Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Правовые основы безопасности жизнедеятельности

Изучение правовых основ безопасности жизнедеятельности студентами экономических специальностей

Автор: Сергеева О.С.

Выпускник современной высшей школы должен быть не только грамотным специалистом в своей будущей профессиональной деятельности, но и обладать знаниями и навыками руководителя коллектива, уметь находить выход в нестандартных ситуациях, нести ответственность за безопасность подчиненных ему работников. Это касается любой сферы деятельности, именно поэтому такая дисциплина как «Безопасность жизнедеятельности» была введена в обязательный цикл дисциплин при подготовке специалистов самого разного профиля. Научить быстро находить разумные решения для выхода из чрезвычайных ситуаций, предупреждать опасные негативные явления – непростая задача для преподавателя этой дисциплины. 

При этом следует понимать, что невозможно описать все алгоритмы действий руководителя в непредсказуемых ситуациях. Задача педагога не в том, чтобы описывать ситуации и поведение участников этих ситуаций, а в том, чтобы научить предвидеть и предупреждать их наступление, осознавать ответственность руководящего звена в сфере охраны труда, организации пожарной безопасности, подготовки объектов к чрезвычайным ситуациям и поведения в чрезвычайных ситуациях. Решение этой задачи невозможно без знания правовых основ безопасности жизнедеятельности.

Изучение законодательных актов и нормативно-технической документации, регламентирующих безопасность труда, предупреждение травматизма, аварийных и чрезвычайных ситуаций, достаточно проблематично вследствие их огромного количества. Поэтому преподаватель должен ориентироваться на специфику деятельности будущего специалиста. В данном случае мы хотим коснуться правовых основ безопасности жизнедеятельности при обучении студентов экономических специальностей.

Больше всего требований в этой области предъявляется к будущим экономистам-менеджерам, обучающимся по специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», так как их профессиональная деятельность связана с решением организационно-управленческих задач предприятия. Среди них можно выделить подготовку функционирования производственных объектов с учетом вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций; организация мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, выполнение требований охраны труда на предприятиях отрасли.

Экономист специальности «Финансы и кредит» или «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» должен учитывать расходы бюджета на обеспечение безопасности производства, охраны труда персонала, на организацию систем защиты от вредных и опасных факторов производства, затраты на покрытие социальных, экономических и экологических последствий от загрязнения окружающей среды. Социальные последствия могут выражаться также в ухудшении условий жизни населения, в нарушении условий труда и отдыха персонала, потере рабочего времени из-за болезней и т.д. Затраты могут быть также связанными с мероприятиями по организации службы контроля за условиями труда, службы безопасности, осуществлением экологического мониторинга и т.д. Кроме того, согласно действующему федеральному закону существуют затраты на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Объявление:

Особые задачи в области безопасности стоят перед менеджером организации (специальность «Менеджмент организации»). При разработке экологических и социальных проектов менеджер должен хорошо представлять себе последствия негативного воздействия на окружающую среду, на здоровье персонала и населения, рассматривать варианты управленческих решений и обосновывать выбор оптимального, исходя из критериев социально-экономической эффективности, безопасности жизнедеятельности и экологической безопасности. При рационализации управленческого труда менеджер должен применять методы научной организации труда и оргпроектирования.

Квалифицированное выполнение всех этих требований будет возможно только в том случае, если специалист владеет знаниями основ законодательства по безопасности жизнедеятельности. В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» можно познакомиться с рядом требований законодательства по безопасности в отношении конкретных ситуаций, связанных с будущей профессией экономиста и менеджера:

1)    по охране труда:

-организация управления охраной труда в Российской Федерации;
-    общие требования к системе управления охраной труда в организации;
-    обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда работников и обязанности работника по соблюдению требований охраны труда;
-    организация расследования несчастных случаев на производстве;
-    страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
-    санитарные требования к организации рабочих мест, к режиму труда и отдыха, к оборудованию и технологическим процессам;
-    проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
-    требования к организации обучения безопасности труда;
-    контроль и надзор за выполнением требований охраны труда;
-    полномочия государственных органов контроля и надзора за охраной труда;

2)    по экологической безопасности:
-    законодательство по охране окружающей среды;
-    негативное воздействие на окружающую среду и требования к его снижению;
-    нормативы качества окружающей среды и требования по их выполнению;
-    требования по обращению с отходами производства и потребления;

3)    по промышленной безопасности:
-    требования безопасности к опасным производственным объектам;
-    требования в области пожарной безопасности;
-    государственный контроль и надзор за промышленной безопасностью;

4)    по безопасности в чрезвычайных ситуациях;
-    российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;
-    требования по подготовке хозяйственных объектов к чрезвычайным ситуациям и устойчивости их функционирования в чрезвычайных ситуациях;
-    защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения;
-    государственный надзор и контроль за исполнением требований чрезвычайного законодательства.

Учитывая специфику работы экономиста, бухгалтера и менеджера, особое внимание следует уделить требованиям безопасности работы с компьютером, защите от вредных факторов, рациональной конструкции и расположению элементов рабочего места, соблюдению правильного режима труда и отдыха.

Кроме того, необходимо познакомить студентов со всеми видами ответственности за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты, в том числе с дисциплинарной, административной и уголовной ответственностью за эти правонарушения.
Конечно, в изучаемых ситуациях не подразумеваются юридические компетенции. От выпускников экономических специальностей требуются не профессиональные юридические знания, а общие представления о требованиях законодательства в области безопасности, умение ориентироваться в системе законодательства и нормативно-технической документации, регулирующих конкретные ситуации. При необходимости грамотный специалист должен уметь найти и обратиться к нормативному документу для решения профессиональных задач в соответствии с законом. Таким образом, возникает необходимость преподавания не только основ законодательства по безопасности, но и обучения использованию правовых информационных систем в данной сфере. Такую возможность предоставляют существующие правовые информационные системы, такие как «СПС КонсультантПлюс: Высшая школа», система «Гарант-Студент», «Кодекс» и др., которые содержат сотни тысяч документов и на сегодняшний день получили широкое признание в учебном процессе. Умение пользоваться правовыми информационными системами необходимо также для того, чтобы отслеживать постоянное обновление законодательства, вносимые поправки в существующие нормативные акты, утверждение новых органов контроля и надзора, ввод новых технических регламентов и т.д. Все это требует от преподавателя и студентов постоянной работы с правовой информацией. Использование справочных правовых систем должно широко внедряться в процесс обучения студентов.

Обучение, направленное только на передачу знаний, в современном мире становится неэффективным, если при этом не развиваются способности специалиста ориентироваться в сложной производственной обстановке, решать быстро и качественно как текущие, так и нестандартные задачи. Знание основ законодательства, умение пользоваться нормативными актами и нормативно-технической документацией оказывает существенное влияние на качество подготовки студентов экономических специальностей.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >