Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





ЕГЭ как средство управления

Прогнозирование успешности сдачи выпускниками 11 классов ЕГЭ как средство управления качеством образования на муниципальном уровне

Автор: Куликов Я.В.

В настоящее время в условиях нарастающей конкуренции крупных городов за человеческий ресурс к муниципальным системам образования предъявляются повышенные требования, связанные с необходимостью обеспечения инновационного развития экономики. Образовательные системы становятся важнейшим фактором повышения качества жизни всех жителей города.

Это вызывает потребность поиска эффективных подходов к повышению результативности управления муниципальной системой образования.

Необходимость в устойчивом развитии и повышении качества муниципальной системы образования формирует потребность в разработке эффективных педагогических прогнозов. В этой связи важную роль в развитии образовательных систем различного уровня (школы, муниципалитета) начинает играть прогнозирование ожидаемых от системы образования результатов. Переход на новую идеологию управления, ориентированную на прогнозирование и достижение конкретного конечного результата требует выделения объекта (показателя) для прогнозирования, определение адекватных специфике объекта методов прогнозирования, осуществление расчета прогнозных значений показателя.

Прогнозирование на муниципальном уровне предполагает не только выявление тенденций развития, но и их коррекцию в случае отрицательной динамики. В этом смысле оно является преобразующим. Основные методы прогнозирования на основе рядов динамики связаны с экстраполяцией тенденций. Возникает потребность в разработке на муниципальном уровне методики прогнозирования результативности сдачи выпускниками 11 классов школ города Перми единого государственного экзамена по математике как основы для формирования целевых значений результатов образовательной деятельности для каждого образовательного учреждения.

Такая методика разработана и апробируется в настоящее время в системе образования города Перми. Поскольку уровней ряда, отражающих результаты сдачи ЕГЭ, небольшое число, то метод аналитического выравнивания неприменим. Воспользуемся простейшим методом прогнозирования по среднему абсолютному приросту, который эффективен только в случае монотонной тенденции. После проверки возможности его применения [1], этот модифицирован и дополнен с учетом необходимости коррекции отрицательной динамики. В результате разработана специальная методика прогнозирования.

Объявление:

Данная методика учитывает следующие первоначальные условия:

1.    Характер динамики результатов единого государственного экзамена для каждого учреждения:
-    начальный и конечный показатели;
-    кумулятивные данные (в целом все показатели).
2.    Результат (средний балл) единого государственного экзамена по математике каждого учреждения   за предыдущие годы.
3.    Возможности отдельно взятого образовательного учреждения в повышении качества образования по результатам единого государственного экзамена.
4.    Возможности прироста среднего балла ЕГЭ по городу в целом на среднесрочный период.
В соответствии с разработанной методикой прогнозирование результата единого государственного экзамена по математике осуществлялось в несколько этапов.
1.    По каждому образовательному учреждению вычислено среднее значение результатов единого государственного экзамена за 5 лет
у   _Tl   +3;2  + " + УЯ
по формуле:    "
где У1'У2' -Уп - значения среднего балла ЕГЭ по предмету за несколько лет, п - количество лет, за которые берутся значения среднего балла ЕГЭ.
2.    Рассчитано среднеквадратическое (стандартное) отклонение значений среднего балла
- о: с использованием стандартной функции «СТАНДОТКЛ» из MS Excel.
3.    Вычислен средний абсолютный прирост по формуле:
и
Ауср= 2(i=l     - nyi)/(n(n+l)) , где
п
i=i     - сумма значений среднего балла ЕГЭ по предмету за несколько лет, n - количество лет, за которые берутся значения среднего балла ЕГЭ.
4.    Далее рассчитывается прогнозируемое значение показателя результата ЕГЭ по математике с учетом следующих условий:
Если Ауср>=0, то прогнозируемое значение показателя по результатам ЕГЭ по предмету на следующий год определяется по формуле:
Упр = Уср + Ауср,
где Упр - прогнозируемое значение показателя по результатам ЕГЭ, если Ауср < 0, то прогнозируемое значение показателя по результатам ЕГЭ по предмету на следующий год определяется по формуле:
Упр = Уср + 0,5 о, где 0,5 - коэффициент
Коэффициент 0,5 определился в процессе интерполяции для ЕГЭ по математике следующим образом: вычисляются прогнозируемые значения по предшествующим годам и сопоставляются с фактическими; практически у всех школ прогнозируемый результат оказался не выше фактического; его устойчивость проверялась повторной вычислительной процедурой для данных за предыдущие годы.

Полученное таким образом прогнозное значение результата единого государственного экзамена установлено для каждого образовательного учреждения как целевой показатель ожидаемого результата по математике.

С целью оценки разработанной методики по критериям надежности проведен анализ данных, полученных путем прогнозирования результатов единого государственного экзамена по математике на 2010 год, и сравнения этих результатов с фактическими результатами ЕГЭ по математике за данный период.

По результатам сравнительного анализа можно сделать следующие выводы:

-    метод прогнозирования достаточно надежен, т.к. прогнозируемые значения по пред
шествующим годам сопоставлялись с фактическими: практически у всех школ прогнозируе
мый результат оказался не выше фактического;
-    устойчивость результата указанного выше результата подтвердилась при проведении
повторной вычислительной процедуры для данных за предыдущие годы.

Таким образом, внедрение предложенной методики прогнозирования результатов сдачи выпускниками 11 классов школ города Перми единого государственного экзамена позволяет:
-    учесть характер изменения результатов для каждого образовательного учреждения, оценить возможности повышения результатов;
-    обоснованно распределить ответственности по достижению заданного на муниципальном уровне значения показателей по результатам единого государственного экзамена по математике между всеми муниципальными общеобразовательными учреждениями города Перми.

С помощью данной методики можно осуществить прогнозирование результата единого государственного экзамена на ближайшую перспективу (оценить скорость достижения установленных норм). Причем, необходимо отметить, что с увеличением количества измерений (лет) точность прогноза будет повышаться.

Данная методика позволяет обеспечить не только особую мотивационно – целевую ориентацию руководителей школы, но и реализовать новый подход к оценке степени достижения конечных результатов, поскольку на муниципальном уровне фиксируются операционально заданные ожидаемые результаты работы каждого образовательного учреждения и отрасли в целом.

Использование методики прогнозирования создает предпосылки для внедрения новых организационно-экономических механизмов управления муниципальными учреждениями, основанными на внедрении принципов оптимального использования ресурсов, стимулирования за результат, выраженный в реальном повышения качества образования на муниципальном уровне.

Список литературы

1.   Теория статистики. / Под ред. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 1988.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >