Экономическое развитие России и Китая |
Политическое и экономическое развитие России и КитаяАвтор: Дамчеееа Д.З.Актуальность данной работы определяется многочисленными факторами от экономического до гуманитарного. Ценность сравнительного правоведения отнюдь не определяется только прикладными задачами приграничного и межгосударственного сотрудничества России и Китая, осознанием исторического этапа развития страны и ее государственного административного аппарата, но и возможностью взаимовлияния различных правовых систем, формирующихся под влиянием закономерностей развития общества, государства и права [5, С. 198]. Принадлежавшие в недалеком прошлом к одной правовой системе, базисом которой являлся социализм, КНР и Российская Федерация в дальнейшем развитии меняются в области права. Опыт двух стран вызывает научный интерес как с точки зрения определения перспективности, правильности выбора пути, так и прикладной оценки эффективности правовой системы [3]. К сожалению, об административном праве КНР мы знаем мало, главным источником сведений в этой области являются работы Л.М. Гудошникова и Н.Г. Пащенко [6, С. 451]. Профессор Ло Хаоцай, активно сотрудничающий с российскими университетами, в частности с Московским государственным университетом им. Ломоносова, проливает свет на доктринальные разработки в области административного права КНР, что вызывает неослабевающий интерес, поскольку с точки зрения сравнительного правоведения наибольший интерес изо всех правовых систем, сохранивших на себе как национальные особенности, так и характерные черты социалистического права, вызывает правовая система Китая [4]. Профессор Ло Хоацай в своих трудах призывает к смягчению административной власти в отношениях с гражданином в период экономических успехов. П.В. Трощинский отмечает, что в КНР действуют нормы, предполагающие замены уголовного наказания административным, аналогичные нормам, которые существовали в советском праве 60-80 гг. прошлого века [12]. Опыт России наглядно демонстрирует, что неправильно организованный и подверженный коррупции административный аппарат не дает стране развиваться, то есть важность административного права для страны очевидна. Профессор Ло Хоацай сформулировал теорию равновесия в административном праве. «Учитывая практику, большое внимание должно быть уделено правам человека в противовес сильной исполнительной власти с целью сокращения дисбаланса» [2, С. 76]. В рамках реформы правительственных функций предполагается создать систему, при которой правительство передает часть полномочий растущему рынку путем сокращения сфер регулирования, что является основным элементом преобразования правительственных функций и всей реформы в целом. Нельзя не видеть созвучные направления мышления профессора Ло и административных реформ в Российской Федерации, где первым же постулатом администра¬тивной реформы Путина-Фрадкова 2003-2004 годов стало ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, а третьим - развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики, то есть здесь тоже идет речь о передаче государственных полномочий общественным организациям [8, С. 12]. Но как отмечает к.ю.н., доцент Московского государственного университета А.А. Демин, правильное направление демократизации находится на пути профессионализации аппарата государственного управления, поэтому оценивающие реформы Путина-Фрадкова лица признают их как провалившиеся [10, С. 10]. Объявление: Вместе с глобализацией место Китая в мировом разделении труда и его влияние на мировые процессы увеличиваются, поэтому эти причины базисного порядка требуют определенного пересмотра концепций административного управления в надстройке. Существует дилемма: во-первых, «теория управления», в соответствии с которой административное права должно защищать исполнительную власть и способствовать эффективному управлению; и, во-вторых, «теорию сдерживания», согласно которой административное право должно сдерживать исполнительную власть и обеспечивать защиту управляемых, другими словами, это право, которое контролирует административную власть и защищает права человека от нарушений со стороны правительства. При этом должно быть как стимулирование административной инициативы, так и одновременно активное участие управляемых субъектов права. Ло Хаоцай предлагает перейти от противостояния власти и человека к сотрудничеству: «По сути, в уравновешенной структуре субъекты административного права – власть и противная сторона юридически равноправны. По теории баланса субъект административного права и противная сторона также равноправны». Здесь встает проблема соотношения властеотношения и правоотношения [4]. Одновременно в теории равновесия заметны трудности. Так, рассматривая равновесие, профессор Ло не употребляет нигде понимание управляемого лица, гражданина или частного предприятия в качестве субъекта права. Качество субъекта права профессор признает только в отношении властной стороны административного правоотношения. Закон КНР об адми¬нистративных наказаниях, принятый на 4-й сессии ВСНП восьмого созыва 17 марта 1996 г., в тех случаях, когда речь идет о гражданине, не называет его субъектом административного разбирательства, а называет «соответствующей стороной». Так звучат ст. 31, 39 п. 1,40,42,44, 46 и других Кодекса. И дело тут не в том, что под «соответствующей стороной» могут пониматься граждане, юридические лица и иные организации (статья 5). Права этих категорий субъектов административной ответственности, граждан, юридических лиц и иных организаций, - уравнены. Также с целью разрешения конфликтов и достижения баланса в административном процессе Ло Хаоцай предлагает предоставить процедурные права гражданам не только в административной процедуре, но и в процедуре судебного надзора, где они также могут быть участниками. При этом профессор Ло трактует положение Конституции КНР «Все граждане равны перед законом», - в том смысле, что под понятие «все» в этом случае должны подпадать не только граждане, но и все субъекты хозяйственной деятельности, включая административные органы. Теория равновесия также предусматривает введение административной юстиции при котором каждый гражданин может предъявлять административные иски любому должностному лицу государственного аппарата, не смущаясь своим статусом «противной стороны». Проблема дисбаланса власти Ло Хаоцай рассматривает исходя из утверждения, что положение властной стороны административно-правового отношения искажено: «Исполнительная власть чрезмерно сильна, а права противной стороны слишком слабы». Но это традиционное положение в административном праве Китая, особенностью которой является неравноправность (непаритетность) субъекта права и противной стороны. «Наука об административном праве сможет преодолеть традиционную формулу только на основе диалектического мышления, по¬ставив во главу угла субъект вместо отношений , необходимо создать новую теор етическую базу современного административного права, преодолевшую теорию управления и теорию сдерживания, соответствующую демократической политике и рыночной экономике. Эти теоретические основы, прежде всего, должны касаться самых основных отношений в административном праве — отношений субъекта права и противной стороны и давать системный ответ на все связанные с этим вопросы» [7, С. 123]. Российская Федерация также стоит перед проблемой введения судов административной юстиции, не решаясь ее ввести, хотя административное судопроизводство прямо предусмотрено Конституцией РФ (ст. 118, п.2). Но даже если она будет введена, сущность власти не изменяется, исторической сущностью власти является то, что она монопольна. Надо стремиться к наведению в ней порядка. Демин А.А. считает, что гражданин на самом деле заинтересован в наличии власти. Удовлетворение частных интересов возможно только при порядке в обществе, при публичном режиме законности. Так что укрепление государственной власти – это естественный интерес и потребность гражданина. Единственная проблема — сделать эту власть соответствующей интересам населения [2]. Также теория равновесия в административном праве Китая исходит из того, что власть больше ориентирована на политику, а на законы. Теория равновесия отражает плюрализм ценностей в обществе рыночного типа, где применим лозунг «пусть расцветают сто цветов». Проявляется и отчужденность гражданина от власти: «У среднего россиянина все еще сохраняется чувство отчужденности от власти, то же самое наблюдается и в отношении среднего китайца, но в гораздо большей степени, ибо авторитарная форма правления насчитывает здесь уже не сотни, а более двух тысяч лет» [1], пишет Л.С. Переломов. Если исполнительную власть и права человека примирить друг с другом, как утверждают многие теоретики политики и права, то основной функцией административного права станет их согласование и получение взаимной выгоды с целью содействия развитию экономики и общества, но это не лишает власть выполнять свою координирующую функцию. Для становления «мягкого законодательства» нужно ввести набор правовых средств, позволяющих дать больше диспозитивности административным правоотношениям путем различных форм, иногда стоящих на стыке с другими отраслями правовой системы: с гражданским правом в случае введения административного договора, или с международным, когда речь идет о применении альтернативных правил сотрудничества через рекомендации международных организаций и обычаи делового мира. Исследователи также отмечают коллизии при реальном толковании права в Китае [5, С. 176]. С точки зрения Ло Хаоцай на современном этапе равенство субъектов административного права является основой законности. В настоящее время в связи с социальными реформами в КНР задача заключается в следующем. Во-первых, правовой статус управляемой стороны должен быть поднят до такого уровня, чтобы она смогла стать независимым субъектом. Во-вторых, соответствующим образом должны быть урегулированы функции органов исполнительной власти и реформированы методы осуществления исполнительной власти. В-третьих, должна быть усилена роль общественных организаций и движений, отличных от государственных органов, так и от организаций частного сектора. И наконец, следует усовершенствовать контрольные функции других государственных органов, необходимые для поддержания должного баланса взаимных прав и обязанностей органов исполнительной власти и управляемой стороны. В настоящее время в Китае модель государственного управления теряет свою гибкость и усиливающаяся тенденция к упадку постепенно замещается в результате усиления открытости общественного процесса и расширения сферы участия масс моделью общественного управления. Реформа правительства, уменьшение правительственных функций должны открыть новые ориентиры рынка, увеличить число игроков на нем: 1) надо вернуть права рынку, задача распределения общественных ресурсов должна быть передана рыночному механизму; 2) надо уступить права обществу, соблюдать общественное самоуправление, часть работы по управлению обществом передать различным профессиональным ассоциациям и организациям самоуправления; 3) надо передать права на места, полностью пробудить активность в административном управлении у местных властей [2, С. 233-235]. Теория конструкции новых административных правоотношений в китайском обществе, как представляется, носит творческий, поисковый характер, не является окончательно сформулированной, и развитие событий предполагает, что данная тема в трудах профессора Ло Хаоцай и других ученых еще получит дальнейшее развитие. Список источников: 1. Вэнь Хэнгуо. О юридической силе судебного толкования при административном иске КНР // Судебное правоприменение: проблемы теории и практики / Ред. В.М. Сырых. М: Изд-во РАП, 2007. С. 364-365 |
< Предыдущая | Следующая > |
---|