Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Проактивный менеджмент

Проактивный менеджмент – основа эффективного управления организацией в современных условиях

Автор: Остроухова Н.Г.

В условиях ограниченного платежеспособного спроса, жестокой конкуренции и постоянно повышающегося объема производства различных товаров и услуг руководству предприятия для обеспечения устойчивого функционирования и эффективного развития фирмы необходимо использовать качественно новые подходы к управлению. Одним из таких подходов является проактивный менеджмент. Использование руководством организаций концепции проактивного управления в режиме реального времени – это залог выживания их предприятия сегодня, когда «бизнес со скоростью мысли» [1] перестал быть привилегией единичных компаний.

Сегодня термин «проактивность» широко используется в различных науках: управление персоналом, информационные технологии, психология, менеджмент и т.д., что и объясняет множество его трактовок. Для рассмотрения явления проактивности в менеджменте воспользуемся определением, предложенным Ньюстромом и Дэвисом в их книге «Организационное поведение»: проактивность – это предвидение событий, инициирование перемен, стремление «держать в своих руках» судьбу организации [3, с. 343]. Наличие таких качеств, по мнению Ньюстрома и Дэвиса, является обязательным для менеджера высшего звена.

Отсутствие проактивности – подчинение внешним условиям в большей мере, чем внутренним стремлениям считается на западе серьезным недостатком. Исследователи в этой области пришли к выводу, что гораздо больше в жизни добиваются именно проактивные люди. Реактивные же, как правило, «плывут по течению», доверяясь обстоятельствам, а не изменяя их в свою пользу. Поэтому руководство любой западной компании старается собрать у себя как можно больше проактивных людей, так как проактивные люди могут не только вывести вперед себя, но и помочь выбиться вперед своей компании.

В России, к сожалению, проактивность все еще считается плохим качеством, практически пороком. Это обусловлено и менталитетом, и существовавшими долгое время социальными установками. Основой проактивности являются, прежде всего, амбиции, которые позволяют двигаться вперед. И если западные компании принимают в свои ряды только амбициозных претендентов на руководящие должности, которые не скрывают желания занять высокий пост, то в нашей стране таких людей считают выскочками, эгоистами и т.д. В то время как быть проактивным значит действовать, а не быть объектом воздействия. К этому и стремятся все организации – не плыть безвольно по течению, подчиняясь обстоятельствам, а вести свой бизнес как это нужно именно им. Как показывает мировой опыт, проактивные компании добиваются большего в бизнесе, чем их реактивные конкуренты. Это и объясняет актуальность исследования проактивного менеджмента и поиск путей его внедрения на российских предприятиях. Переход от реактивного управления к проактивному должен стать приоритетным направлением для отечественных компаний.

Реактивная компания – компания, реагирующая на изменения внешней и внутренней среды, но не прогнозирующая изменения и не влияющая на них.

Объявление:

Проактивная компания – компания способная изучать себя и окружающую среду и изменятся, чтобы обеспечить упреждающее развитие по отношению к динамике потребностей клиентов и вызовам конкурентов на основе баланса интересов всех участников рынка.

Предусмотреть и предотвратить – основные принципы проактивного управления. Целью реактивного управления является реакция на существующие у фирмы проблемы и разработка мероприятий, не допускающих их повторения. Проактивное же управление направлено на предотвращение возникновения проблем.

Проактивная компания имеет ясные цели, миссию, видение и руководящие принципы, гибкую организационную структуру. Основой проактивного управления является признание и анализ ошибок, осуществление корректирующих воздействий по результатам анализа, свобода выбора, способность к самообучению, сильный корпоративный дух. Проактивная компания – это, как правило, обучающаяся организация.

Для реализации проактивного управления на предприятии на сегодняшний день используют такие методики как BPR (business process reengineering – реинжиниринг бизнес-процессов), KPI (key performance indexes – ключевые показатели деятельности), BSC (balanced score card – сбалансированная система показателей деятельности предприятия), бюджетирование, моделирование на основе стандартов IDEF0, IDEF3, SADT, UML и многое другое [4].

Как уже было сказано выше, основой проактивного управления является признание и анализ ошибок, которое не возможны без контроля. Проактивный контроль нацелен на выявление отклонений в состоянии социально-экономической системы на сегодняшний день, которые в будущем могут привести к негативным последствиям. На основе результатов проак-тивного контроля принимаются или планируются к принятию управленческие решения, которые способны предотвратить неблагоприятное для компании развитие событий.

Согласно принципу Парето, 20% скрытых и явных угроз превращается в 80% критических ситуаций, несущих негативные последствия для фирмы. Естественным является стремление выявить данные угрозы и предотвратить их осуществление. В большинстве случаев в результате проактивного контроля проблемы становятся известными заблаговременно, что позволяет спланировать и осуществить мероприятия по их устранению.

Реактивный же контроль позволяет лишь фиксировать факт неблагоприятных событий и, в лучшем случае, разработать мероприятия по предотвращению подобных ситуаций в будущем. Такой подход к управлению неприменим в условиях неопределенной, постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры, во-первых, потому что каждая ситуация уникальна и неповторима, во-вторых, некоторые неблагоприятные ситуации, случившиеся в настоящем могут поставить под вопрос существование компании в будущем.

В отечественной и зарубежной литературе по менеджменту также выделяют превентивный контроль, цель которого состоит в проверке качества входящих потоков ресурсов [2, с. 724]. На первый взгляд, термины «проактивный контроль» и «превентивный контроль» используются для отражения сущности одного и того же процесса. На самом деле это не так: целью превентивного контроля является обеспечение гарантии высокого качества входящих ресурсов, а проактивного – выявление отклонений в состоянии социально-экономической системы на сегодняшний день, которые в будущем могут привести к негативным последствиям. То есть объектом превентивного контроля являются ресурсы, а проактивного – организация и внешняя среда, в которой она функционирует.

Эффект от внедрения на предприятии проактивного управления в общем и проактивно-го контроля в частности можно выразить фразой «сегодня потратим час, завтра сэкономим день». Однако, проактивное управление, не смотря на все свои преимущества, не является единственно верным способом ведения бизнеса. В некоторых случаях необходимо наравне с внедрением проактивного менеджмента сохранить и методы реактивного. Речь идет о соблюдении баланса между проактивностью и реактивностью в плане затрат ресурсов.

При всей привлекательности идеи предотвращения всех проблем до их возникновения, нужно понимать, что это невозможно, да и неоправданно с точки зрения ресурсов. Всегда найдутся проблемы, мелкие происшествия, которые дешевле устранить по факту, чем организовывать деятельность по их предотвращению. Поэтому необходимо поддерживать разумный баланс между проактивным и реактивными мерами. Полезно для поиска этого баланса использовать принцип Парето: 20 % проблем приводит к 80 % ущерба. Проактивное управление нацелено на выявление ошибок в осуществленном ранее управлении, которые еще ни к чему плохому не привели, неизвестно приведут ли, и неизвестно есть ли вообще эти ошибки. Поэтому затраты на проактивный контроль не всегда могут оказаться оправданными и к этому надо быть готовым. Однако положительный результат от проактивного контроля, который всегда присутствует – информация, которая может быть использована для поиска и обоснования рациональных управленческих решений.

Список литературы и источников

1.    Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. Изд. 2-е, исправленное – М.: изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
2.    Дафт Р. Менеджмент. – 6-е изд./Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008.
3.    Ньюстром Д.В., Дэвис К. Организационное поведение. – СПб., 2000.
4.    http://www.klubok.net/article1487.html


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >