Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Направленность образования

Рефлексивная направленность образования

Автор: Борисенко Е.А.

Особенностью современного человека является его массовое (стереотипное) сознание, ориентирующееся не на процесс познания, а на владение, познавательные акценты переносятся на «здесь» и «сейчас», не обладающее рефлексивной глубиной и потому не способно помочь человеку преодолеть отчуждения как от мира вещей (К. Маркс), так и от самого себя (Ж. Лаккан). Рефлексия позволяет человеку перейти от повседневного, бытового, уровня сознания к рефлексивному, преодолеть «расщепление сознания»  (З. Фрейд).

А. Карпов [3] определяет рефлексию одновременно и как способность, которая является характерной только человеку, и как состояние осознания чего-либо, и как процесс презентации психике своего собственного содержания.

Опыт, накопленный благодаря выделению абстрактных объектов и оперирование ими, позволяет человеку освободить сознание от власти объектов гипостазированных, выходить в позицию самоопределения. Ещ? больше возможностей предоставляет человеку овладение социально-культурным опытом, который, по мнению А. Фурмана [6], происходит двумя способами – через внешние влияния социума на личность и через смысловое погружение индивида в собственный ментальный опыт (реально пережитый и реально осознанный), что достигается именно благодаря рефлексивным процессам сознания.

Практика современного образования вс? больше внимания уделяет развитию творческого мышления и активному отношению обучаемых к предмету, который ими усваивается. Вместе с тем, важнейшим направлением современного образования оста?тся обеспечение систематического знания как предпосылки оптимизации и рационализации действительности. Это означает, что главными компонентами творческого мышления являются личностный и интеллектуальный аспекты, которые тесно связаны между собой. Связующим звеном этих двух аспектов мышления является именно рефлексия.

Поскольку образовательный процесс отображает социальную реальность и является е? непосредственным компонентом, то основной характеристикой образовательного процесса должна являться его рефлексивная направленность.

Объявление:

К числу фундаментальных признаков человеческой природы относится способность человека понимать и преумножать знания о себе, то есть – самопознание, что действует благодаря существованию и функционированию психологической рефлексии [2].

Осмысление сознательной жизнедеятельности начинается с разделения субъекта («Я») и объекта. Вс?, что человек чувствует, переживает, к чему стремится, проявляется только в представлениях. Осмысление начинается только при наличии предмета, формы, чего-то осознаваемого, иными словами, при наличии определ?нной объективации. Разделение да?т дальнейший толчок к развитию рефлексии: человек вновь обращается к самому себе, рефлексируя над собой, рефлексируя над всеми содержательными элементами, над всеми  образами  и  символами,  стремясь  ответить  самому  себе  –  что  эти  символы  собой представляют? Такая ситуация характерна и для образовательного процесса, она проявляется как в познавательной деятельности студентов, так и преподавателей.

Обращение к проблеме рефлексии стало не только актуальным, но и возможным благодаря общей переориентации социальных наук на человека, на его духовные потенциалы.
В европейской традиции рефлексия понимается как способность «выбраться» из той деятельностной ситуации, в которой мы находимся. Одной из основных черт современного общества является его неопредел?нность. Она включает в себя динамический компонент (нестабильность, гибкость) и компонент структурный (фрагментарность, эпизодичность). Как указывает З. Бауман [1], впереди нас ожидает ещ? большая гибкость, ещ? большая рискованность и большая неопредел?нность [1, 51]. Трансформационные процессы, которые происходят в современном обществе, в сочетании с информационным развитием вс? глубже активизируют внимание людей на практическо-познавательные действия и практическое использование знаний, которые не сводятся к привычной схеме «теория-практика».

Неопредел?нность современного общества наблюдается в разных его измерениях: экономическом и политическом, моральном и религиозном, индивидуальном и межличностном, локальном и глобальном. Современное общество, или общество риска, погружено в беспрерывность перевоплощений, обесценивания порядка, равнодушие к длительным жизненным планам, «неясность жизненного контекста» [1, 108–109]. Все эти признаки диктуют в таких условиях в качестве способа познания социальной реальности феноменологическую рефлексивность, которая позволит в качестве объекта анализа реальности усматривать не только общество, но и себя, т.е. человек в коммуникативных отношениях со сложной социальной реальностью становится и предметом, и объектом познания и является, кроме того, как отмечает Э. Гуссерль, и абстрактом, и конкректом познания, что позволяет индивиду использовать данную реальность с выгодой для себя.

Деятельность всегда целенаправленна, и эту целенаправленность вносит именно рефлексия. Описывая образцы поведения и будучи, таким образом психологически направленной, рефлексия предлагает эти образцы как деятельность.

Образовательный процесс призван готовить индивида к совершенствованию взаимодействий с социумом, поэтому в процессе обучения необходимо выработать способность человека к:
-    самооценке: человек стремится относиться к другим так же, как к самому себе, потому неадекватная самооценка создает рефлексирование как процесс восприятия и понимания общения с другими;
-    дифференцированности, которая проявляется в степени детализаций представлений о себе и призна?т глубину и точность видения других;
-    уровню инструментальности в подходе к самому себе, подтверждающему наличие высокой саморефлексии: использовать себя как инструмент собственной деятельности можно, лишь совершая рефлексивный анализ ситуации, требований, сознательно управляя собственным развитием [4].

Человек постоянно сочетается с другими людьми: выбирая себя, мы выбираем всех людей, поскольку утверждаем образ человека, ценность того, что выбираем. Этот выбор происходит благодаря экзистенциональной рефлексии, которая позволяет приблизиться к истине о себе, об основаниях бытия и их уточнениям. Как отмечает Ж-П.Сартр, чтобы узнать истину о себе, я должен пройти через другого. Другой необходим для моего существования… Это мир интерсубъективности, в н?м «человек решает, чем является он, и чем являются другие» [5, 324]. Таким образом, при помощи экзистенциональной рефлексии индивид осозна?т ситуацию, в которой он оказывается, и стремится приспособиться к ней или изменить е? с пользой для себя. Поэтому одной из главных целей образовательного процесса сегодня является подготовка индивида к социальной мобильности, к готовности приспособить ситуацию «под себя». Это возможно при овладении самоуправлением и саморегуляцией.

Самоуправление – процесс творческий. Он связан с созданием нового, встречей с необычной ситуацией, необходимостью новых решений, разработкой новых стратегий и планов. Саморегуляция – это тоже изменения, но они осуществляются в пределах уже существующих норм, стереотипов и критериев. Основная функция саморегуляции – закрепление достигнутого в процессе самоуправления.

Отсутствие рефлексии или недостаточное ее проявление или неточная направленность на познавательный акт провоцирует непонимание смыслов, наполняющих пространство межличностного общения. По сути, индивид не имеет своей «собственной территории» в мире « других», его внутренней свободой является та часть общего смысла, которая воплощается в его субъективном мире.

В процессе творческого рефлексивного познания человек освобождается от самого себя, утрачивает себя, и в то же время, преобразует, усовершенствует себя. Открываются и проявляются ранее скрытые способности его возможности, способности. Рефлексия помогает человеку при помощи самопознания и самопреобразования переориентировать вектор своей активности, создавать новые смыслы и ценности.

Список литературы

1.    Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под. ред В.Л. Иноземцева / З.Бауман. – М.: Логос, 2002. – 390 с.
2.    Борисенко Е.А. Рефлексия как способ объективного осмысления действительности / Е.А.Борисенко // Грани. – 2009. – № 2. –   С. 33–37.
3.    Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А.В.Карпов. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – 424 с.
4.    Кислицина Т.А. Организация рефлексивных процессов в самовоспитании студентов / Т.А. Кислицина // Проблемы логической организации рефлексивных процессов. – Новосибирск: Наука, 1986. – С. 196–197.
5.    Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.П. Сартр // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1990. – С. 319–344.
6.    Фурман А.В. Психология украинской ментальности / А.В.Фурман. – Тернополь: Экономическая мысль, 2002. – 132 с.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >