Эмоциональная компетентность |
Актуальные проблемы эмоциональной компетентности руководителяАвтор: Иванов А.И.К концу ХХ века, когда основные ресурсы оказались близки к исчерпанию, основным фактором конкурентоспособности организации, условием е? выживания становятся человеческие ресурсы. Однако оказалось, что объективно присущие человеку психофизиологические особенности делают невозможным строго рациональное поведение. В результате была разработана концепция «ограниченной рациональности». Е? основной постулат состоит в признании субъективных, психофизиологических особенностей, как объективных факторов, оказывающих важное, а часто и определяющее влияние на поведение человека и процесс принятия управленческих решений. В этот период просыпается интерес к человеческим эмоциям в деловой сфере, где прежде им вообще не было места. Проведенные в этот период исследования подтвердили, что любой вид сознательной человеческой деятельности всегда в той или иной мере связан с развитием эмоциональных реакций и эмоциональных состояний. Причем установлена достаточно надежная связь эмоциональных состояний с общими функциональными состояниями, особенно с состояниями адекватной мобилизации и динамического рассогласования. Объявление: В частности было установлено, что эмоциональность влияет на интеллектуальную и логическую деятельность, на принятие управленческих решений, на характер отношений и общения между людьми, является неотъемлемой частью таких явлений как удовлетворенность трудом и преданность организации, присутствует всегда во всяком деле и поступке. Вопреки существующему еще в современной управленческой среде стереотипу о том, что эмоции мешают работе, они способны повышать работоспособность, положительно влиять на эффективность деятельности персонала. Безусловно, бурно протекающие переживания отрицательной направленности, способны стать серьезным препятствием на пути производительной деятельности и даже дезорганизовать е?. Кроме того, сама управленческая деятельность характеризуется предельно высокой эмоциогенностью, содержит огромное количество факторов для возникновения негативных эмоций и отрицательных переживаний, которые способны значительно повлиять на ее эффективность. Все это говорит о том, что для руководителя крайне важно управлять этой важной сферой человеческой деятельности, для того, чтобы успешно справляться с современными вызовами. С ним солидарны большинство исследователей. В настоящее время существует несколько подходов к изучению влияния эмоционального интеллекта на успешность управленческой деятельности. В частности, исследуются определенные компетенции руководителей, связанные с эмоциями, их личностные качества, также анализируются когнитивные способности человека применительно к эмоциям и т.д. [5]. Менеджер в течение рабочего дня испытывает массу эмоций, сталкивается с эмоциональными реакциями подчиненных, коллег, руководителей, по большей части негативных. Как ими управлять, как правильно реагировать он чаще всего не знает. В итоге он имеет проблемы с взаимоотношениями, морально психологическим климатом в коллективе, собственным здоровьем. Кроме того, необходимость постоянно сдерживать эмоции приводит к снижению «эмоционального порога», эмоциональному выгоранию, регрессивному развитию личности. Постоянно скрывая свое настроение, многие руководители теряют способность испытывать эмоции вообще. Исследования показывают, что эмоциональная уравновешенность руководителей ниже, чем у остальных людей той же возрастной группы. С возрастом эмоциональная устойчивость руководителей понижается, и особенно резко после 34 лет. В возрасте 40–49 лет более чем у половины мужчин-менеджеров гипертоническая болезнь [1]. Поэтому для руководителя крайне важно уметь распознавать свои эмоции, понимать источники, причины их вызывающие и обладать навыками управления ими. Не меньшая чуткость необходима руководителю и в отношении своих подчиненных. Необходимо учитывать эмоциональное состояние сотрудников, понимать, кто из них расстроен, кто злится, в чем причины. Очень важно уметь сопереживать подчиненным, смотреть на мир их глазами, не только слышать, но и чувствовать их. Только разобравшись в собственных чувствах и состоянии окружающих людей, можно говорить об управлении. Но руководитель должен не только понимать свои эмоциональные состояния и состояния работников, он может управлять возникновением эмоций, включить их в интересах достижения организационных целей. Он способен увлекать людей идеей, заражать своей эмоцией, создавать атмосферу вовлеченности, творчества, воодушевлять результатами, пугать последствиями, раздувать злость на то, что мешает работе и т.д. Многие отечественные руководители, отбросив сантименты, срываются на своих подчиненных, кричат на них, резко критикуют их в присутствии коллег, высказываются едко и недоброжелательно. Это становится причиной дискомфорта, подавленности работников, вызывает страх и злость. Человек начинает ненавидеть своего начальника, а вместе с ним организацию, в которой он работает, да и саму работу. Это ведет к снижению удовлетворенности трудом, росту текучести кадров, увеличению числа прогулов, ухудшению трудовой дисциплины и снижению эффективности деятельности в целом. Такая ситуация остро ставит вопрос об эмоциональной компетентности руководителя. Разница между эмоционально компетентным и эмоционально некомпетентным руководителем состоит в том, что первый использует свой эмоциональный репертуар сознательно. Он также может прикрикнуть, повысить голос, стукнуть кулаком по столу. Но при этом он отчетливо понимает, что он делает и зачем он это делает. Руководитель с широким уровнем эмоционального интеллекта – это лидер, за которым идут люди. Он рассматривает эмоции каждого работающего рядом с ним человека как ресурсы, умело используя которые, можно значительно повысить эффективность деятельности организации в целом. В связи с этим можно выделить несколько проблем, требующих решения. Во-первых, на сегодняшний день обнаруживается острая потребность теоретической разработки проблемы эмоционального интеллекта применительно к российской действительности. В-третьих, возникает потребность в диагностировании эмоциональной сферы работников, что требует разработки надежных и в тоже время простых в применении диагностических инструментов. И еще одна важная проблема – это формирование эмоциональной компетентности руководителей в рамках высшего учебного заведения, а также формирование эмоциональной культуры в рамках корпоративной культуры всей организации. Список литературы 1. Генов Ф. Психология управления. – М., 1982. – 351 с. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|