Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Несовершеннолетние в воспитательной колонии





Несовершеннолетние в воспитательной колонии

Основные направления ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии

Автор: Васягина А.А., Плющ И.В.

Сам по себе факт осуждения и нахождения в закрытом режимном учреждении долгое время рассматривался как мера, достаточная для изменения социальной ориентированности осужденных. Однако в последнее время приходит понимание того, что и эта категория граждан нуждается в помощи и в первую очередь, если речь идет о несовершеннолетних преступниках. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2009 году в РФ число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии, достигло 94720 единиц1. МВД России отмечает, что в среднем в год 19,1 тыс. несовершеннолетних совершает преступление повторно2. Таким образом, около 20,2% в год составляет рецидивная преступность несовершеннолетних граждан.

Сам факт попадания лица в места лишения свободы указывает на то, что процесс его социализации прошел негативно: человек либо не усвоил социально необходимые знания и навыки, либо усвоил их в искаженном виде. Очевидно, что наряду с исправительной, воспитательной работой в отношении осужденных к лишению свободы, должна осуществляться целенаправленная деятельность по формированию социально значимых навыков, коррекции, замене старых моделей поведения новыми – социально приемлемыми. Эта деятельность носит название «ресоциализация осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы». Ресоциализация осужденных является основной задачей специалиста по социальной работе в пенитенциарной системе, однако на практике работа по ресоциализации ведется недостаточно эффективно.

В качестве направлений ресоциализационных мероприятий можно выделить следующие: образование, труд, общественную деятельность, культуру и творчество, семью. Работа должна осуществляться по всем перечисленным направлениям в равной мере.

Получение осужденными общего и начального профессионального образования является обязательным. Сейчас воспитанники детских колоний имеют возможность получать также средне-специальное и высшее образование по заочной и дистанционной формам обучения. Немаловажным фактором является материально-техническое оснащение школ и ПТУ на территории воспитательной колонии. Воспитанник детской колонии имеет право получить образование такого же уровня, что и учащиеся любой другой школы, чтобы иметь те же шансы при получении профессионального образования, а в итоге быть конкурентоспособным на рынке труда.

От администрации колонии зависит многообразие форм труда, обеспечение возможности и создание соответствующих условий для трудовой деятельности воспитанников. В результате этого воздействия предполагается возникновение у воспитанников понимания необходимости трудовой деятельности, привычки трудиться, осознания ценности своего и чужого труда. Не менее важным является приобретение первичного трудового стажа, который будет иметь значение при трудоустройстве после освобождения.

Объявление:

Большое значение для вовлечения в общественную жизнь и формирования социальной ответственности, моделей гуманного, нравственного поведения имеет общественно-полезная деятельность воспитанников. Это даёт воспитанникам возможность взаимодействовать с людьми за пределами колонии, чувствовать себя полезными, ощущать благодарность других людей как результат полезной и позитивной деятельности. Для многих из них такой социальный опыт уникален.

Сравнительно новым и разнообразным по содержанию является опыт организации на территории пенитенциарных учреждений самодеятельных коллективов и творческой деятельности, открытие студий звукозаписи, фотомастерских. Ранее осужденные воспитательных колоний принимали участие в конкурсе «Калина красная» (ежегодный конкурс песни среди осужденных) наравне с осужденными исправительных колоний. Это способствовало приобщению подростков к субкультуре взрослых преступников. Сейчас для них организуют отдельный конкурс, который носит то же название и проходит в школе в с. Бражное Красноярского края совместно со школьниками. Это очень важный опыт для воспитанников, который сочетает в себе возможность реализовать себя в творчестве и соприкоснуться с другой культурой.

В последнее время ГУФСИН России по Красноярскому краю активно применяет практику проведения на территории пенитенциарных учреждений различных спортивных мероприятий, соревнований по различным видам спорта. В качестве поощрения, администрация Канской воспитательной колонии организует групповые выезды воспитанников за территорию колонии на различные спортивно-оздоровительные площадки, например на каток, на озеро.

Сегодня на территории многих исправительных учреждений действуют церковные приходы, куда может обратиться каждый желающий. Помимо служб священнослужители проводят разъяснительные беседы с осужденными, основная цель которых заключается в «обращении к вере», исправлении данной категории лиц.

Важнейшим направлением ресоциализации является работа с семьей воспитанника. Однако, воспитанники колонии - это, как правило, подростки из неполных, неблагополучных семей, сироты, воспитанники детских домов. Поэтому зачастую необходимо пробудить стремление к диалогу, наладить каналы общения между подростком и его семьей. Помимо установления связей с семьей, социальному работнику необходимо вести деятельность по подготовке семьи к возвращению подростка из воспитательной колонии. Необходимо научить родителей общаться с ребенком, помочь создать благоприятный климат в семье, пробудить у родителей заинтересованность и чувство ответственности за своего ребенка. Семья является основным институтом поддержки и помощи    освободившемуся    из    мест    лишения    свободы несовершеннолетнему и должна быть готова к этому.

Таким образом, выделяют такие направления ресоциализации несовершеннолетних, как труд, образование, общественная деятельность, работа с семьей подростка, культура и творчество. Степень эффективности процесса ресоциализации каждого лица, осужденного к лишению свободы, зависит не только от ресоциализационных программ, но и от его индивидульных психологических установок, мировоззрения, характера конкретной ситуации. Поэтому, когда говорим о процессе ресоциализации, то акцентируем внимание, что этот процесс должен носить индивидуальный характер, так как направлен на человека с определенными свойственными только ему личностными качествами. Кроме того, процесс ресоциализации должен идти по всем вышеперечисленным направлениям, чтобы подросток развивался разносторонне и получил все социально необходимые знания и навыки.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >