлении на границе, а также наличия у него заграничного паспорта. Без данных документов осуществление перевозки пассажира невозможно. Здесь обнаруживается накладывание публично-правовых международных институтов на частноправовые институты с вытекающими правовыми последствиями. 10. Предметом договора международной перевозки пассажира является услуга по доставке пассажира в пункт назначения. В некоторых конвенциях предмет договора конкретизируется. 11. Форма рассматриваемого договора специфична. Факт наличия договорных отношений между перевозчиком и пассажиром и факт внесения провозной платы удостоверяется проездным билетом, а при провозе багажа - багажной квитанцией. 12. Конвенции, регулируя вопрос о данных, которые должен содержать проездной билет2, определяют следующие положения: указание места отправления и места назначения; название и адрес перевозчика; ссылки на то, что договор перевозки подпадает под действие соответствующей конвенции. 13. Билет пассажира относится к так называемым индивидуальным документам. Однако в международных перевозках пассажира получила свое распространение и такая форма договора, как коллективный пассажирский билет. 14. Важный момент, которого нет в российском транспортном законодательстве, но который урегулирован международными конвенциями, - это положения о том, что отсутствие, неправильное оформление или потеря билета пассажира не затрагивают существования или действительности договора перевозки. 15. Таким образом, договор международной перевозки пассажира обладает рядом особенностей. Во-первых, ему присуще наличие иностранного элемента. Суть данной особенности заключается в том, что в основу нормативной базы, регулирующей данный договор, составляют международные правовые источники. 16. Другая особенность данного договора заключается в его документационном оформлении. Для осуществления международной перевозки пассажира одного билета недостаточно, поскольку также необходимо наличие визы и заграничного паспорта. 17. Международной перевозки пассажиров, характерны также отличия, связанные с пределами ответственности перевозчика по договору перевозки пассажира. В международных правовых источниках они конкретизируются с указанием предельных сумм возмещения в случае причинения ущерба, связанного со смертью, телесными повреждениями или нанесением другого вреда физическому здоровью пассажира. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|