Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Особенности финансового оздоровления





Особенности финансового оздоровления

Особенности финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий находящихся в процедуре банкротства

Автор: Метус С.Э.

Одним из важнейших направлений государственной политики в области поддержки агропромышленного комплекса является повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий, которые до сего дня остаются неготовыми к природным катаклизмам (это показали результаты уборочной 2010 г.) и не соответствуют требованиям современной рыночной конъюнктуры. Продолжаются падение производства и отток квалифицированных кадров, сокращаются посевные площади и поголовье скота (например, даже в благоприятном по погодным условиям 2008 году посевные площади в Пермском крае сократились на 2,3% (22 тыс. га), а поголовье крупного рогатого скота на 5,8% (18 тыс. голов) [5].

Финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий остается крайне сложным. По оценкам специалистов, через различные процедуры финансового оздоровления необходимо провести до 70 – 80% крупных и средних сельскохозяйственных предприятий России к которым могут быть применены критерии признаков банкротства, определенные действующим законодательством (Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве») [3].

Несостоятельность (банкротство) предприятий представляет собой один из экономических инструментов регулирования свободной конкуренции, его процедуры призваны внести оздоровление в деятельность или прекратить жизненный цикл хозяйствующего субъекта, не справившегося с вызовами рыночной экономики. Однако для российского сельского хозяйства, находящегося в многовековом непрерывном кризисе, стандартная процедура банкротства не приемлема, так как она лишает большинство аграрников шанса на оздоровление производства, и тем самым затрагивает вопросы продовольственной безопасности страны, где поддержка АПК является одним из стратегических направлений дальнейшего развития ее экономики.

Еще в 90-х гг., сложнейших для российского народного хозяйства, в качестве инструмента предотвращения несостоятельности предприятий АПК и исключения негативных социальных последствий, связанных с ликвидацией несостоятельных сельскохозяйственных организаций, появились нормативные акты, призванные защитить сельхозпроизводителей при реализации законодательства о несостоятельности [1]. Кроме того, в этих документах отмечалось, что государство заинтересовано в оздоровлении существующих хозяйств, а также готово применять практики стимулирования создания и развития наиболее прогрессивных форм.

Современные меры государственного регулирования уровня финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций кроме решения таких задач, как снижение размеров налоговой нагрузки для данных организаций, предоставление возможности для сельскохозяйственных организаций произвести реструктуризацию их просроченной задолженности регламентируют условия применения к сельскохозяйственным организациям процедур финансового оздоровления, с учетом их специфики.

Российские законодатели в отношении сельхозпроизводителей рекомендуют не рубить с плеча, наблюдать и финансово оздоровлять сельскохозяйственные организации, учитывая такие обстоятельства, как необходимость сохранения целевого использования земли как основного средства производства в сельском хозяйстве; сезонность производства; зависимость результатов производства от природно-климатических условий; необходимость сохранения жизнедеятельности объектов социальной сферы, находящихся на балансе организации и др. [3].
Дело о банкротстве сельхозпредприятия, как и любого другого, арбитражный суд возбуждает только в том случае, если есть признаки финансовой несостоятельности предприятия (общая сумма кредиторской задолженности – не менее 100 000 руб.; срок, в который предприятие обязано было выполнить требования кредиторов, просрочен на три месяца) [3], но с некоторыми оговорками. Например, для фермера признание его банкротом последует в случае, если кредиторская задолженность будет больше стоимости того имущества, которое находится в его собственности. Для должника этот факт является значительным, так как дает шанс выкарабкаться из долговой ямы собственными силами.

Вопрос о введении такой стадии банкротства, как финансовое оздоровление, решает собрание кредиторов, перед которым ходатайствуют учредители, собственник или иные лица, указанные в Законе. Прежде всего, в финансовом оздоровлении заинтересован непосредственно должник, который тем самым сохраняет, хотя и с некоторыми ограничениями, собственные органы управления.

Кроме того, введение финансового оздоровления дает реальный шанс избежать банкротства. Иначе говоря, в таком случае дело не будет доведено до конкурсного производства и продажи имущества должника.

За месяц до того, как закончится период финансового оздоровления, должник должен представить административному управляющему отчет о том, что сделано и каково положение предприятия. На основании этого отчета арбитражный управляющий составляет заключение. Рассмотрев отсет, собрание кредиторов принимает одно из двух решений: признать должника банкротом или ввести внешнее управление. Последнее по продолжительности должно   учитывать   время,   необходимое   для   реализации   произведенной   и   переработанной продукции, но не может превышать сроки, установленные пунктом 2 статьи 92 Закона о несостоятельности, более чем на три месяца. Однако и здесь есть оговорка. В тех случаях, если в ходе финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год.

Нередко именно на этом этапе благодаря умелой политике внешних управленцев предприятие получает второй шанс, но в общей массе случаев он заканчивается агонией истерзанного кредиторами и алчными управляющими сельхозпроизводителя.

Поэтому, безусловно, финансовое оздоровление вне процедуры банкротства для любого хозяйствующего субъекта представляется более предпочтительным, как менее болезненно воспринимающееся как в экономическом, так и в социальном плане.

Процедуры, применяемые в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, могут предусматривать осуществление мер, направленных на оказание организации финансовой поддержки, реорганизацию самой организации, а также выделение объектов социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры и передачу их органам исполнительной власти субъектов РФ или органам местного самоуправления; выделение другого имущества организации и его продажу [2].

Ввиду того, что большинство сельскохозяйственных организаций были созданы в процессе реорганизации колхозов и совхозов, получив вместе с имуществом, используемым в предпринимательской деятельности, имущество, которое необходимо для обеспечения социальных интересов местного населения, но содержание его убыточно (сельскохозяйственная организация несет затраты на его содержание) передача органам местного самоуправления объектов социально-коммунальной сферы, инженерной инфраструктуры, а также объектов жизнеобеспечения населенных пунктов, может рассматриваться как мера оздоровления финансового состояния должника. Особенно государство поддерживает семеноводческие, племенные и некоторые другие сельскохозяйственные организации, имеющие важное значение для развития отрасли, они имеют реальную возможность восстановить свою платежеспособность, так как финансовая поддержка оказывается им в первоочередном порядке.

Для предотвращения банкротства перспективных предприятий власти создают благоприятные условия кредитования и выделяют субсидии. Последние играют важную роль в сохранении аграрного кластера общероссийской и региональной экономики. Так, например, в Пермском крае из двух тысяч предприятий аграрной сферы в стадии банкротства и распада находится каждое четвертое, а усредненный уровень их рентабельности без субсидий сохраняется со знаком минус (в 2008 г. он составил -3,7%). Только постоянное кредитование, страхование и субсидирование на сегодняшний день дают возможность предприятиям АПК оставаться на плаву.

Подводя итог анализу проблемы сохранения аграрного сектора экономики и особенностям финансового оздоровления, закрепленным в федеральном законодательстве, необходимо отметить, что, несмотря на факт существования сегодня нормативных основ для банкротства сельскохозяйственных предприятий, в наличии достаточно пробелов и противоречий между различными нормативными актами. Это порождает проблемы, которые приходится решать арбитражным управляющим в ходе проведения процедур банкротства. Дальнейшая доработка законодательной базы должна учитывать специфические условия функционирования сельскохозяйственных организаций, а также предусматривать нивелирование негативных социальных последствий, связанных с ликвидацией несостоятельных сельскохозяйственных организаций, а также вести к стимулированию становления и развития наиболее прогрессивных форм хозяйствования, преодолению кризиса неплатежей в агропромышленном секторе экономики.

Список литературы и источников


1.    Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 498 О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий.
2.    Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 г. N 1081 Об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций.
3.    Федеральный закон О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.07.2010).
4.    Федеральный закон О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей от 09.07.2002 N 83-ФЗ (ред. от 23.07.2008).

Электронные источники

5.    Обращение членов Агропромышленного Союза и руководителей сельхозпредприятий Пермского края к депутатам Законодательного собрания «О критическом положении в
агропромышленном    комплексе    Пермского    края»    –    Режим    доступа: http://rzsperm.narod.ru/zsr_12.htm

 
< Предыдущая   Следующая >