Социальные представления студентов |
Социальные представления студентов - социальных работников о семье и браке как дополнительный ресурс социальной работы с молодой семьейАвтор: Жижко А.В., Жижко Е.В.Уже несколько десятилетий актуальным остается вопрос о современном состоянии института семьи. После сексуальной революции и развития рыночных отношений стереотипные представления о традиционной семье в современной России постепенно «сходят на нет». Число браков снижается, а число разводов растет. У современных молодых людей нет четкого представления о материнстве и отцовстве, о том, как создать полноценную семью и справиться со всеми ее кризисами. В октябре 2010 г. автором было проведено анкетирование студентов, обучающихся по направлению «социальная работа» в Сибирском федеральном университете (г. Красноярск), для выявления отношения потенциальных социальных работников к институту семьи и брака. Всего в анкетировании приняли участие 128 человек, 69% из которых – представители женского пола и 31% – мужского. Прежде всего нас интересовали мотивы вступления в брак. Из мотивов вступления в брак для 96% опрошенных на первом месте стоит «любовь», 59% выбрало «стабильность» и 48% отметило «финансовую обеспеченность». На «страсть» и «беременность» пришлось по 15%, «страх одиночества» отметили 11% (респонденты мужского пола в возрастной группе старше 22 лет и женского 19-20 лет). «Давление близких» отметило 2%. Свой вариант ответа предложили 5%: «в семье уютней жить», «комфорт», «социальный статус», «уверенность в себе». Интересно, что «финансовая обеспеченность» – как мотив – появляется у респондентов-мужчин в 19-20, а у респондентов-женщин в 17-18 лет, то есть на два года раньше. При выборе будущего супруга опрошенные на первое место ставят «взаимные чувства» (80%), далее – «доверительное отношение друг к другу» (71%) и «сходство интересов» (43%). Так же многие мужчины отмечали важность внешних данных и сексуального темперамента будущей супруги. Женщины же считают важным «работу и возможность карьерного роста мужа», что может говорить о традиционном представлении о семье, где «муж – кормилец». Объявление: Оптимальную разницу в возрасте брачующихся «2-4 года» (при условии, что мужчина старше) отметили 52%. Также были варианты ответов: «ровесники» (13%), «один год» (мужчина старше, 13%), 5-7 лет (мужчина старше, 19%). Варианты, где женщина должна быть старше не были выбраны, что опять говорит о традиционном взгляде на институт семьи. Весьма интересен срок вступления в брак. Большинство респондентов считают, что пара должна вступить в брак через 2-3 года с момента начала отношений (45%), с разницей в 15% следует ответ «1-2 года», то есть большинство подходит осознанно к вступлению в брачные отношения. Никто из респондентов не выбрал ответ «пара вообще не должна вступать в брак», что говорит о важности института брака для будущих социальных работников. Вопрос об отношении родителей к выбору будущего супруга разделил респондентов на 2 группы: 1)выбор должен быть выполнен без учета мнений родителей (43%, большинство – мужчины) и 2)выбор должен быть выполнен самостоятельно и одобрен родителями (55%, большинство – женщины). 2% считают, что выбор должен быть осуществлен родителями. К «гражданскому браку» отношение более традиционное для современного общества: положительно относятся 77%, считая, что до брака необходимо «пожить вместе», 13% – «отрицательно» (не считают его браком). При этом почти все респонденты допускают добрачные сексуальные отношения (97%). Изменения происходят и в восприятии ролевой доминанты в семье. Еще сильна традиционная доминирующая роль мужа (40%), но верх берет «равенство в семейных отношениях» (58%) за счет ответов женщин. Что касается разделения домашних дел, то здесь просматривается такая же тенденция: «традиционное разделение домашних дел на мужские и женские» (41%) и «нет, это устаревший стереотип» (50%). В целом потенциальные социальные работники в Сибирском федеральном университете демонстрируют более позитивное и ответственное отношение к институту семьи и брака, чем студенты, обучающиеся по другим направлениям этого же университета. Такое отношение формируется как довузовским внутрисемейным воспитанием, так и спецификой обучения по направлению «социальная работа»: студенты изучают учебные дисциплины «Семьеведение», «Феминология и гендерология», «Социальная психология», «Технология социальной работы» и многие другие. Все выше перечисленные дисциплины в той или иной форме постепенно формируют у студентов позитивно направленную «идеологию семьи». Можно надеяться, что являясь носителями «идеологии семьи» будущие специалисты: во-первых, выстроят конструктивные взаимоотношения в своих собственных семьях; во- вторых, помогут своим клиентам создать и сохранить семьи, стать ответственными родителями. Таким образом, отношение потенциальных социальных работников к институту семьи и брака – это дополнительный ресурс социальной работы с молодой семьей. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|