Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Эмоциональная компетентность

Актуальные проблемы эмоциональной компетентности руководителя

Автор: Иванов А.И.

К концу ХХ века, когда основные ресурсы оказались близки к исчерпанию, основным фактором конкурентоспособности организации, условием е? выживания становятся человеческие ресурсы.
Довольно долго в сознании людей господствовало представление о человеке как существе рациональном, о рациональности его поведения в целом. Это вело к развитию жестких схем управления.

Однако оказалось, что объективно присущие человеку психофизиологические особенности делают невозможным строго рациональное поведение. В результате была разработана концепция «ограниченной рациональности». Е? основной постулат состоит в признании субъективных, психофизиологических особенностей, как объективных факторов, оказывающих важное, а часто и определяющее влияние на поведение человека и процесс принятия управленческих решений.

В этот период просыпается интерес к человеческим эмоциям в деловой сфере, где прежде им вообще не было места.

Проведенные в этот период исследования подтвердили, что любой вид сознательной человеческой деятельности всегда в той или иной мере связан с развитием эмоциональных реакций и эмоциональных состояний.

Причем установлена достаточно надежная связь эмоциональных состояний с общими функциональными состояниями, особенно с состояниями адекватной мобилизации и динамического рассогласования.

Объявление:

В частности было установлено, что эмоциональность влияет на интеллектуальную и логическую деятельность, на принятие управленческих решений, на характер отношений и общения между людьми, является неотъемлемой частью таких явлений как удовлетворенность трудом и преданность организации, присутствует всегда во всяком деле и поступке.
Кроме того, эмоциональные реакции человека несут достаточно большой объем информации, которой,   как правило,   так не хватает при принятии решений.

Вопреки существующему еще в современной управленческой среде стереотипу о том, что эмоции мешают работе, они способны повышать работоспособность, положительно влиять на эффективность деятельности персонала.

Безусловно, бурно протекающие переживания отрицательной направленности, способны стать серьезным препятствием на пути производительной деятельности и даже дезорганизовать е?.
Однако возможно и обратное воздействие эмоций на производственное поведение. Положительные, стенические чувства способны благотворно влиять на деятельность работников, побудить их работать лучше, препятствовать утомлению, стать основой интуитивных догадок.

Кроме того, сама управленческая деятельность характеризуется предельно высокой эмоциогенностью, содержит огромное количество факторов для возникновения негативных эмоций и отрицательных переживаний, которые способны значительно повлиять на ее эффективность.

Все это говорит о том, что для руководителя крайне важно управлять этой важной сферой человеческой деятельности, для того, чтобы успешно справляться с современными вызовами.
Этот тезис подтверждается многочисленными исследованиями. Например, Дэниэл Го-улман в своей работе утверждает, что успех руководителя только на 15% определяется его умственным развитием, 85% приходится на долю эмоционального интеллекта [3, 4].

С ним солидарны большинство исследователей.

В настоящее время существует несколько подходов к изучению влияния эмоционального интеллекта на успешность управленческой деятельности. В частности, исследуются определенные компетенции руководителей, связанные с эмоциями, их личностные качества, также анализируются когнитивные способности человека применительно к эмоциям и т.д. [5].
Исследования и существующая практика также говорят о том, что большинство руководителей этому аспекту своей деятельности не уделяют необходимого внимания. Это ведет к снижению эффективности деятельности организации и снижению эффективности их собственной деятельности.

Менеджер в течение рабочего дня испытывает массу эмоций, сталкивается с эмоциональными реакциями подчиненных, коллег, руководителей, по большей части негативных. Как ими управлять, как правильно реагировать он чаще всего не знает. В итоге он имеет проблемы с взаимоотношениями, морально психологическим климатом в коллективе, собственным здоровьем.

Кроме того, необходимость постоянно сдерживать эмоции приводит к снижению «эмоционального порога», эмоциональному выгоранию, регрессивному развитию личности. Постоянно скрывая свое настроение, многие руководители теряют способность испытывать эмоции вообще.

Исследования показывают, что эмоциональная уравновешенность руководителей ниже, чем у остальных людей той же возрастной группы. С возрастом эмоциональная устойчивость руководителей понижается, и особенно резко после 34 лет. В возрасте 40–49 лет более чем у половины мужчин-менеджеров гипертоническая болезнь [1].

Поэтому для руководителя крайне важно уметь распознавать свои эмоции, понимать источники, причины их вызывающие и обладать навыками управления ими.

Не меньшая чуткость необходима руководителю и в отношении своих подчиненных. Необходимо учитывать эмоциональное состояние сотрудников, понимать, кто из них расстроен, кто злится, в чем причины. Очень важно уметь сопереживать подчиненным, смотреть на мир их глазами, не только слышать, но и чувствовать их.

Только разобравшись в собственных чувствах и состоянии окружающих людей, можно говорить об управлении.

Но руководитель должен не только понимать свои эмоциональные состояния и состояния работников, он может управлять возникновением эмоций, включить их в интересах достижения организационных целей.

Он способен увлекать людей идеей, заражать своей эмоцией, создавать атмосферу вовлеченности, творчества, воодушевлять результатами, пугать последствиями, раздувать злость на то, что мешает работе и т.д.

Многие отечественные руководители, отбросив сантименты, срываются на своих подчиненных, кричат на них, резко критикуют их в присутствии коллег, высказываются едко и недоброжелательно.

Это становится причиной дискомфорта, подавленности работников, вызывает страх и злость. Человек начинает ненавидеть своего начальника, а вместе с ним организацию, в которой он работает, да и саму работу.

Это ведет к снижению удовлетворенности трудом, росту текучести кадров, увеличению числа прогулов, ухудшению трудовой дисциплины и снижению эффективности деятельности в целом.

Такая ситуация остро ставит вопрос об эмоциональной компетентности руководителя.

Разница между эмоционально компетентным и эмоционально некомпетентным руководителем состоит в том, что первый использует свой эмоциональный репертуар сознательно. Он также может прикрикнуть, повысить голос, стукнуть кулаком по столу. Но при этом он отчетливо понимает, что он делает и зачем он это делает.

Руководитель с широким уровнем эмоционального интеллекта – это лидер, за которым идут люди. Он рассматривает эмоции каждого работающего рядом с ним человека как ресурсы, умело используя которые, можно значительно повысить эффективность деятельности организации в целом.

В связи с этим можно выделить несколько проблем, требующих решения.

Во-первых, на сегодняшний день обнаруживается острая потребность теоретической разработки проблемы эмоционального интеллекта применительно к российской действительности.
Во-вторых, актуальной становится проблема выявить свойства, эмоциональной сферы, которые делают человека пригодным, или непригодным, наиболее успешным или не успешным в той или иной сфере деятельности. И в первую очередь необходимо выявить такие параметры для менеджера.

В-третьих, возникает потребность в диагностировании эмоциональной сферы работников, что требует разработки надежных и в тоже время простых в применении диагностических инструментов.

И еще одна важная проблема – это формирование эмоциональной компетентности руководителей в рамках высшего учебного заведения, а также формирование эмоциональной культуры в рамках корпоративной культуры всей организации.

Список   литературы

1.    Генов Ф. Психология управления. – М., 1982. – 351 с.
2.    Деревянко    С.П.    Развитие    эмоционального    интеллекта    в    тренинговых    группах. // Психологический журнал, 2008. – №2.
3.    Д. Гоулман, Р. Боятцис, Э. Макки.   Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта – М.: «Альпина Бизнес Букс», 2008.
4.    Д. Гоулман.     Эмоциональный интеллек – М.: АСТ, 2008.
5.    Эмоциональный интеллект руководителя // Управление компанией,     2007 – №2.
6.    Карпов А.В. Психология менеджмента. – М.: Гардарики, 1999.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >