
Проблемы гуманитаризации образования |
Проблемы гуманитаризации образованияАвтор: Борисенко Е.А.Проблема формирования личности будущего специалиста в высшем учебном заведении чрезвычайно многогранна и полностью охватить все е? аспекты практически невозможно. Хотя в общем плане проблема гуманитаризации и интеллектуализации общества существует давно, однако в конструктивном аспекте идея формирования гуманистических черт и развития интеллекта личности лишь сейчас приобретает актуальность в связи с созданием новых информационных технологий, основанных на машинном интеллекте, в котором ч?тко действует связь: гуманный человек – компьютер – мышление – деятельность. Идея развития технологий гуманитаризации образования требует пересмотра ряда теоретических положений по вопросам гуманизации и развития интеллекта личности. Дело в том, что социально-экономические реформы нынешнего общества, направленные на выведение его из глубочайшего кризиса, в условиях старой психологии людей сопровождается целым рядом противоречий. Их успешное преодоление невозможно без одновременного воспитания нового человека и создания нормальных условий заинтересованности общества в скорейшем прохождении реформ. В сознании людей должна состоятся переоценка ценностей, ведь психология обычного человека не может спокойно воспринимать такие понятия, как частная собственность, большие доходы, свободные цены, риск потерять постоянную работу, должность, выгодное положение в обществе. Вс? это – результат очень низкого уровня экономической и политической культуры, потому что главной функцией нашего образования последних десятилетий было не формирование высокообразованного человека, а подготовка специалиста, работника, способного выполнять только производственные функции, и не более. Однако, даже высококвалифицированным работником практически невозможно стать, не имея соответствующей общегуманитарной подготовки. Получение высокой квалификации и дальнейшая продуктивная работа специалиста возможны только в случае понимания процессов, происходящих в обществе. Более того, низкая гуманитарная подготовка – это прямая угроза демократии, разумному и гуманному обществу. С другой стороны, современная эпоха характеризуется быстрыми темпами технического прогресса, усовершенствованием технологий, комплексной механизацией, автоматизацией и компьютеризацией производства. Вследствие этого изменяется содержание труда работника, расширяются возможности применения умственного труда на производстве. Соответственно, возрастают требования к уровню технических знаний специалиста, умению использовать их в практической работе. Чтобы за короткое время адаптироваться к новым условиям, усвоить производственный процесс и работать с высокой продуктивностью, человек должен иметь широкий технический кругозор, высокую общую культуру, уметь быстро осваивать новые технологии. Чрезвычайно актуальным сегодня является определение соотношения между научно-техническим прогрессом и культурой с е? духовными, социальными и политическими феноменами. Кроме того, быстрая смена технологий (а в последнее время, к тому же, перманентно увеличивается безработица) приводит к тому, что человеку приходится осваивать новые профессии, искать себя в новой работе. Профессии видоизменяются, возникают новые. Происходит сближение разных профессий, их взаимопроникновение. От специалиста любой отрасли требуются разнообразные знания, высокоразвитое мышление, творчество. Он должен знать ситуацию, систематически обновлять свои знания, быстро перестраивать условия труда. Вс? сказанное выше выдвигает особые требования к последовательности, непрерывности школьного, профессионального и высшего образования. На первое место выходит необходимость развивающего обучения, то есть такого, которое обеспечит активную умственную деятельность студентов, выработает в них умение сопоставлять, сравнивать, обобщать, ориентироваться в новых обстоятельствах, формировать обобщающие умения и навыки. Чтобы знать, как необходимо изменять систему работы образования, необходимо иметь ч?ткие представления о занятости населения в разных сферах деятельности, видеть тенденции дальнейшего развития и изменений в этом направлении. Кроме того, необходимо и меть в виду, что теперь наступил такой этап общественного развития, когда уже просто невозможно в школе, в колледже, ВУЗе обучать только для жизни – уже за школьной партой учеников необходимо подготовить к обучению в продолжение всей жизни. Темпы изменений и обновлений в обществе настолько высоки, что человек должен постоянно учиться, приспосабливаться к новым требованиям. Вс? это требует, с одной стороны, усовершенствовать научно-технический и методический уровни преподавания учебных дисциплин, а с другой, – заинтересовать и активизировать работу студентов над их изучением. Особенно важным является е? обеспечение на первом курсе. Недавним выпускникам школы тяжело адаптироваться к вузовской организации учебного процесса. Изменение режима учебных занятий, отсутствие навыков самостоятельной работы обуславливают снижение активности студентов, их постепенное отставание от учебного графика, накопление задолженностей. В этой связи особо важным заданием является задание научить студентов работать самостоятельно, проводить исследования тех или иных явлений, делать соответствующие выводы, проверять их правильность. Студенты должны понять, что при соответствующей организации работы можно много сделать, не снижая продуктивности и не перенапрягая себя. Основными формами обучения студентов в ВУЗе являются лекционные, практические, семинарские занятия, проводимые преподавателями, и домашняя самостоятельная работа над наукой. Мы, прежде всего, настаиваем на организации ежедневной самостоятельной работы студентов, которая предусматривает такую деятельность, которой студент занимается без непосредственного участия преподавателя, но по его заданиям, руководством и наблюдением. Организация самостоятельной работы студентов, с нашей точки зрения, должна быть направлена на решение двух взаимосвязанных задач: 1) развивать у студентов самостоятельность в познавательной деятельности, т.е. учить их самостоятельно осваивать знания; и 2) учить студентов самостоятельно использовать знания в обучении и практической деятельности. Студент, владеющий навыками самостоятельной работы, активней и глубже усваивает учебный материал, является лучше подготовленным к творческой работе, к самообразованию и продолжению обучения. В условиях научно-информационной революции быстрое «старение» знаний требует необходимости непрерывного их пополнения. Как показывает наш опыт, самостоятельная работа студентов должна включать: 1. Работу с конспектом и литературой (изучением научно-методических пособий, методических журналов, справочников); Одним из решающих факторов в подготовке высококвалифицированных специалистов является личность преподавателя, его научно-теоретический, психолого-педагогический и методический уровни. Современные педагогические технологии ориентированы на развивающее обучение. Итак, готовить будущего специалиста в ВУЗе могут преподаватели, владеющие методикой активизации интеллектуальных сил. Сложное социально-психологическое новообразование, коим является личность будущего специалиста, может формироваться под воздействием профессионально направленной деятельности преподавателя ВУЗа, проявляющейся в качественном преподавании им лекций, в организации практических и семинарских занятий, тактичности общения со студентами, а также поведения в быту, даже манере держаться. Кроме того, срабатывает вечная проблема переноса сущности одной личности на другую, проблема контактов. Каким является этот контакт со стороны преподавателя – индивидуальным, групповым или фронтальным, – он всегда выполняет не только коммуникабельную или познавательную функции, а и профессионально-педагогическую, является фактором формирования творческой индивидуальности, прогнозирования способностей выпускника ВУЗа. Важно, чтобы эти контакты (эмоциональное воздействие) были осознанными, целенаправленными. В процессе учебно-познавательной деятельности нынешние студенты как главнее критерии выделяют: - интеллект преподавателя, умение научить мыслить; Актуальной проблемой современного образовательного процесса является также проблема межпредметных связей. Дело в том, что практика обучения, господствовавшая последние десятилетия, ориентировалась на запоминание определ?нного объ?ма информации. В наше время это уже практически невозможно. Объ?м и содержание учебного процесса, определяющего содержание современного образования, могут быть усвоены только в системном единстве, не только и не столько при помощи памяти, сколько благодаря логике мышления. Вс? это требует использования сведений смежных дисциплин, опоры на всю отработанную совокупность знаний и умений во всей системе понятий, а не только в конкретной учебной дисциплине. Иными словами, на современном этапе развития образовательных технологий межпредметные связи являются необходимым условием формирования глубоких и крепких знаний. Проблема межпредметных знаний имеет, как минимум, два аспекта: методологический и познавательный. С точки зрения последнего, межпредметные связи имеют под основой единство умственного процесса, систему ассоциаций, возникающих при формировании совокупности понятий, их закрепления в памяти и активное использование в будущем как в умственном процессе, так и в практической деятельности. Очевидно, что между понятиями, которые формируются в разных учебных дисциплинах, всегда устанавливаются те или иные связи. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|