Исследование психологического климата |
Исследование психологического климата в педагогическом коллективе и пути повышения его комфортности в условиях дошкольного образовательного учрежденияАвтор: Патырбаева М.И.Современная жизнь с ее многочисленными трудностями экономического и психологического характера требует от человека нравственных и физических сил. Педагоги находятся в наиболее сложной ситуации, испытывая двойные нагрузки в связи с эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью. Конфликты с коллегами, воспитанниками и их родителями способствуют возникновению негативных черт и подрывают психическое здоровье. На психологическое самочувствие педагогов действуют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам, влияющим на психологическое самочувствие педагогов, относятся: • Высокая эмоциональная загруженность; Внутренним фактором психологического самочувствия педагогов является личностный фактор, проявляющийся в неудовлетворенности своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Объявление: В течение 2009-2010 учебного года на базе МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 35» г. Перми было проведено исследование психологического климата в педагогическом коллективе с опорой на диагностику В.Е. Рогова. Исследование показало, что степень благоприятности социально-психологического климата соответствует среднему уровню - 14,3 балла (высокая степень 22 балла). Дальнейшее исследование психологического климата включало определение индекса групповой сплоченности Сишора. Показатель оказался равным 14,4 баллам, что говорит о среднем уровне групповой сплоченности. Анкетирование педагогов осенью 2009 года с целью выявления удовлетворения условиями работы в детском саду дало следующие результаты: > Работать в детском саду нравится - 71%; не нравится - 29%; Полученные данные показали необходимость осуществления следующих мероприятий по улучшению психологического климата в педагогическом коллективе: 1. Консультации: 3. Семинар «Виды коммуникации». В июне 2010 года был проведен второй срез по вышеперечисленным диагностикам. В результате проведенных мероприятий степень благоприятности психологического климата повысился и составил 22 балла (высокая степень благоприятности). Результат диагностики определения индекса групповой сплоченности по Сишору остался примерно с таким же значением, как и ранее. Он равен - 15 баллам (средний уровень групповой сплоченности). Также было проведено вторичное анкетирование педагогов. Результаты данного анкетирования, а также динамика результатов представлены в таблице 1.
По нашему мнению, на произошедшие изменения оказали влияние, прежде всего, осуществленные мероприятия, имевшие целью повышение комфортности психологического климата в педагогическом коллективе. Возможно также, что влияние оказало обновление в коллективе.В перспективе работа, направленная на улучшение психологического климата в педагогическом коллективе будет продолжаться. Планируется организация женского клуба. Так же будет продолжена работа по организации тренингов и консультаций для педагогов.
Список литературы 1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|