Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Повышение квалификации кадров

О проблемах повышения квалификации кадров, стоящих перед российскими филиалами европейских грузовых автотранспортных предприятий

Автор: Колодяжная-Шереметьева С.В.

В начале 1990-х гг. произошло разукрупнение и разгосударствление грузовых автотранспортных предприятий (далее – ГАТП). Приватизация имущества привела, в основном, к созданию двух основных типов предприятий и выделению группы физических лиц, обособленно занимающихся профессиональной деятельностью (индивидуальных предпринимателей): средних ГАТП – реорганизованных крупных грузовых автопарков, с численностью работников свыше 100 человек, в которые перешел пассивный и активный пакет заказов с фиксированными тарифами на доставку груза; ГАТП имели материально-техническую базу и обслуживали подвижной состав (далее – ПС) силами штатных работников на собственной территории; малых ГАТП (до 20 единиц ПС), которые обычно владели ПС, но арендовали территорию и пользовались для ремонта и обслуживания техники услугами сторонних организаций.

Ныне в сегменте рынка международных автомобильных перевозок ГАТП развиваются в условиях конкуренции не только между собой, но и с иностранными предприятиями – перевозчиками, действующими на российском рынке транспортных услуг (далее – РТУ РФ). Ссылаясь на политику «двойных стандартов», отечественные ГАТП избегают обсуждения вопросов корпоративной политики, принятой в западных компаниях. Жесткие корпоративные требования касаются не только внешней символики, традиций и ритуалов, поддерживаемых сотрудниками, но и режима эксплуатации ПС (возрастные и экологические ограничения); они определяют как характер взаимоотношений персонала и заказчиков, так и уровень профессиональной подготовки кадров
В этой связи необходимо выделить третий тип ГАТП – представительства транспортных предприятий европейских стран, действующих на территории РФ как агенты (т.е. ГАТП занимаются экспедиционным обслуживанием буксировки груженых полуприцепов, находящихся в собственности европейских транспортных холдингов и доставкой в них грузов по заявкам, поступающим из центрального офиса).

Буксировка полуприцепов применяется при доставке дорогостоящего, непереваливае-мого груза, в том числе скоропортящихся продуктов питания. На указанном сегменте РТУ РФ отмечается стабильность и наличие барьера для входа (уровень техники, снижающие конкурентоспособность ГАТП высокие транспортные тарифы (например, стоимость обслуживания одного полуприцепа–тента меньше стоимости аналогичного по показателям рефрижераторного полуприцепа на 15–20%, что напрямую отражается на тарифах)). Тенденцией развития сегмента рынка становится доставка скоропортящихся грузов с частичной загрузкой полуприцепов: несколько совместимых для перевозки видов груза для одного или разных клиентов, т.н. доставка сборного груза на средние и дальние расстояния (ранее для перевозок дорогостоящего сборного груза использовался воздушный транспорт). Для повышения ценовой привлекательности при обслуживании клиентов ГАТП третьего типа широко применяют схемы «суша – море» и «суша – перегруз на складе/перевалка в порту-море», которые отличаются от традиционных транспортно – логистических предложений следующим: в отличие от схемы «интермодальной перевозки» доставку осуществляет один перевозчик на протяжении всего маршрута под контролем одного экспедитора; в отличие от схемы «смешанной перевозки» используется не съ?мный модуль, а одно транспортное средство (или при перегрузке на промежуточном складе – разнотиповые транспортные средства одного перевозчика) под контролем одного экспедитора. Ощутимую конкуренцию автомобильному транспорту при доставке продуктов питания глубокой заморозки согласно этим схемам составляет морской транспорт, доставляющих грузы в рефрижераторных контейнерах разных типов (20',40'.40’HQ).

Обобщенная характеристика положения ГАТП третьего типа на РТУ РФ представлена в анализе SWOT (в таблице 1) по результатам анализа работы четырех ГАТП, действующих в северо-западном регионе.

Объявление:

Преимущества (Strengths):

Гарантированный  постоянный  объем  за­казов (обслуживание грузопотока по букси­ровке трейлеров – собственности основного предприятия   в   Европе)   и   неограниченные провозные возможности (экспедирование на РТУ РФ).

Владение   современными   транспортно   логистическими             технологиями             (в т.ч. разработка индивидуальных схем)

Недостатки (Weaknesses):

Неразвитость производственной базы (включая собственный ПС, ремонтную зону, территорию).

Слабость рекламной политики филиа­лов на РТУ РФ

Возможности (Opportunities):

Разработка   и   внедрение   льготных   схем оплаты   услуг   для   постоянных   и      корпора­тивных клиентов.

Расширение   провозных   возможностей   и развитие новых направлений деятельности

Риски (Threats):

Ужесточение конкуренции в сегменте РТУ (выход на РТУ РФ новых европейских ГАТП).

Увеличение тарифов на транспортировку (в условиях повышения внешних затрат)

ГАТП третьего типа характеризуются особым положением на РТУ. Ключевым фактором являются гарантированные постоянные объемы грузов к перевозке (обслуживание грузопотока по буксировке трейлеров, прибывающих из Европы на паромных линиях) и неограниченные провозные возможности (предоставление ПС по запросу клиента, экспедиционное обслуживание буксировки через наем седельных тягачей сторонних ГАТП).

Исходя из факторов внутренней и внешней среды ГАТП третьего типа, персонал обязан поддерживать конкурентоспособную ценовую политику путем мониторинга спроса (предложения) на РТУ, контроля соответствия международным стандартам; оптимально взаимодействовать с рынком заказчиков и перевозчиков в целях внедрения рентабельных конкурентоспособных транспортно - логистических схем. Увеличение активной клиентской базы и расширение существующей доли, а также выход на новые сегменты РТУ РФ, возможны только при заключении долгосрочных договоров сотрудничества с перевозчиками (включая процедуру лицензирования) и сервисными организациями, что требует подготовки в области маркетинга и техники продаж. Коммуникативные способности персонала, наряду с разработкой и выпуском печатных и цифровых рекламных материалов, привлекут потенциальных потребителей транспортных услуг. Профессиональный и своевременный контроль изменений финансово-кредитной политики государства в целях сохранения финансовой устойчивости ГАТП, который возможен при финансовом и юридическом повышении квалификации специалистов, позволит предотвратить спад рентабельности услуг и уровня инвестиционной привлекательности ГАТП. Особое требование к профессиональной подготовке сотрудников предъявляется для обеспечения снижения затрат на перевозку грузов путем разработки новых транспортных схем с перевозчиками и клиентами. В целом, высокий уровень профессионализма необходим для разработки комплекса мероприятий по сохранению устойчивого финансового положения предприятия.

В условиях изменений требований к подготовке персонала, ГАТП третьего типа сталкиваются с рядом проблем, связанных с квалификацией основного (водителей), обслуживающего (специалистов технической службы) и вспомогательного (диспетчеров, работников бюро, в первую очередь, специалистов по организации перевозок) персонала.

Для определения круга проблем по требованиям к уровню и повышению квалификации персонала был проведен экспертный опрос руководителей предприятий (четырех ГАТП третьего типа) в форме анкетирования (15 вопросов, объединенных в 4 блока). Объем выборки респондентов обусловлен малочисленностью ГАТП третьего типа на РТУ РФ северозападного региона. Анкетирование выявило актуальность проблемы низкой квалификации кадров на РТУ РФ. Но квалификация персонала конкретных предприятий полностью соответствует требованиям должностных инструкций. При этом:

•    повышать квалификацию целесообразно выпускникам вуза (50% опрошенных), персоналу с опытом работы до 5 лет (25% опрошенных), и свыше 5 лет (25% опрошенных), что подтверждает разрыв теоретического (вузовского) и практического объема знаний и сомнение руководства в способности опытного персонала к дополнительному долгосрочному обучению;
•    прерогатива при приеме на работу отдана сотрудникам среднего возраста со стажем работы в отрасли свыше 5 лет (100% отпрошенных), дополнительные доводы в пользу этого контингента - отсутствие причин нетрудоспособности личного характера (неясность жизненной позиции, декретный отпуск, наличие малолетних детей);
•    «менеджер по организации перевозок» и «менеджер по работе с клиентами» должны повышать квалификацию, прежде всего, в области маркетинга и продаж (75% опрошенных) или юриспруденции (25% опрошенных);
•    предпочтительнее для повышения квалификации являются форма обучения с отрывом от производства (100% опрошенных), тренинги (75% опрошенных) и краткосрочные курсы (25% опрошенных) не чаще одного раза в год.

Кроме того, ГАТП, в объеме услуг которых преобладает транспортная составляющая, нуждаются в периодическом повышении квалификации основного и обслуживающего персонала, а ГАТП, в основном организующих экспедиционное обслуживание грузов -обслуживающего персонала.

Отсутствие высококвалифицированного персонала отрицательно влияет на конкурентоспособность ГАТП, снижает их инвестиционную привлекательность и в целом негативно сказывается на развитии грузоперевозок автомобильным видом транспорта. Не смотря на благоприятные условия развития (сформированный стабильный пакет заказов, устойчивое финансовое положение), квалификация персонала ГАТП третьего типа не соответствует запросам РТУ и требует периодического повышения (включая изучения законодательства и практических особенностей деятельности на РТУ РФ). Дополнительная подготовка персонала должно проводиться в области маркетинга и техники продаж, юриспруденции, бухгалтерии и финансов, конфликтологии и информационных технологий.

Готовность руководства ГАТП третьего типа к планомерному повышению квалификации персонала (с учетом сформированной, ориентированной на запросы клиента корпоративной политики)    определяет    потенциально высокий уровень конкурентоспособности этих предприятия на РТУ РФ и увеличение коммерческого грузооборота автомобильного транспорта.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >