Определение понятия этничность |
Сравнительный анализ теоретических подходов к определению понятия «этничность»Автор: Кошевой О.С., Луканин А.В.Необходимо отметить, что определение значения понятия «этничность» имеет дискуссионный характер именно в России, в то время как в большинстве стран оно является достаточно устоявшейся научной категорией. Исследования понимания этничности приобрели противоречивый характер с начала 70-х годов XX века, причиной чему служили распад мировой колониальной системы, образование новых государств, обострение межэтнических отношений в самих индустриальных странах. Проблемы этничности обсуждались в рамках объяснительных моделей в различных теориях, в том числе в теориях социальных изменений, межгрупповых отношений, дискриминации, этнической идентичности, ассимиляции. Все эти теории сводят, как правило, к трем подходам к пониманию этнического феномена – примордиалистскому, инструменталистско-му и конструктивистскому. В теориях примордиалистского подхода выделяются два направления: социобиологи-ческое и эволюционно-историческое. Сторонники первого рассматривают этничность как объективную данность, изначальную (примордиальную, т.е. исконную) характеристику человечества. Они объясняют этничность с помощью эволюционно-генетических идей, интерпретируя ее как «расширенную родственную группу», «расширенную форму родственного отбора и связи» [2, 25]. Примордиалисты подчеркивают в этничности глубокую аффективную привязанность людей. Объяснение этому наука пытается дать лишь в последнее время, когда социальные психологи стали разрабатывать теорию аффилиации (потребности в принадлежности к группе) [2, 25]. Последователи эволюционно-исторического направления рассматривают этносы как социальные, а не биологические сообщества, глубинно связанные с социально-историческим контекстом. Этносы характеризуются определенными собственно этническими свойствами (язык, культура, этническое самосознание, закрепленное в самоназвании), но эти свойства формируются только в соответствующих условиях – территориальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых [3, 47]. Объявление: До 60–70-х годов XX в. примордиалистское представление об этносе, главным образом второго направления, является доминирующим в мировой науке, а в отечественной науке остается единственным до начала 90-х годов. В 70-х годах в США в связи с необходимостью объяснений массовых этнических и расовых движений формируются новые объяснительные концепции этничности. Этническая группа трактуется как общность, объединяемая интересами, а этничность как средство для достижения групповых интересов, мобилизации в политической борьбе [1, 7]. Подобное понимание этноса характерно, преимущественно, для политологических исследований межэтнических отношений и сформировалось оно в основном в границах политологии и социологии. Согласно третьему, конструктивистскому подходу к пониманию этнической общности, этносы трактуются как определенные интеллектуальные конструкции ученых, политиков, благодаря которым системе образования, разветвленной сети средств массовой информации, удается передавать собственные идеи массам, активно влиять на них [4, 53]. Этничность, согласно конструктивистскому подходу, – процесс конструирования вымышленных сообществ, который опирается на фундамент веры в то, что они связаны естественными связями, единым типом культуры, идеей об общем происхождении и общем историческом прошлом [6, 123]. Каждый из рассмотренных методологических подходов относительно понимания эт-ничности имеет как сильные позиции, так и слабые. Однако все более очевидным становится то, что осмыслить такую сложную и разностороннюю научную проблему, как природа этнического феномена, в рамках одной методологической модели невозможно. На основании вышеописанного русский ученый А.П. Садохин отмечает, что имеющиеся подходы к этничности не имеют взаимоисключающего характера, поэтому перспективным способом исследования проблемы этничности в ближайшее время, наверно, будет интеграция их наиболее важных аспектов и создание когерентной теории этничности [5,210]. Автор также подчеркивает, что, по мнению многих этнологов, ядром такого синтеза способный стать конструктивистский подход, поскольку у него перед другими есть ряд важных преимуществ: «во-первых, в теориях этого подхода фокусируется внимание на относительном характере и ситуативной зависимости этничности, что разрешает изучать данный феномен на разных «уровнях» и «срезах»; во-вторых, все теории конструктивистского подхода практически одинаково трактуют проблему роли родственности в формировании этнической идентичности, которая может быть использована как исходная основа при создании разных теорий; в-третьих, за период посткоммунистического развития мира стало известно достаточно большое количество фактов изменения этничности, что само по себе дает уникальную возможность для интеграции взглядов конструктивистов и инструменталистов [5,223]. Несомненно, учитывая особый характер проблемы межэтнических конфликтов в XXI веке, применение системного и междисциплинарного подходов позволит всесторонне рассмотреть исследуемую проблематику в контексте современной политики в сфере межэтнических отношений. Список литературы 1. Арутюнов С.А. Этничность – объективная реальность // Этнографическое обозрение. 1995. № 5. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|