Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Качество высших учебных заведений

Бенчмаркинг системы менеджмента качества высших учебных заведений Российской Федерации

Автор: Усачев С.С.

Система менеджмента качества (СМК) высшего учебного заведения, в силу своей специфики, имеет свои отличительные особенности. Построенная в соответствии с идеологическими и методологическими подходами стандарта ИСО 9004 СМК учебного заведения существенно отличается от аналогичных производственных СМК.

Первое отличие заключается в том, что любое производство имеет конкретную технологию и стандартные процедуры. Это значительно упрощает их формализацию и позволяет осуществлять эффективный контроль выполнения требований  качества.

Второе отличие заключается в том, что системы качества высших учебных заведений содержат описательные характеристики неформализованных процессов и процедур. Отсюда вытекает то обстоятельство, что существует множество системно-комплексных методологий создания СМК высших учебных заведений, которые обогащаются новыми приемами, дополняются и развиваются. Непрерывное совершенствование подразумевает постоянное сравнение. Задача осложняется тем, что зачастую неясно, с чем или с кем сравнивать. Очевидно, что если этот вопрос решен, непрерывное совершенствование может явиться одним из ключей создания собственной системы менеджмента качества конкретного учебного заведения, нужной сегодня и сейчас.

Решение упомянутого выше вопроса требует соответствующего подхода и соответствующей методики. Среди множества существующих приемов, наиболее приемлемым можно принять способ, который можно выразить понятием «бенчмаркинг» [1]. На уровне планирования деятельности бенчмаркинг предполагает непрерывный процесс оценки уровня продукции, услуг и методов. При анализе внешних условий бенчмаркинг означает применение специальных методов исследования конкурентов с целью выявления лучших решений, повышающих эффективность деятельности данного   высшего учебного заведения.

Следует отметить, что в своей основе все системы менеджмента качества (СМК) высшего учебного заведения идентичны, так как на первых этапах построения системы упорядочивается и формализуется учебно-методическая документация. На последующих этапах развития СМК возникает задача формирования критериев, с помощью которых можно оценить эффективность учебного процесса данного   учебного заведения.

Объявление:

Таких критериев множество, так как они должны оценивать не только различные стороны учебного процесса, но и факторы имиджа всего учебного заведения [2]. В числе этих факторов, в обязательном или желательном порядке, должны входить следующие элементы:-корпоративная культура;

-    доступность научных исследований, рейтинг выпускников;
-    уровень знания базовых дисциплин, способность применить знания при решении производственных задач;
-    инновационность, т.е. способность генерировать новые знания.

В настоящее время стоит задача глубокой модернизации экономики России. Вместо «сырьевой» экономики мы должны за короткий промежуток времени создать «умную экономику», способную производить инновационную продукцию, новые виды технологий, уникальные знания [3]. Это ставит Россию перед необходимостью обеспечить массовый уровень качественного образования, которое будет соответствовать «умной экономике». Для этого вузам необходимо, прежде всего, развивать и совершенствовать методическую базу. При этом, одним из критериев качества образования может явиться количество методических центров. При отсутствии методического центра по    ряду дисциплин, вуз должен покупать или заимствовать курс у методического центра более продвинутого вуза. Обновление методических материалов по дисциплине с учетом новых научных достижений должно проходить ежегодно. Этот процесс значительно облегчается в результате использования методики «бенчмаркинг». Бенчмаркинг позволяет осуществлять совершенствование систем качества вузов путем сравнения плохого с хорошим, хорошего с лучшим, лучшего с превосходным. Используя бенчмаркинг можно также выявлять очень важные моменты, которые необходимо вводить в СМК учебного заведения: уровень мотивации и интеллектуальные возможности абитуриентов. Практика показала, что прием в число студентов вуза абитуриентов, без учета их уровня мотивации и интеллектуальных возможностей приводит к возникновению следующих рисков, часть которых связана с риском снижения имиджа вуза: – отчисление неуспевающих студентов, приводящее:

– к финансовым потерям;
– вероятности снижения качества образования;
– снижение имиджевой привлекательности вуза вследствие попыток уменьшить потери путем снижения числа отчисленных [2].

В числе предлагаемых решений этой проблемы – введение в СМК вузов рейтинговой системы оценок [3]. Стандарт системы менеджмента качества вуза по рейтинговой оценке студентов предполагает помимо экзамена и зачета проведение мониторинга процесса обучения студента каждые пять-шесть недель. Мониторинг образовательного процесса осуществляется следующим образом. Дисциплина разбивается контрольными точками на отдельные модули обучения. В рамках данных модулей преподаватель предусматривает разные виды мониторинга учебного процесса, в том числе:

– контрольная работа;
– лабораторная работа;
– семинар;
– деловая игра:
– практика;
– участие в научной конференции.

Рейтинговая система дает возможность вузу достичь следующих преимуществ:

– обучение становится личностно ориентированным;
– позволяет студентам оценивать свои способности и возможности;
– способствует постоянному стремлению студентов набрать больше баллов.

Рейтинговая система позволяет преподавателю получать объективную картину усвоения изучаемого материала, с тем, чтобы своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса. При этом, рейтинговая система должна мотивировать студента на творческий поиск и освоение новых знаний. Для этих целей очень важно, чтобы преподаватели постоянно вводили в свои дисциплины новые знания и новые образовательные инновации, тем самым подготавливая студентов к творческой деятельности. Чем насыщеннее дисциплина, тем лучше будет чувствовать себя молодой специалист в «умной экономике». В свою очередь, повышение качества преподавания дисциплин в высшей школе предполагает введение рейтинговой оценки преподавателей, Это будет способствовать повышению продуктивности методов обучения и формированию профессиональной компетентности преподавателей.

Введение в системы качества рейтинговой оценки преподавателей в большой степени отразится на рейтинге вуза. Это обстоятельство будет способствовать дифференцированию вузов в рамках внедрения институтов бакалавриата и магистратуры. В настоящее время прослеживается тенденция нежелания преподавателей работать в вузе с большим контингентом студентов, имеющих низкую мотивацию и низкий интеллектуальный уровень, Наблюдается снижение мотивации, а также лояльности к вузу его преподавательского состава из-за вынужденной необходимости участия последних в широкой пропаганде вуза среди выпускников средних учебных заведений, качественный состав которых не соответствует профилю студента, являющегося перспективным для данного вуза.

Результатом    этого является высокая    текучесть кадров    (профессорско-преподавательского состава), ведущего к снижению имиджевой привлекательности вуза. Видится целесообразным деление вузов, в зависимости от рейтинга. на университеты «высшей» лиги и университеты «первой» лиги. Университеты «второй лиги» являют собой т.н. профессиональные школы, т.е. осуществляющих подготовку специалистов в рамках бакалавриата. Таким образом, система высших учебных заведений становится двухступенчатой. Первая ступень предполагает массовую подготовку специалистов для народного хозяйства и для бизнеса, вторая же обеспечивает подготовку значительно меньшего числа высококлассных специалистов для «умной экономики».

Таким образом, совершенствование систем качества вузов предполагает постоянное их развитие, учет требований рынка образовательных услуг, удовлетворения государственных интересов и интересов бизнеса. Этому в полной мере отвечает методика «бенчмаркинга».

Отсутствие такого инструмента приводит к формальному внедрению системы качества образования, не привязанной к конкретным задачам высшего учебного заведения. Такая система не дает возможности понять, что было вчера, какой уровень достигнут сегодня и что понадобится завтра.

Список литературы

1.    Ю.Самойлов. Программа «20- ключей» это- непрерывный бенчмаркинг // Стандарты и качество. – 2009. – № 6. – С. 66–70.
2.    А. Гвозденко. Российские экономические вузы: имидж или доля рынкае // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. – № 2. – С. 116–119.
3.    И. Балахнова, С. Волчков. Подготовка специалистов для умной экономики. // Методы менеджмента качества. 2010. – №3 . – С. 46–50.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >