Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Методика преподавания философии





Методика преподавания философии

К вопросу методике преподавания философии в современной высшей школе

Автор: Патырбаева К.В.

В практике преподавания философии можно нередко столкнуться с тем обстоятельством, что изучение студентами этой науки осуществляется не творчески, не способствуя формированию у изучающих навыков и интереса к самостоятельному аналитическому мышлению. Многие студенты формально относятся к изучаемому материалу. Если встречается вопрос, не изложенный прямо в учебных пособиях и требующий некоторого самостоятельного размышления, то они настойчиво спрашивают: «А где это прочитать?». Способности к самостоятельному анализу и обобщению в подобных случаях оказываются ограниченными.

Очевидно, причину этого надо искать не столько в студенте, сколько в методах преподавания. Еще в XVIII веке И.Г. Песталоцци развивал мысль о том, что знание нельзя передать, можно только побудить человека к мышлению и познанию, ибо ученик – не сосуд, извне наполняемый влагой познания, а очаг мысли, который надо умело разжечь [2]. Разумеется, это требует от педагога больших знаний, мастерства, длительной и систематической работы.

В последние десятилетия ориентация образовательного процесса на инновационность создала благоприятные предпосылки, связанные с формированием новых методов преподавания, что в свою очередь стимулирует познавательный интерес студентов.

Познавательный интерес – это выработанная у человека потребность в приобретении знаний, испытываемое им духовное удовлетворение как их содержанием, так и собственной интеллектуальной деятельностью, направленной на получение и усвоение этих знаний. Привитие такого интереса, управление его формированием является одной из важнейших задач методики преподавания философии как науки.

Традиционными средствами, ведущими к данной цели, являются наиболее целесообразные методы изложения материала, формы проведения лекций и семинаров, рациональная организация самостоятельной работы студентов, эрудиция и методическое мастерство преподавателей.

Объявление:

Метод изложения должен быть в своей основе диалектическим. Это относится и к методам изложения других наук, но к философии – в особенной мере, поскольку смысл и цель ее преподавания не просто сообщение какого-то количества информации (быстро забываемой, как показывает опыт), а приобщение студентов к особому способу мышления.

Ограничение учебного процесса простым изложением постепенно вырабатывает у студента привычку к некритическому усвоению информации, привычку к статичному, метафизическому стилю мышления. Необходима методика, которая ставит целью учебного процесса овладение не готовой истиной, а методом, позволяющим определить путь нахождения истины. Она позволяет вести занятия так, чтобы студент под влиянием логики развития сам стремился познать, вскрыть сущность познаваемых явлений. Практическая реализация такого подхода достаточно сложна, в особенности при работе со студентами негуманитарных специальностей.

Применение диалектических принципов к изложению философии означает, что ее предмет, ее проблемы рассматриваются в развитии, в преодолении трудностей и противоречий, как процесс длительного и упорного научного поиска, полноценное осознание которого служит необходимым условием понимания и оценки завоеванных таким путем истин.

Важно представить истину в динамике, в становлении, проследить, какие противоречия в сфере теории и практики она позволяет разрешить. Хорошо об этом сказано в комментарии Э.В. Ильенкова к соответствующему высказыванию Г.В.Ф. Гегеля: «Голый результат без пути, к нему ведущего, есть труп, мертвые кости, скелет истины, неспособный к самостоятельному движению, как прекрасно выразился в своей «Феноменологии духа» диалектик Гегель. Готовая, словесно-терминологически зафиксированная научная истина, отделенная от пути, на котором она была обретена, превращается в словесную шелуху, сохраняя, однако, все внешние признаки истины. И тогда мертвый хватает живого, не дает ему идти вперед по пути науки, по пути истины. Истина мертвая становится врагом истины живой, развивающейся. Так получается догматически окостеневший интеллект, оцениваемый на выпускных экзаменах на «пятерку», а жизнью на «двойку» и даже ниже» [1, с. 171].

Речь идет не о тренировке памяти путем заучивания готовых терминов и понятий, а о движении к истине путем глубинного понимания и размышления. Здесь не обойтись без знакомства с философскими первоисточниками, их прочтением и интерпретацией. Возможна также работа в форме прослушивания проблемных докладов, подготовленными студентами, с дальнейшей дискуссией по наиболее проблемным пунктам, изложенным в докладе.

В то же время усвоение материала по философии невозможно без усвоения определенной системы категорий. Изучение философии должно осуществляться в рамках определенной системы понятийного аппарата, который студенты должны освоить. И здесь нельзя обойтись без традиционных способов усвоения – запоминания определений и терминов, систематизации понятий, возможно более четкого уяснения их смысла, подтверждения правил примерами и прочего. Эффективным способом проверки уяснения философского терминологического аппарата являются 10–15 минутные контрольные работы по понятиям. По нашему мнению, целесообразно проводить такие работы в начале каждого практического (семинарского) занятия по философии.

Наконец, диалектический метод преподавания предполагает учет не только принципа развития истины (ее исторического пути), но и принципа взаимосвязи. Требуется не голый результат познания, а система, гармония истин. Иначе говоря, необходимо добиваться того, чтобы слушатели усваивали каждое новое понятие в его логической связи, в согласовании с другими философскими понятиями, как клеточку единого организма. Достижению этого должны способствовать соответствующим образом сформулированные проблемные вопросы и упражнения, требующие от обучаемого не просто уметь определять те или иные понятия, но и уметь прослеживать связь между ними. По нашему мнению, развитию диалектического мышления студентов способствуют: 1) создание и разрешение в ходе занятий философией проблемной ситуации; 2)решение студентами творческих задач. По нашему глубокому убеждению, вопросы, задачи и упражнения должны систематически и широко использоваться во всех звеньях учебного процесса. Принципы их составления могут быть самыми разнообразными, например, это может быть анализ философских текстов, оценка различных формулировок, классификация высказываний, продолжение философского спора, опровержение ошибочных взглядов, применение общих положений к конкретным случаям и т.п.

Создание проблемных ситуаций эффективно используется и для контроля знаний студентов. Нередко на экзаменах по философии создается не только нетворческая, но более того – весьма тягостная в психологическом отношении ситуация, когда студента «допрашивают», требуют от него дословного пересказа тех или иных положений. Хорошим способом преодоления подобных затруднений, по нашему мнению, служит такое задание студенту, в котором моделируется в форме проблемы какая-либо реальная ситуация, требующая разрешения философскими средствами.

Кроме того, современный преподаватель, также как и студент вынужден ориентироваться на тестовую форму проверки знаний. По нашему мнению, тесты являются наименее творческой и наименее объективной формой контроля знаний студентов. В то же время, тесты могут быть эффективной формой закрепления материала, поэтому вполне допустимо использовать тестовую форму контроля в завершение каждого практического (семинарского) занятия по философии.

По нашему мнению, достаточно эффективной является следующая структура типового практического (семинарского) занятия со студентами ВУЗов как гуманитарного, так и негуманитарного профилей:  1)  Контрольная работа по  терминологии  (10  –  15  мин.). Студенты ипишут свой вариант работы, включающий 5–7 терминов (из предложенных для заучивания дома 15–20 понятий). 2) Обсуждение контрольной работы по терминологии; связь терминов в единую систему (совместная работа преподавателя и студентов). 3) Заслушивание и обсуждение докладов по проблемным вопросам (обсуждение докладов должно реализовываться в контексте всего проблемного поля изучаемой темы). 4) Решение творческих заданий и упражнений (совместная работа преподавателя и студентов). Это может быть упражнение на определение истинности / ложности понятий; на анализ отрывка из какого-либо философского произведения с последующим ответом на вопросы по тексту; работа на соотнесение понятий и их определений и т.п. 5) Решение тестовых заданий по теме, которые выполняются студентами с использованием конспективного материала (главная задача теста в контексте такого занятия – это закрепление знаний и умение ориентироваться в теме).

Большие возможности для учебно-методической работы со студентами дневного и заочного отделений открывает современная сеть Internet (построенная согласно принципам Web 2.0). Например, очень эффективной является создание и ведение преподавателем собственного интернет-сайта, куда выкладывается текущая тематика семинарских занятий, материалы для подготовки студентов к практическим занятиям и т.п. В настоящее время такой сайт разработан автором данной статьи на бесплатном Internet-сервере www.narod.ru (адрес сайта: www.philos-sophos.narod.ru).
Современному преподавателю философии необходимо помнить, что в условиях становления постиндустриального (инновационного) общества модель специалиста не должна быть представлена просто как система типовых задач, которые выпускнику вуза придется решать на практике. В современных условиях освоение будущим специалистом определенной суммы знаний является средством овладения методами приобретения новых знаний и разрешения многообразных научных и технологических задач. После сдачи экзамена по философии у будущих специалистов должно остаться нечто весьма важное – понятие о методах философского мышления, способность и желание самостоятельно воспроизвести и дополнить приобретенные знания, реальное понимание связей философии с жизнью.

Список литературы

1.    Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М., 1968.
2.    Философия в вопросах и задачах (диалектический материализм). М., 1977.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >