Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Власти в Китайской народной республике





Власти в Китайской народной республике

Особенности построения системы органов власти в Китайской народной республике

Автор: Пашкова Т.В.

В соответствии с декларируемым принципом разделения властей в Конституции Китайской народной республики 1982 г., законодательную, исполнительную и судебную власть в Китае представляют соответственно Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) и его Постоянный комитет (ПК ВСНП), Государственный совет и общие и специальные суды страны. Но при этом хочется отметить, что теория разделения властей, разработанная Ш. Монтескье, когда законодательная, исполнительная и судебная власти являются равнозначными и взаимодополняющими, для системы государственной власти КНР не характерны. КНР игнорирует принцип разделения властей, что является традиционным для социалистического государства [4, С. 224]. 

Действительно, можно согласиться с утверждением автора, что КНР игнорирует принцип разделения властей. Это, конечно, не означает, что в Китае нет разделения властей, дело в том, что в любом демократическом государстве власть делится между элитными группами, а в КНР идет разделение внутри элитной группы, возглавляемой Коммунистической партией Китая. Отметим, что разделение властей – это одновременно политико–правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти любого демократического государства [6, С. 6].

Ш. Монтескье, в своей концепции разделения властей, которой придерживаются многие ст ра н ы, утверж да ет, «…чт обы н е бы ло в озм ожности злоуп отр еблять властью , н еобх оди м та кой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга» [6, С. 17]. В каждом государстве, писал он, есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. Однако, автор говорит о недопустимости смешения властей или сосредоточения власти в одних руках [6, С. 17]. Позднее данная теория была модернизирована в США, где в Конституции 1689 г. основные положения теории были представлены системой сдержек и противовесов, когда ветви власти независимы друг от друга и взаимодополняющие.

Известно, что для всех современных государств характерно деление государственного аппарата на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако, степень их разделения и взаимодействия далеко не одинакова. Иначе говоря, принцип один, а способы его реализации различны. Хотим сказать, что государственный аппарат в КНР также делится на три группы органов, но они отнюдь не соответствуют общепризнанной концепции разделения властей, в основе которой лежит принцип системы сдержек и противовесов. В соответствии с особенностями социалистической правовой системы, органы власти в Китае выстроены на основе вертикальной подчиненности, где вершиной является Коммунистическая партия Китая (далее по тексту – КПК), которая организует и руководит Всекитайским собранием народных представителей, а оно в свою очередь определяет принцип деятельности и организации Государственного совета и судебной власти. Эта концепция разделения властей схожа с той организацией власти, которую предложил Дж. Локк, который выделял законодательную власть как «первую ветвь власти», и которая была взята за основу в построении социалистических государств [6, С. 13].

Теория Дж. Локка явно просматривается в конституционном закреплении и распределении полномочий между органами государственной власти КНР. Согласно главе III Конституции КНР Всекитайское собрание народных представителей является высшим органом государственной власти. Его постоянно действующим органом является Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей. Всекитайское собрание народных представителей (далее по тексту – ВСНП) и Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей осуществляют законодательную власть в стране.

Объявление:

ВСНП образуется из представителей, избранных от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и вооруженных сил. Все национальные меньшинства должны иметь соответствующее число представителей. Выборы депутатов во ВСНП проводятся под руководством постоянного комитета ВСНП. Срок полномочий членов ВСНП – 5 лет. Кроме того, хотим отметить, что членов ВСНП предоставляет народу КПК, который в свою очередь уже их избирает, при этом все кандидаты на должности депутатов обязательно должны быть членами КПК. В ВСНП коммунисты имеют монопольную власть, выборы в него не являются демократическими. Другие партии в нем представлены по квотам, которые распределяются самой КПК [4, С. 223]. Все депутаты ВСНП как члены КПК должны подчиняться решениям партии и фиксировать ее решения в принимаемых нормативно – правовых актах. ВСНП принадлежит право изменения основного закона государства, что подчеркивает статус данного законодательного высшего органа государства, при этом одной из особенностей Конституции КНР является жесткий механизм ее изменения. Она изменяется по предложению ПК ВСНП или 1/5 от общего числа депутатов ВСНП. Решение о внесении поправок принимается большинством в 2/3 депутатов ВСНП [2, С. 623].

По св оем у кон стит уционно – п ра в овому статусу ПК ВС НП осу щ еств ля ет руков одств о и контролирует деятельность всей системы местных органов власти. Даваемые им толкования и разъяснения общегосударственных законов обязательны для исполнения всеми местными органами. ПК ВСНП правомочен отменять нормативные акты местного характера в случаях их несоответствия Конституции и законам государства, также он осуществляет прямую связь ПК с постоянными комитетами провинций, автономных районов и городов центрального подчинения. Члены ПК ВСНП правомочны проводить обследования на местах. В свою очередь, представители постоянных комитетов СНП провинциального звена могут присутствовать на пленарных заседаниях ПК ВСНП, где им представляется возможность высказывать свои мнения или сообщать о положении дел на местах [5, С. 174].

Наряду с ПК ВСНП, часть полномочий коллективного главы государства выполняет Председатель КНР. По мнению китайских ученых, Председатель КНР необходим для координации высших органов государственной власти с целью «укрепления всей государственной системы», а также представительства государства с миллиардным населением в международных отношениях [5, С. 174]. Пост Председателя КНР имеет четко выраженную «китайскую специфику». С одной стороны, он, отчасти, является представителем государства, а с другой – исполнителем решений высших органов государственной власти, коими являются ВСНП и его ПК. Таким образом, Председатель КНР является высшим единоличным представительным и исполнительным органом высшего органа государственной власти – ВСНП и его ПК, осуществляющим совместно с ПК ВСНП часть полномочий главы государства [5, С. 177].

Также ВСНП подчиняет и следующий орган государственной власти –Государственный Совет, являющегося исполнительной ветвью власти. Государственный Совет КНР – Центральное народное правительство, высший орган исполнительной власти государства. Госсовет претворяет в жизнь законы и решения, разработанные и принятые ВСНП и его ПК, и подотчетен им. Другими словами – исполнительная власть в КНР подотчетна законодательной, о чем уже говорилось выше.

Говоря о судебной власти, необходимо отметить, что правовые основы судебной системы КНР определены ст.123-128 Конституции КНР и Законом КНР 1979 г. «Об организации народных судов». Правосудие в КНР осуществляется общими и специальными судебными органами. К общим относятся: Верховный народный суд и местные народные суды (народные суды высшей ступени, средней ступени и низовые). Специальными считаются военные суды (в соответствии с законом могут быть учреждены и другие специальные суды) [1].

Верховный народный суд формируется высшими органами государственной власти, он не пользуется независимостью в качестве особой ветви государственной власти: он несет ответственность перед ВСНП и его ПК, которые вправе в любое время изменить его состав. Председателя суда избирает ВСНП, а членов – ПК ВСНП. Опять же отмечаем, что судебная власть подотчетна лишь законодательной, а судьи тоже должны являться членами КПК. Кроме того, хотелось бы отметить, что надзор за соблюдением законов в КНР возложен на органы прокуратуры, в число которых входит Верховная народная прокуратура, местные народные прокуратуры, военные и другие специализированные прокуратуры. Прокуратура организационно отделена от судов. И что важно заметить – ее органы опять же формируются ВСНП, т.е. Генеральный прокурор – ВСНП, члены Верховной народной прокуратуры – ПК ВСНП, что подчеркивает ее подотчетность лишь законодательной власти и еще раз отражает отсутствие системы разделения властей в КНР [2, С. 635].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день в условиях политической стабильности идет напряженная работа всех звеньев государственного механизма по совершенствованию форм и методов деятельности. Напряженная работа в этом направлении ведется и в кадрах Коммунистической партии Китая как важного субъекта политической системы - главного инициатора всех перемен в экономике и политике страны [3, С. 393]. Главным направлением реформы на сегодняшний день в КНР является перестройка деятельности государственного аппарата, центральным звеном которого является Коммунистическая партия. Руководящая роль КПК закрепляется как в основном законе страны – Конституции, так и в Уставе КПК 2002 г. В Конституции 1982 г. руководящая роль КПК закрепляется уже в преамбуле, где говорится, что «под предводительством Коммунистической партии Китая и руководством марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна, китайский народ всех национальностей будет продолжать придерживаться диктатуры народной демократии и социалистического пути...» [7].

КПК не только осуществляет самое общее руководство китайским народом, но и выполняет руководящие государственные функции, о которых в Конституции не упоминается. В действительности компартия разрабатывает политический курс государства и политические установки, которые утверждаются Всекитайским собранием народных представителей в качестве государственных законов и постановлений ВСНП. Все решения, имеющие жизненно важное значение для общества и государства, получают вначале одобрение в высших органах Компартии, а уже потом передаются в соответствующие государственные органы, которые на основе таких решений принимают акты и осуществляют необходимые действия для претворения их в жизнь [1, С. 483]. Как показывает современное развитие, усиление централизации КПК и обеспечение партийного влияния на государственные органы достигаются прежде всего путем совмещения высших должностей внутри партии и совмещения партийных и правительственных постов [3, С. 403-407]. Ключевые должности в государственных органах и большинстве общественных организаций занимают члены КПК, хотя никакого формального законодательно закрепленного критерия партийности для занятия таких должностей не существует [1, С. 483].

КПК и руководство партии, безусловно, оказывают политическое, идеологическое и организационное руководство страны. Сохранять институт собраний народных представителей, усиливать государственное законодательство и законоисполнение, постепенно переводить всю работу страны в русло юридизации – вот задачи, которые ставит КПК [8]. В проведенном исследовании мы не раз приводили факты, свидетельствующие о том, что законодательная власть в стране – основная. Она руководит исполнительной, судебной и даже избирает Председателя страны. Но и она ограничена «сверху» - КПК, поэтому система построения органов власти в Китае – вертикальная, где верхушка есть КПК.

В связи с этим можно смело утверждать, что Китай, на примере рассмотрения государственных органов и их взаимодействия, – есть государство социалистическое, это партия-государство, поскольку Коммунистическая партия Китая и центральная власть, в сущности, неразделимы. Полномочия главы государства по – прежнему поделены между ПК ВСНП и председателем КНР, реальное же руководство Китаем принадлежит Постоянному комитету политбюро ЦК КПК. Это положение в текст Конституции не внесено, но для КНР – это неписанный закон [4, С. 223].

Список источников:

1.    Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран./ А.С. Автономов. – М., 2007. С. 483.
2.    Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. М, 2001.
3.    Мамаева Н.Л. Коммунистическая партия Китая – ядро политической системы./КНР в 2002 г.: Политика, экономика, культура. ИДВ РАН. М., 2003. Стр. 393.
4.    Попов А.П. Политические системы и политические режимы в Китае XX в. М., 2007.С.
5.    Чупанов, А.С. Государственный строй КНР: конституционно-правовой аспект. Дис…: канд. юрид. наук./ А.С. Чупанов-М., 2006.
6.    Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995.
7.    Конституция КНР, принята на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей пятого созыва от 4 декабря 1982 г. // URL: http://www.uglk. net/ constitution. php
8.    Общая программа Устава КПК, принятому с частичными поправками XVI Всекитайским съездом Коммунистической партии Китая 14 ноября 2002 г. // URL: http://chupanov.narod.ru./links.htm.
9.    Судебная   система.   Органы  контроля   Китая.   //   URL:   http://chinese-republic.com/pravovaya-sistema-kitaya/sydebnaya-sistema.-organy-kontrolya-kitaya.html


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >