Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Естественнонаучная картина мира

Проблема формирования естественнонаучной картины мира у студентов экономических специальностей

Автор: Денисламова Е.С.

Естественнонаучная картина мира – это система представлений, понятий, концептуальных схем, обобщающих знания о законах природы, причинно-следственных и функциональных связях природных процессов. Физика, астрономия, химия, геология, биология, астрономия, экология и другие науки создают систему знаний, образующих естественнонаучную картину мира.

Формирование естественнонаучной картины мира у обучающихся преимущественно дисциплинам гуманитарного цикла определяется не только преподаванием отдельных естественнонаучных дисциплин и предмета «Концепции современного естествознания», но и философскими обобщениями естественнонаучного материала, исходя из универсальных принципов объяснения всего существующего. Поэтому формирование естественнонаучной картины мира – это комплексная задача, которая решается в рамках общей схемы преподавания всей совокупности дисциплин, так как есть смежные области естественнонаучной картины мира и социально-гуманитарных знаний о человеке и обществе.

Человек, как объект познания, содержит в себе предметные области изучения как для естественных наук, так и для социально-гуманитарных наук. Поэтому и методологически, и методически естественнонаучная картина мира не может быть совершенно изолирована от задач формирования мировоззрения в целом у будущих специалистов.

Значение естественнонаучной картины мира определено, во-первых, формированием у специалистов научной культуры мышления. Естественнонаучное знание в силу своей специфики ориентирует мышление на поиск и выражение объективной истины. Объективная истина – это такое соответствие знаний действительности, которое не зависит от отношения человека к содержанию этого знания. Естественнонаучное знание дистанцировано от ценностей, оценочных суждений, субъективных состояний веры, эмоций и других субъективных факторов познавательной деятельности. Хотя эти факторы воздействуют на процесс создания естественнонаучных концепций, в ходе развития науки элиминируются субъективно-личностные компоненты знания. Культура объективно-истинного мышления, формируемая естественнонаучной картиной мира закладывает основы соответствующего отношения и к социально-гуманитарным знаниям, позволяя различить факто-теоретические суждения и оценочные суждения.

Во-вторых, естественнонаучная картина мира способствует развитию правильного логического мышления, то есть мышления по законам и нормам, исследованным логикой. Логические связи между знаниями, доказательства, правила, определения понятий и другие элементы правильного мышления, необходимо, развиваются в процессе усвоения естественнонаучной картины мира. Логические связи в системе естественнонаучного знания, даже в том случае, когда не изучается специально логика, усваиваются в процессе обучения.

Объявление:

В-третьих, изучение естественнонаучной картины мира определяет способность к развитию научной критики и ориентирует на достоверность и доказательность знаний. Поскольку, естественнонаучная картина мира эмпирически и теоретически обоснована, постольку осваивающий ее человек формирует установку на то, что познание, в целом, должно получать достоверные и доказанные результаты.

Дистанцирование от ценностей и оценочных суждений, при усвоении естественнонаучной картины мира не освобождает мировоззрение человека, в целом, от ценностных ори-ентаций. Поэтому методически возможно формировать естественнонаучную картину мира в мировоззрении обучающихся для развития их экологической культуры.

Знание естественнонаучной картины мира ведет к формированию положительного отношения человека к гармонии, целесообразности, природы в целом. Соответственно возникает образ человека и его деятельности, согласующейся с природной гармонией. Современное тотальное разрушение окружающей природной среды, то есть разрушение биосферы, климата, атмосферы, гидросферы, литосферы ставит острую проблему как сформировать у современных людей ценностную установку на сохранение естественной природы. Формирование естественнонаучного мировоззрения у студентов экономических специальностей особенно важно для того, чтобы экономические задачи не решались за счет потребительского отношения к природе. Эта проблема должна решаться, в том числе, и системой образования, которая, в частности, может ориентироваться на определенный контекст преподавания естественнонаучной картины мира.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >