Развитие факторинга |
Тенденции развития факторинга как альтернативного источника финансированияАвтор: Цыплякова Е.П.Факторинг заключается в финансировании оборотных средств клиента фактором, путем приобретения ею прав на получение будущего платежа за поставленные товары от должника и рассматривается как один из альтернативных источников финансирования компаний, срочно нуждающихся в средствах [8, с. 18]. Несмотря на то, что реальная стоимость банковского факторинга, как правило, выше обычного кредитования, в сравнении с кредитом он дает гораздо более широкий спектр преимуществ. Факторинг направлен на комплексное решение задач, связанных не только с текущим финансированием деятельности заявителя, но и управлением его долгов. Существенными преимуществами являются: регулярное предоставление фактором соответствующих отчетов клиенту; оказание аналитической и консультационной поддержки; неограниченный объем финансирования, зависящий от объема поставок; принятие на себя фактором (в зависимости от вида факторинга) кредитных, ликвидных, процентных и валютных рисков. Факторинг позволяет проводить ежедневный мониторинг платежей, поступающих от дебиторов, их инкассацию [1, с. 24]. Наиболее быстрыми темпами факторинговый рынок в России рос в период с 2004/2008 гг. Лидером российского рынка факторинга была компания «Еврокоммерц», его доля на 1 июля 2008 г. составляла 22,3 % [7, с. 19]. Наиболее востребованным видом факторинга являлся внутренний факторинг с правом регресса, в то время как доля факторинга же без права регресса не превышала 10 % [9, с. 13]. В 2008 г. темпы роста рынка факторинга резко замедлились: если в 2007 г. объем требований, уступленных факторам, в 1,7 раза превзошел аналогичный показатель 2006 г., то в 2008 г. этот рынок вырос, лишь на 16,7 % [4, с. 21]. К сокращению рынка факторинга приве ли недоступность финансовых ресурсов для факторов и, как следствие, повышение факто ринговых ставок и снижение спроса. Значительное влияние на объемы и развитие рынка в данный период оказали: дефолт крупнейшего фактора – ФК «Еврокоммерц»; продажа фак торингового бизнеса МФК «Траст» банку ВТБ; уход с рынка ряда средних и мелких факто ров: КБ «Система», банк «Северная казна» и др., на смену которым пришли новые игроки с очень серьезным потенциалом: ВТБ, Альфа-Банк и др. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», российский рынок факторинга в 2009г. сократился на 40 % – объем рынка составил 361 млрд. руб. [2, с. 15]. Основной при чиной, повлиявшей на уменьшение рынка факторинга в 2009 г. стало снижение спроса на данный вид услуг. Финансовый кризис заставил факторов пересмотреть систему риск- менеджмента, в результате, наиболее ярко проявилась тенденция сегментации продуктового ряда. Часть факторов основной интерес сосредоточили на узком клиентском сегменте – секторе оптовой торговли, в частности, на оптовых компаниях, работающих в сегменте FMCG. Наиболее предпочтительными клиентами и по сей день являются поставщики федеральных розничных сетей. Причем, только 11,5 % представлено факторингом без регресса, в боль шинстве случаев речь шла о предложении факторинга с регрессом. Объявление: По итогам 1-го полугодия 2010 года оборот российского рынка факторинга достиг 185500 млн. рублей. Анализ объемных показателей по итогам 1 полугодия 2010 года указывает на активное восстановление российского рынка факторинга в текущем году. Доля факторинга в ВВП России по итогам 1 полугодия 2010 г – менее 0,5 %, в обороте розничной торговли – 2,5 %, оптовой торговли – 1,6 % [9]. В 1-м полугодии 2010 года лидером остается ОАО «Промсвязь-банк», который занимает порядка 30 % рынка факторинга. По мнению экспертов, основными тенденциями развития факторингового рынка в 2010 году являлись: снижение ставок факторингового обслуживания; рост конкурентной борьбы; разработка и внедрение новых индивидуальных продуктов; автоматизация процессов; рост доли безрегресного факторинга; расширение круга потенциальных клиентов и др. [9]. Основную роль в снижении ставок сыграли крупные участники рынка – такие, как ВТБ и Альфа-Банк, которые имели возможность поддерживать факторинговое направление за счет других сфер деятельности. Остальные участники рынка факторинга, реагируя на демпинг, так же шли на снижение ставки. Как результат, стоимость финансирования серьезно упала. Если в 2009 г средняя эффективная ставка по привлечению факторинга держалась на уровне 25–30 %, то в первом полугодии 2010 г. ставка находилась на уровне 16–18 % и ниже (для крупных компаний). Конкуренция на рынке в первом полугодии 2010 г. находилась на высоком уровне. Основная борьба развернулась за клиентов с качественной дебиторской задолженностью, представленной торговыми сетями, крупными холдингами, дистрибьюторскими и оптовыми компаниями. Конкуренция усилилась как со стороны российских факторинговых компаний, так и иностранных игроков. Одновременно обострилась конкуренция со стороны классических кредитных продуктов, а именно: банки стали активно предлагать беззалоговые кредиты [9]. В качестве преимущества в конкурентной борьбе является разработка и внедрение новых индивидуальных продуктов. Одним из таких продуктов, не так давно запущенных в России на поток, является закупочный факторинг, известный на Западе как конфирминг– одна из форм реверсивного факторинга [10, с. 18]. Успешное развитие факторинга требует наличия передовых информационно-технологических систем, позволяющих объединить на единой площадке Фактора, Поставщиков и Дебиторов. В настоящее время лишь ограниченное число игроков на российском рынке инвестирует в специализированное факторинговое программное обеспечение, поэтому автоматизация процессов является актуальной тенденцией развития факторингового рынка. В целях повышения конкурентоспособности российские факторы стали брать на себя больший риск и предлагать безрегрессный факторинг, который является наиболее перспективным и прибыльным. Виды факторинга в обороте рынка в 1 полугодии 2010 г., % представлены на рис.2. [9] Благодаря улучшению экономической ситуации и росту объемов производства по ряду индустрий в первом полугодии 2010 года, помимо поставщиков товаров народного потребления, в числе потенциальных клиентов – производители различного вида сырья и комплектующих, медицинских препаратов, ликероводочной продукции и др. Перспективными клиентами являются производители продуктов питания под частными марками торговых сетей (private label), поскольку именно для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности при производстве private label продукции для торговых сетей проблемы нехватки оборотных средств, кассовых разрывов из-за отсрочек платежа при одновременном резком увеличении объемов выпуска становятся критичными, и снимаются на 100 % только факторингом. Одним из сегментов, обладающим большим потенциалом роста является малый бизнес. В настоящее время количество обращений со стороны малого бизнеса активно растет, но степень риска в работе с ним выше, чем с крупными клиентами. На объемах факторингового рынка в 2010 году сказались изменения в законодательстве, которые затронули сферу торговли. В Законе об основах государственного регулирования торговой деятельности РФ, закреплены максимальные отсрочки платежа по ряду товаров (в соответствие со сроком годности закупаемой продукции), что привело к частичной потере экономической целесообразности факторинга на рынке продовольственных товаров, и ,как следствие, к снижению его объема [6, с. 19]. Несмотря на данные изменеия факторинг как инструмент беззалогового финансирования в условиях значительной закредитованности предприятий является востребованным. Список литературы и источников 1. Богута Н. Услуга для нетерпеливых // Эксперт Украина. – №36 (39), 2005. Электронные ресурсы 9. Ассоциация факторинговых компаний. Информационный обзор российского рынка |
< Предыдущая | Следующая > |
---|