Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Ресурсы медицинской организации

Аутсорсинг как способ рационального использования ресурсов медицинской организации

Автор: Михайлова Л.А.
 

Начавшиеся 10 лет назад попытки реформирования здравоохранения продолжаются и по сей день.

В первую очередь, это, конечно же, установление в отрасли принципов рыночной экономики. Переход к рыночному механизму предполагает появление новых форм собственности, возникновение конкуренции между медицинскими организациями, и главное, использование преимущественно экономических методов управления.

Экономические методы управления способствуют интенсификации лечебно-диагностического процесса, повышению качества оказываемой медицинской помощи, изменению в планировании и финансировании используемых ресурсов, появлению новых, более эффективных форм оказания медицинской помощи, и как следствие, повышению эффективности медицинской помощи.

Для повышения эффективности медицинской помощи необходимо решить задачу ресурсного обеспечения отрасли и рационального использования имеющихся ресурсов.
Одним из способов рационального использования ресурсов является аутсорсинг. Аутсорсинг  (англ.   –  outsourcing;   out   –  внешний,  sourcе   –  источник)      –  это  передача традиционных  не основных     функций  сторонним  специализированным организациям  (аут-сорсерам).

Основной принцип аутсорсинга заключается в разумном разграничении функций с целью выполнения только того, что можно сделать гораздо лучше других и /или с наименьшими затратами.

Применение механизма аутсорсинга в коммерческом секторе экономики направлено на повышение рыночной стоимости фирмы. В здравоохранении, как в некоммерческом секторе, использовании аутсорсинга связано в первую очередь повышением качества предоставляемых услуг, также среди причин введения аутсорсинга можно выделить: снижении затрат, концентрация на основных видах деятельности, оптимизация налогов.

Объявление:

Распространенными в мире считаются следующие виды аутсорсинга: бухгалтерский; юридический; IT- аутсорсинг; клининг - уборка помещений; транспортный; аутсорсинг персонала; аутстаффинг - предоставление дополнительного персонала для помощи основному персонала заказчика или вывод персонала за штат заказчика и оформление его в штат аутсорсера, при этом он остается работать на прежнем месте с сохранением прежних обязанностей. Возможность применения данного вид аутсорсинга в здравоохранении затруднено из-за необходимости наличия лицензий, сертификатов и т.д. Это касается только медицинского персонала.

Распространенными видами аутсорсинга в здравоохранения являются:

-    стирка белья в специализированных прачечных;
-    выполнение лабораторных исследований в централизованных лабораториях;
-    приготовление пищи;
-    бухгалтерский учет через централизованные бухгалтерии;
-    транспортные услуги;
-    обслуживание компьютерной техники.

Выделяют два направления аутсорсинга в здравоохранении, первое направление связано с услугами непосредственно в сфере оказания медицинской помощи, например, диагностические и лабораторные исследования; второе направление связано с оказанием услуг, обеспечивающих жизнедеятельность медицинской организации, например, стирка белья, охранные услуги, приготовление пищи.

Рассмотрим основные достоинства применения аутсорсинга:

•    Экономия средств. Стоимость услуг аутсорсера, как правило, ниже, чем затраты на специализированные услуги, произведенные собственными силами медицинской организации.
•    Экономия времени. С появлением новых, современных методов и технологий лечебно-диагностического процесса встает вопрос об обучении персонала. Специалисты, которые могут быть необходимы медицинской организации, уже имеются у аутсорсера, и не нужно тратить время на обучение своего персонала.
•    Экономия производственных площадей, из-за отсутствия необходимости создания собственной структуры, требующей дополнительных площадей.
•    Оптимизация налоговых платежей, уменьшение налогооблагаемой базы.
•    Постоянная безотказная работа. Собственным работникам медицинская организация обязана предоставлять ежегодные оплачиваемые отпуска, оплачивать больничный лист, а сотрудники организации - аутсорсера работают постоянно.
•    Высокое, гарантированное качество предоставляемых услуг, из-за узкой специализации и опытом выполнения соответствующих услуг.
•    Легче решать проблему неудовлетворительного качества услуг. Проще поменять ор-ганизацию-аутсорсер, чем сменить штатный персонал;
•    Отсутствие необходимости постоянного отвлечения управленческого персонала на функции, которые не входят в их компетенции (организация ремонта, уборки, питания, закупка мебели и т.д.).
•    Перекладывание рисков на организацию - аутсорсер.
•    Возможность предоставления более дорогостоящих медицинских услуг;
•    Перераспределение финансовых средств, обеспечивающих более эффективное использование ресурсов.
•    Возможность решения вопроса, связанного с низкой укомплектованностью низкооплачиваемых должностей (санитарки, уборщицы, буфетчицы, дворники).
Но, на ряду с большим количеством преимуществ применения аутсорсинга, существуют и его недостатки:
•    Опасности неисполнения контракта.
•    Зависимость от внешнего исполнителя.
•    Ограничение доступа к значимой информации;
•    Возможное снижение качества предоставляемых услуг.
•    Сложность возврата функции, в случае надобности, обратно к медицинской организации

На сегодняшний день существует ряд причин, затрудняющих применение аутсорсинга.
Во-первых, организационно-правовая форма собственности. Бюджетному учреждению неприемлемы некоторые формы аутсорсинга, например, ведение бухгалтерского учета частными фирмами.

Во-вторых, различия в уровнях расходов государственных (муниципальных) медицинских организациях и частных медицинских фирм.

В-третьих, многоканальность финансирования. Рассмотрим на примере аутсорсинга приготовления пищи для пациентов. Закупка продуктов питания для пациентов и оплата труда кухонных работников финансируется из средств обязательного медицинского страхования (далее ОМС). В случае аутсорсинга услуг приготовления пищи эти затраты будут финансироваться из сметного бюджетного финансирования. Таким образом, тарифы по ОМС в данном случае получаются неадекватными.

В-четвертых, понятие «аутсорсинг» в российском законодательстве отсутствует. Так же существуют субъективные причины или опасения применения аутсорсинга. К нм можно отнести: утрата контроля за определенной сферой деятельности, реорганизация организации с увольнением части сотрудников, потери со стороны некоторых сотрудников части заработка, невозможность доверить постороннему лицу информации.

Так или иначе аутсорсинг может является выгодной для медицинской организации формой реализации определенных функции, но прежде нужны, конечно же, четкие экономические расчеты.

Всем известно, что Пермский край является пионером реформирования отрасли здравоохранения. Принципиально новым является построение конкурентной модели, проводимое на территории края. Одним из приоритетных направлений данной модели является, в том числе и применение аутсорсинга.

На аусорсинг в Пермском крае выведено следующее:

-    оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники;
-    оказание услуг по стирке белья;
-    оказание охранных услуг;
-    оказание услуг по организации лечебного питания;
-    оказание услуг по сбору, обезвреживанию, транспортировке и размещению медицинских отходов;
-    оказание услуг по проведению лабораторных исследований;
-    оказание услуг по проведению медицинских исследований - магнитно-резонансной томографии;
-    оказание услуг по выполнению полетов, связанных с оказанием медицинской помощи населению Пермского края;
-    приобретение экстемпоральных лекарственных средств , т.е. средств которые должны изготавливаться во внутрибольничной аптеке.

Так же мэрия Перми вывела на аутсорсинг «Скорую помощь», если ранее все транспортные услуги Пермскому здравоохранению предоставляло муниципальное предприятие санитарного автотранспорта, то теперь большая часть из них оказывается частным бизнесом. В связи с эти произошло увеличение количества санитарных автомобилей, соответствующих стандартам: в 2007 году на 36,7%, в 2008 - 42%, в 2009 - 71,6 %. [2]

Полным ходом идет привлечение бизнеса в сферу здравоохранения, закупка у него медицинских услуг, причем они остаются бесплатными для населения, а качество их повышается. Например, в Чайковском и Березниках благодаря этому появились современные центры гемодиализа, оснащенные новейшим оборудованием.

Список литературы и источников

1.    Лебедев А.А., Гончарова М.В.. Аутсорсинг на рынке медицинских услуг // Национальные проекты. – 2008.-   № 8. – С. 42–45.
2.    www.minzdrav.permkrai.ru


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >