Местное самоуправление России и Китая |
Система местного самоуправления России и КитаяАвтор: ЮйХан«Самоуправление» - это термин, используемый в политологии, юриспруденции, социологии и других научных дисциплинах. В политологии и учении о конституции существуют национальная автономия, местное самоуправление, народное самоуправление. В обществознании существует термин общественное самоуправление, и они имеют различное значение. Кроме того, из-за различий политических систем и общественного строя, в разных странах, хотя и используются сходные термины, но в них вкладывается не совсем одинаковый смысл. По результатам лингвистического анализа данных слов в разных языках можно отметить, что в слове «самоуправление» есть вполне ясное ключевое значение. В русском языке «самоуправление», в английском языке «selfgovernment». Приставки «сам-» и «self-» в вышеуказанных языках обозначают «сам». Очевидно, что во всех языках слово «самоуправление» имеет сходное значение. Иными словами «самоуправление» - это когда управляешь или руководишь сам собой. Местное самоуправление - это форма управления, при которой местные правительственные органы самостоятельно решают вопросы внутреннего управления, что воплощает собой разделение власти в системе. В некоторых странах центральное правительство, согласно закону, передаёт местному правительству полномочия и материальные средства, необходимые для разрешения вопросов местного значения, что и называется «местным правительственным управлением». В других странах члены органов местного самоуправления избираются местными жителями; такие органы местного самоуправления не подведомственны центральному правительству, и они абсолютно самостоятельно решают вопросы местного значения. Оба этих вида содержатся в термине «местное самоуправление» в его широком смысле. Согласно положениям Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «О местном самоуправлении в РФ», российское местное самоуправление – это право на самоуправление, осуществляемое на соответствующей территории, исходя из интересов населения соответствующей территории, с учётом исторических и иных местных традиций, непосредственно самим населением или же путем образования органом местного самоуправления, если это не противоречит Конституции РФ и российскому законодательству. Органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, главным образом используя местные экономические ресурсы, под юридическим регулированием и ограниченным контролем исполнительных органов власти. Главной отличительной чертой местного самоуправления в современной России является то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, благодаря чему гарантируется полное местное самоуправление. Местное самоуправление в некоторых местах полностью осуществляется местной администрацией, а в других местах осуществляется определённой группой людей, если же эта группа образована людьми определённой национальности, то тогда это называется «национальной районной автономией». Национальная районная автономия, под управлением центрального правительства, на территории проживания представителей малой национальности устанавливает соотвествующие органы местного самоуправления, осуществляет право на автономию, таким образом, представители малой национальности могут самостоятельно регулировать вопросы местного значения. Особые административные районы – это административные районы, образованные на территории КНР, в соответствии с положениями конституции КНР и законодательства КНР, обладающие особым юридическим статусом, осуществляющие особый политический и экономический строй. Поскольку особые административные районы обладают высокой степенью автономии, то в качестве примеров используем лишь национальные районные автономии. Эволюция и конструкция местного самоуправления России. Неполной системой является местное самоуправление в России. В культуре России уже давно появился примитив этой системы, которая особенно за последние годы получила дальнейшее развитие, и в настоящее время ещё стала одной из важных конституционных законов для решения практических проблем между центральными и местными органами. С начала оформления политического строя РФ, и коммуна самоуправления превратилась в необходимый и неделимый состав системы государственного общества. До XVII в. коммуна являлась неофициальным демократическим институтом самоуправления крестьян и горожан. После XVII в., хотя государство взяло на себя частную низовую административную функцию, но спонтанная зависимость человека, в особенности крестьян, от коммуны не изменилась. С XIX в. до начала XX в. местное самоуправление глубоко раскрылась в плоскости реальной жизни, в то же время исследование теории также достигло беспрецедентного уровня. В период СССР местное самоуправление оттолкнулось в теории и практике. До 20-го века 50-ых гг. концепция «автономии» вновь появилась в юриспруденции СССР. В этот период автономия приняла участие в контроле граждан к политической жизни страны, подчеркнув согласованность между местной автономией и интересом руководства высших властей к нижнему корпусу. В организации было проведено двойственное руководство местного Совета и высших властей к управлению. Объявление: После распада СССР, в России продолжалась реформа местного самоуправления. В 1993 г. она была утверждена в конституции, а также были приняты ряды президентских постановлений и законопроектов для осуществления всеобщей реформы местного самоуправления. Принятый в 1995 г. Федеральном закон «О местном самоуправлении в РФ» показал полное утверждение системы местного самоуправления. В 1999 г. президент РФ утвердил «основные положения о местном самоуправлении», в которых заключил цель, направление приоритетного развития, задачу и принципы. В 2000 г. для разрешения проблем в Федеральном Законе «О местном самоуправлении в Российской Федерации» внесли нужные изменения. В 2003 г. Госдума вновь приняла Федеральный закон «О местном самоуправлении в РФ», в то же время признала утратившим силу Федеральный закон «О местном самоуправлении в Российской Федерации», изданного в 1999 г. С 2004 г. до 2006 г. данный закон изменялся всего 15 раз. В настоящее время, влияние местного самоуправления пережило уже сто лет после проникновения с Запада в Китай. Процесс развития разделен на четыре этапа: период конца династии Цин, период начала Республики и Пекинского правительства (под господством северными милитаристами), период гоминьдана и период Китайской Народной Республики. Представители предыдущих сессий и политических школ, а также многочисленные учёные принимали участие в местном самоуправлении. Они стремились к разным интересам, таким образом, местное самоуправление характеризуется сложностью и различностью в то время. Под влиянием Западной цивилизации и разницей в мощи между Китаем и Западом, в 1909 и 1910 гг. правительством Цин был обнародован устав «О местном самоуправлении», начали проводить местное самоуправление, где открыли совет директоров. Органы местного самоуправления обладали относительно самостоятельными полномочиями, например, право законодательства и исполнительная власть. Совет имел право на разработку автономных норм и урегулирование событий данной области. Несомненно, введение местного самоуправления в местности принесло пользу государству и народу. Оно являлось попыткой реформы местной системы, и принадлежала одной части системных реформ в конце династии Цин. В период северного правительства, местная автономия была в основном воплощена в создании и организации органов самоуправления на всех уровнях. Первое самоуправление появилось провинции. В апреле 1913 г. был опубликован Временный закон «О собрании провинции», в результате чего органы самоуправления провинции один за другим создавали провинциальные собрания. Второе самоуправление открылось в уезде. В период ранней республики Китая уездные учреждения самоуправления были использованы в конце Цинской конституционной системы, которые были названы собранием уезда. В 1914 г. Юань Шикай приказал прекратить местное самоуправление и собрания были распущены. В сентябре 1919 г. правительство Пекина обнародовал Федеральный закон «Об автономии уезда», согласно Федеральному закону «Об автономии уезда», уезд как коллектив приобретал положение юридического лица. Третье, самоуправление – в городе, где в 1921 г. в правительстве Пекина были опубликованы Федеральный закон «Об автономии города» и «Подробные положения об автономии города». Следующие учреждения под уездом, как правило, называются «местными органами власти», которые не принадлежат к центральным рядам правительства, где может быть реализовано местное самоуправление. В период правительства национальной партии, местная система делилась на два раздела: административная система и система самоуправления. Местное самоуправление правительства национальной партии было неразделимо с мнением Сунь Чжуншана. Органически составной частью в его приведении конституционном правлении является полное местное самоуправление. В то время идея местного самоуправления была заимствована из опыта Японии. Из-за недостатка объективных условий в развитии общества Китая, в то время местное самоуправление не действовало. После образования Китайской Народной Республики были обнародованы 3 закона: Закон КНР «О национальной районной автономии», Основной закон КНР «Об особом административном районе Сянган» и Основной закон КНР «Об особом административном районе Аомынь». Согласно Закону КНР «О национальной районной автономии», национальные автономные районы имеют право самостоятельно управлять местными финансами. В соответствии с государственным финансовым строем доходы из национальных автономных районов должны полностью управлять автономными органами для местного экономического развития, а также для финансового обеспечения образования, науки, культуры, здравоохранения и спорта. Согласно «Конституции РФ», органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Полномочия территории, где осуществляется национальное самоуправление, гарантированы законом. Конституция КНР и Закон КНР «О национальной районной автономии» ясно определяют территории, на которых осуществляется национальная районная автономия, определяют автономные права, а также устанавливают национальные автономии на основе государственного законодательства. Ныне действующий правовой строй местного самоуправления в РФ создан на основе Конституции 1993 г. Принятый в 1995 г. Закон «О местном самоуправлении в РФ» более точно и детально дополнил положения Конституции по этому вопросу. По Закону КНР «О национальной районной автономии» органы Всекитайского собрания народных представителей на уровне национальных автономий, в соответствии с политическими, экономическими и культурными особенностями данных автономий, утверждают положения автономии, присущие только данной автономии. Согласно п.4 ст.76 «Конституции РФ» в стране и субъектах РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляется собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Несм отря н а то, что с н а ча ла реформ в Китае гос уда рст во п ри н яло ряд закон ода тель ных мер по расширению полномочий местных властей, добившись при этом высоких успехов, а также установило разнообразные права на автономию и независимость в национальных автономных районах, специальных экономических зонах, приморских открытых городах, однако из-за того, что в Китае на протяжении длительного времени наблюдалась централизация власти. Известно, что полномочия местных властей ещё не достаточно развиты из-за влияния плановой экономики и на практике центральные власти до сих пор вмешиваются в дела местных властей в плане законодательной, административной и финансовой вопросах. В РФ органы местного самоуправления не относятся к государственной системе исполнительной власти. Органы исполнительной власти РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ также имеют ограниченный контроль над органами местного самоуправления, ограничиваясь законодательным кон тр ол ем, т. е. регули ров а н и ем закон ов и суд ебным кон трол ем . Та кж е ос ущ ес твлялся кон трол ь при передаче государством полномочий органам местного самоуправления, не имея права вмешиваться в дела местной власти. В КНР, где проживают представители малых национальностей, основаны соответствующи е органы местного самоуправления . Согласно Федера льному закону «О местном самоуправлении в РФ» местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях. Согласно п.6 ст.3 Конституции КНР, органы местного самоуправления в автономных районах, автономных округах, автономных уездах осуществляют полномочия, предусмотренные п.5 ст.3 Конституции; в то же время, согласно Конституции, законам о национальной автономии, а также другим законам органы Всекитайского собрания народных представителей (далее ВСНП) на уровне национальных автономий, в соответствии с политическими, экономическими и культурными особенностями данных автономий, утверждают положения автономии, присущие только данной автономии. Органы местного самоуправления национальных автономных районов управляют собственными финансовыми ресурсами, распределяя их для собственного финансового развития, а также на нужды образования, науки, культуры, здравоохранения и спорта, сохраняют н ац и он а льное культ урное на сл еди е, ра зви ва ют и обогаща ют на родн ую кул ьт ур у. На ци он а льн ы е автономии используют и развивают национальные языки и письменности, уважают и гарантируют свободу вероисповедания. В Китае органами местного самоуправления в автономных районах, округах, уездах являются ВСНП, а также Народное правительство. В РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В России полномочия органов местного самоуправления очень обширные. Кроме дел, находящихся в ведении федерации и субъектов федерации, остальные полномочия находятся в ведении органов местного самоуправления. После долговременного развития и усовершенствования местное самоуправление России уже стало относительно полным в законах, лишь на практике органическое сочетание передовой законной системы с реальной жизнью редко существует. С одной стороны, это явление возникло от сопротивлений автономных районов, с другой стороны, государство с трудом представляет настоящее обеспечение, где права государства были поданы автономным районам, но без материальных и финансовых обеспечений. Все это служит опытом и уроком для усовершенствования местной автономной системы КНР. В осуществлении расширения разделения прав местных правительств и усовершенствования национальной районной автономии и системы особых административных районов необходимо обеспечение законов и законодательства. Ныне главной задачей КНР является ускоренное утверждении Закона связей между местностями и центром. Нормализовать, определить и обеспечить урегулированные пределы прав и их реализованные процессы законами, четко определить положение юридического лица в центре и местных правительствах. Целями утверждения Закона связей между местностями и центром являются следующие данные: во-первых, это необходимость реализации принципа системы демократического концентрирования, утвержденного Конституцией. Только в осуществлении законной системы разделения прав можно реализовать систему демократического концентрирования. И в центре, и в местности есть свои законные права, обе стороны контролируют друг друга, и обе не имеют права делать выборы в свою пользу; во-вторых, это необходимость преодоления нынешних недостатков системы. После образования государства в КНР многократно были урегулированы связи между центром и местностями, что в результате оказалось неудачным, самой главной причиной которого является то, что средства урегулирования несли сильную краску человеческого управления, что в осуществлении урегулирования постоянно изменялись не законы, а политики; в-третьих, это необходимость извлечения международных опытов. При рассмотрении примеров из исторических опытов, главной из причин распада СССР является то, что федеральные компетенции были излишне разделены, а процесс упадка федеральных компетенций повлиял на усиление рассредоточения государства. Это показало, что правильное определение связей между центром и местностями представляет собой критический вопрос. Поэтому, правильное решение вопросов о связях между центром и местностями законным средством является необходимостью усиления государственной власти КНР. Под административной системой централизации власти все важные задачи решает лишь центр. Местные административные учреждения не имеют необходимого права для решения того или иного вопроса, в результате чего возникло большое количество сношения официальных бумаг и многословной формальности, раздутый административный аппарат, распространение бюрократизма, отсутствие ответственности у административных лиц и низкая эффективность всего административного аппарата. С другой стороны, чиновники, кто работает в центре и принимает решения, не могут подробно знать местные дела и интересы местного народа, и решения, которые были приняты ими, могут не отвечать реальности и вполне быть недействительными. Для того чтобы изменить данную ситуацию, следует повысить эффективность администрации, сделать решения соответственными реальности, следует провести реформу о полномочиях местностей, повысить активность и творческую инициативу местных правительств, повысить положение и роль которых в общей системе правительственной администрации, дать право решения о местных делах местным жителям и их представителям. Кроме того, действуют и политические факторы, т.е. демократия и свобода. Главная цель местного самоуправления заключается не только в углублении демократии, но и в обеспечении свободы народа, в постоянном расширении участия народа в политической жизни и социальном управлении для эффективного толчка к развитию демократической политики. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|