Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Разработка инновационного продукта

Этапы разработки инновационного продукта на примере гирокоптера «Ника»

Автор: Забегаева Е.В., Чувызгалова Ю.А.

Современный мир, движимый знаниями, характеризуется непрерывным процессом обновления технологий. Если раньше жизненный цикл продукта измерялся годами и десятилетиями, то сейчас обновления происходят каждые 2–3 месяца. Любая компания, желающая выжить в жесткой конкурентной среде, одержать победу в борьбе за потребителя и обеспечить себе дальнейшее процветание, должна рассматривать инновации не как единичные явления в своей хозяйственной деятельности, а как непрерывный ответ на изменяющиеся рыночные условия и потребительские требования.

Опыт показывает, что успеха добиваются те предприятия, которые строят свою деятельность на основе инновационного подхода и выбирают разработку новых товаров и услуг одним из приоритетных направлений своего развития. Однако производство инновационных товаров не всегда прибыльно: удачно вывести на рынок новый продукт удается лишь в 10% случаях [4]. Целью настоящей статьи является описание общих методологических основ разработки нового товара, соблюдение которых поможет повысить вероятность успешной коммерческой реализации идеи.

В зарубежной и российской литературе можно найти большое количество определений понятия «инновация», наиболее полно смысл отображается в следующей трактовке: «инновация (нововведение) – результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду» [1, с. 7].

Обобщая информацию о схемах разработки новых товаров, предложенных разными авторами, можно свести этапы инновационного процесса к данной последовательности [2, с. 388–389; 3, с. 165]: генерация идей, отбор идей, разработка концепции товара, разработка стратегии маркетинга, экономический анализ коммерциализации идеи нового товара, собственно разработка продукта, испытания в рыночных условиях, коммерческая реализация.

Рассмотрим перечисленные этапы на примере разработки инновационного товара – ранцевого гирокоптера с прыжковым взлетом «Ника».

Поиск идеи нового продукта.

Только за последний год количество автомобилей в крупных городах увеличилось на 20%. По прогнозам экспертов-аналитиков в следующем году количество наземного транспорта увеличится на 31%. Такая динамика вед?т к резкому скачку выбросов в атмосферу и более затрудненному передвижению наземных транспортных средств из-за «пробок». Ввиду данных обстоятельств остро вста?т вопрос поиска альтернативных способов передвижения.

Наиболее рациональным является развитие воздушного транспорта, и, в частности, авиации, которая позволит быстро передвигаться на большие расстояния.
Отбор идеи.

Используя метод аналогий, который широко применяется для исследований в маркетинге новых продуктов, проанализируем опыт потребления воздушного транспорта в других странах. В США годовой оборот рынка любительской авиации оценивается в 50 миллиардов долларов, в отрасли трудятся более полумиллиона человек, оборудовано 19 тысяч открытых аэродромов, а число летательных аппаратов превосходит 200 тысяч. Российский рынок характеризуется незначительными темпами роста. К 2010 году емкость российского рынка составляла около 0,5 млрд. долларов [6].

Основываясь на значительном потенциале рынка любительской авиации, предлагается представить на рынок новый продукт – ранцевый гирокоптер с прыжковым взлетом «Ника». Ожидается, что в России с 2012 года рынок ранцевых гирокоптеров с прыжковым взлетом будет стремительно развиваться, так как по оценкам журнала «Авиация общего назначения» развитие российского рынка автожиров движется необычайно быстрыми темпами: за десять лет количество автожиров выросло в 35 раз [5].

Разработка концепции товара.

Инновационность проекта заключается в разработанном оптимизированном концепте гирокоптера, который по своим техническим характеристикам превосходит существующих конкурентов по безопасности, стоимости, габаритам и массе. Более того, концепт экономичен в эксплуатации и удовлетворяет потребность целевой группы потребителей в передвижении «от подъезда до подъезда».

Концепт ранцевого гирокоптера «Ника» с прыжковым взлетом имеет следующие основные преимущества: прыжковый взлет 5–45 м; расчетная цена 950 тыс. руб.; расход топлива 5 л/ч; дальность полета 300 км; масса аппарата 45 кг; скорость полета 45–180 км/ч.

Ранцевый гирокоптер «Ника» будет использоваться в качестве транспортного воздушного средства, что позволит решить проблему перегруженности наземных транспортных потоков и проблему непродолжительного срока службы дорожного покрытия. Кроме того, ги-рокоптеры можно широко использовать для мониторинга лесных и сельскохозяйственных угодий, метео- и ледовой разведки, контроля объектов (газо-, нефтепроводов, линий электропередач) и территорий. Гирокоптеры станут основным средством передвижения в поисково-спасательных мероприятиях и при оказании срочной медицинской помощи в труднодоступных населенных пунктах. В перспективах планируется применение продукта на рынке развлекательных услуг ввиду отсутсвия аналогов в области аттракционов и неразвитости рынка воздушного туризма с применением сверхлегкой авиации.

Таким образом, конечными потребителями будут выступать как частные лица в возрасте от 27 до 45 лет, со средним уровнем достатка, проявляющие желание и готовность беспрепятственно передвигаться на расстояния, не превышающие 300 км, так и государственные службы.

Разработка стратегии маркетинга.

Чтобы обеспечить запланированный уровень сбыта, необходимо четко продумать схему сбыта, в случае с гирокоптером она будет выглядеть следующим образом: производитель – дистрибутор – конечный потребитель. Для проникновения в каналы сбыта следует развивать партнерские отношения с крупными дистрибуторами стран – потребителей недорогих персональных летательных аппаратов. Другим рынком сбыта являются аэроклубы, с которыми также будут заключены соглашения о выборе гирокоптера «Ника» в качестве тренажера для обучения полетам.

Позиционироваться гирокоптер будет как «Самый эффективный персональный летательный аппарат» и «Лучший выбор для учившихся летать на тренажере Ника». Маркетинговые коммуникации будут включать размещение рекламы и экспертных статей в отраслевых периодических изданиях и Интернет-порталах, участие в крупных отраслевых выставках, проведение семинаров.

Экономический анализ коммерциализации идеи нового товара.

Требуемый размер инвестиций на основе структуры затрат составляет 12 миллионов рублей, из которых полмиллиона – затраты на изготовление полномасшабного макета гиро-коптера «Ника»; полтора миллиона – затраты на его испытания и доводку. Десять миллионов представляют собой инвестиции в приобретение комплектующих, изготовление оснастки, производство пробной партии гирокоптеров «Ника» и ее реализацию.

Разработка продукта.

Исходя из оценки производственных возможностей предприятий, на которых планируется организация производства аппаратов, и потенциала привлекаемого инженерно-технического персонала, срок изготовления макета составляет три месяца, срок доводки аппарата до вывода изделия на серийное производство – полтора года. Пробная партия будет выпущена через полтора года после того, как будет полностью аттестован опытный образец.

По результатам проведенного анализа можно заключить, что гирокоптер «Ника» был разработан на основе потребностей потребителя в беспрепятственном передвижении на расстояния, не превышающие 300 км без дозаправки. Компания будет продвигать продукт на рынке B2C и B2B, что позволит дифференцировать продуктовую линейку и диверсифицировать риски. Таким образом, проект по предварительным расчетам окупится через год, что говорит о высокой норме доходности. Принимая во внимание благоприятную ситуацию в отрасли и формирующийся спрос на продукт, компания сможет стабильно развиваться, реинвестируя прибыль в совершенствование аппарата. Данный шаг необходим для обеспечения выпуска новых моделей, что в дальнейшем позволит заменить автомобиль персональным летательным аппаратом.

Итак, на основании описанных этапов становится возможным разработать стратегию вывода на рынок инновационного продукта. Кроме того, у компании возрастает вероятность получения финансирования на стадии pre-seed за счет предоставления инвестору данных об инвестиционной привлекательности проекта.

Список литературы и источников

1.    Винокуров  В.  И.  Основные термины и  определения  в сфере инноваций  //  Инновации. – №4. – 2005.
2.    Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб: Питер Ком, 1999. – 896 с.
3.    Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1993. – 350 с.

Электронные ресурсы

4.    Мокров А. Маркетинг новых продуктов. Судьба ковбоя: живой тот, кто выстрелил первым. Режим доступа: http://www.sostav.ru/columns/opinion/2009/stat4/.
5.    Сутормин Е. Некоторые мысли по поводу автожиров. Режим доступа: http://www.aviajournal.interami.com/sections/journal/arh/magazine/20021/st3.shtml.
6.    МАИ-205. Режим доступа: http://www.com2com.ru/oskbes.

 
< Предыдущая   Следующая >