
Ценности рынка |
Культура и ценности рынкаАвтор: Вотинцева Н.Н.В период становления рынка, а соответственно, и распространения рыночных отношений на сферу культуры, массовому зрителю и слушателю предлагаются незамысловатые сюжеты, легкие и яркие для восприятия, формирующие «клиповое сознание». Прежде всего, стоит сказать о разном понимании ценности в культуре и в экономике. Рынок имеет дело, прежде всего, с материальной, товарной ценностью, которая выражается в стоимости. Культура под «ценностью» понимает «значимость», которая имеет не материальный смысл. Изменения ценностных систем в историческом развитии общества не совпадают с масштабами социально-экономических, политических и др. изменений. Именно поэтому для осознания и переоценки экономической жизни нужно время. Далеко не все в обществе готовы к рыночным отношениям. Возникновение рынка в нашей стране совпало со стремлением избавиться от старых ценностей. Рыночное общество, где все продается и покупается, формирует общество без святынь, по которым человек рано или поздно начнет тосковать. В условиях рынка предлагаются опошленные и приспособленные к массовому производству святыни, доказательством чего является пропаганда всего бескультурного на экране телевизора. О негативных тенденциях можно говорить бесконечно, но хотелось бы рассмотреть, что может предложить рынок для развития и распространения культурных ценностей. Рынок представлен в культуре через процесс коммерциализации. Следует разделять такие понятия как рынок и коммерциализация. Переход на рыночные отношения в функционировании культуры и ее коммерциализация не одно и тоже. Коммерциализация есть одна из граней перехода к рыночному механизму, но не весь этот механизм. Если говорить о коммерциализации культуры, то надо чтобы были четко выделены те объекты культуры, которые могут работать на коммерческих основаниях, и те, которые не могут этого сделать по характеру своей деятельности, а потому нуждаются в соответствующем финансировании. Для коммерческой деятельности объектов культуры должны быть прописаны механизм и условия работы. Рыночные условия – это конкуренция групп, организаций, хозрасчетные центров друг с другом за потребителя культурных благ и услуг, за наиболее качественное их удовлетворение. И это нормальный процесс. Но это, скорее всего, нормальный процесс для рынка, а не для тех людей, которые заняты в деятельности культурных учреждений. Как конкурировать тем, для кого невозможна коммерческая ориентация на получение средств путем продажи результатов своего труда на рынке или населению, или какой-то организации, или даже государству. Например, основная часть деятельности музея приходится не на обслуживание потребителей – посетителей музея, а на сбор, хранение и изучение фондов. Кроме коммерциализации и конкуренции, которые предлагает рынок, стоит отметить антимонопольную направленность, благодаря чему появляется возможность уйти от команд, от однозначных оценок (на что ранее была монополия лишь у государства). Уходя от монополии, возникает проблема «заказчика». Заказчиком и клиентом может быть и государство, и общество, и посетитель, и спонсор. Остается вопрос о зависимости и диктате этого клиента. Их диктат в культуре можно преодолеть благодаря пониманию того, что экономика учреждений культуры не должна главенствовать над целью и смыслом существования самого учреждения – тех ценностей, которые распространяются. Рынок способствует получению художественной ценностью адекватной социальной оценки. Для творческого человека это, с одной стороны, хорошо – его творчество может найти оценку. Но возникает противоречие между наличием свободного получения этой оценки и отсутствием механизма и пути предоставления результата своего творчества. Это остается делом сугубо личным и весьма проблематичным. Далеко не каждый учитель, ученый или художник могут заняться коммерческим продвижением результата своего труда, не потеряв при этом в основной деятельности. Для развития экономики культурных учреждений нужны специалисты, которые по основной деятельности были бы задействованы в культурной среде, но кроме этого владели бы основами функционирования рынка. Наверное, в таких работниках заинтересованы, прежде всего, представители культуры. Это позволит вести диалог между «заказчиками» и «поставщиками» культурных ценностей. Тот, кто выступает на рынке (те организации, что непосредственно зависят от рынка), сам решает, какую деятельность ему осуществлять: показывать, например, кассовые спектакли, тиражирующие уже найденные выразительные средства, идя на поводу сложившихся вкусов публики, или попытаться искать новые пути в искусстве, продвигая себя и через себя свою аудиторию вперед. Например, можно позволить параллельно ставить спектакли, рассчитанные на заинтересованного зрителя в «уникальном», «высоком». Но так как на рынке платят за результат, то он, естественно, стимулирует выпуск той продукции, за которую больше платят. Специфика рыночных условий подталкивает к еще одному спорному моменту. Можно ли «культурные блага» рассматривать как товар? Культурные ценности «купить» если и можно, то скорее всего это будет приобретение материальных носителей этих культурных ценностей. Можно владеть как товаром, но тогда ценность уже не культурная. Культурная ценность несет смысл, который нужно постичь, им нужно проникнуться, им нужно овладеть. Прививать такое понимание значимости культурных ценностей должны и семья, и институты образования и само государство, которое должно предоставлять для этого условия и способствовать этому. Сегодняшний экономический кризис можно рассматривать в контексте развития культуры. Учреждения культуры, как особые части гражданского общества – театры, музеи, библиотеки, кино создают некую альтернативу кризисной депрессии. Культура учит, давая пример выживания. В условиях кризиса становится более понятной экономика культуры, происходит переосмысление экономической жизни как базовой для других сфер, человек вновь задумывается о смысле существования, который, скорее всего (как показывает практика) не в сверхприбылях. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|