Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Товарные знаки в КНР и РФ

Сравнительный анализ правового регулирования товарных знаков по законодательству КНР и РФ

Автор: Гунзынов Ж.П.

По статистике каждый человек ежедневно сталкивается с тремя тысячами товарных знаков. Телевидение, радио, Интернет, улицы города и прилавки магазинов – товарные знаки окружают нас повсюду. Сегодня они стали неотъемлемой частью бизнеса, их растущая значимость в коммерческой деятельности обусловлена усиливающейся конкуренцией между фирмами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в более чем одной стране. Товарные знаки используются для того, чтобы облегчить потребителям идентификацию самих товаров и услуг, а также определение их качества и стоимости. 

Товарный знак можно рассматривать как инструмент связи, используемый производителями для привлечения клиентов. Так же, как и собственное имя индивида идентифицирует и отличает его от других индивидов, товарный знак выполняет основную функцию идентификации источника продукта и отличия этого продукта от продуктов из других источников. Значение регулирования товарных знаков в России и Китае велико. Китай на сегодняшний день является одним из основных мировых экспортеров разнообразных товаров широкого потребления. Неудивительно, что именно Китай по итогам 2009 г. стал лидером по принятым заявкам на регистрацию около 380 тыс. товарных знаков. Всего на данный момент в Китае зарегистрировано около 3,98 млн. товарных знаков [1]. И Россия, как ближайший сосед Китая, становится основным экономическим партнером. Обмен товарами существенен, а значит, н еобх оди м ое внимание должно уд еля ть ся и п ра вовому р егулир ова нию тов а рн ы х зна ков в обои х государствах, и сравнительному анализу их законодательств по данному вопросу.

Понятие товарного знака. В Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ) в части первой ст. 1477 дается легальное определение товарного знака, под которым понимается «обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В Законе КНР «О товарных знаках» [2] (далее Закон КНР) отсутствует прямое определение данного понятия. Однако в ст. 8 Закона КНР указывается отличительная черт а объ ект а , п ри зна ва ем ог о товарным зна ком , а и менн о «сп ос обн ост ь отличать това ры одн и х физических и юридических лиц от товаров иных лиц».

Также дается перечень элементов, из которых может состоять товарный знак, это слова, графические изображения, буквы алфавита, числительные, трехмерные изображения, комбинации цветов и комбинации вышеуказанных элементов. Данный перечень в целом схож с аналогичным перечнем, указанным в ст. 1482 ГК РФ, а смысл, вкладываемый в понятие «товарный знак», при буквальном толковании приведенных статей также можно признать идентичным. Кроме того, согласно вышеуказанным нормативным актам положения о товарных знаках применяются также и к знакам обслуживания. И в ГК РФ, и в Законе КНР предусмотрен особый вид товарного знака – общеизвестный товарный знак. В ГК РФ критерием признания знака общеизвестным является широкая известность его на конкретную дату среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя. В Законе КНР приводится несколько критериев отнесения товарного знака к общеизвестным: известность торговой марки в соответствующем сегменте общественности; длительность использования торговой марки; сроки, сфера применения, территория распространения торговой марки; наличие защиты данной торговой марки в качестве общеизвестной.

Недопустимые элементы в товарном знаке. Естественно не любое обозначение может регистрироваться в качестве товарного знака. В законодательстве России и Китая предусмотрен ряд элементов, недопустимых для регистрации. В целом данные перечни схожи, в обоих госуда рствах не доп ускается регистрация товарных знаков , состоящих только из : общепринятых обозначений товаров определенного вида; общепринятых символов и терминов; непосредственного указания на качество, вид, количество, свойства и иные признаки товара; обозначения формы товара. Отдельными пунктами в Законе КНР и ГК РФ выделены ограничения, касающиеся использования государственных и международных гербов и флагов, межправительственных организаций, официальных клейм и печатей, а также сходных с вышеперечисленными объектов. При этом в обоих случаях есть оговорки. Так, в ГК РФ говорится о возможности использования данных элементов в товарном знаке, однако они будут неохраняемыми. В Законе КНР также указывается, что данные элементы могут использоваться и регистрироваться только с согласия международных и межправительственных организаций, иностранных государств, органов власти, чьи официальные символы используются. Существует также перечень объектов, размещение которых в качестве товарных знаков и части товарных знаков запрещено. По ГК РФ это обозначения, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя; противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали. В Законе КНР эти положения сформулированы несколько иначе.

Объявление:

Если положение Закона КНР о том, что запрещаются элементы «преувеличено рекламирующие качество товаров и вводящие в заблуждение», по смыслу схоже с аналогичным в ГК РФ, то следующий пункт несколько сужает рамки дозволенных элементов, говоря о запрете на «наносящие вред социалистической морали и нравам или оказывающие иное отрицательное влияние», то есть обязателен учет социалистических норм морали и нравственности. Этот пункт особенно важен для иностранных лиц, регистрирующих товарные знаки в Китае и не знакомых с ними, т.к. несоблюдение этих норм может повлечь отказ в регистрации товарного знака.

Обладатели исключительных прав на товарный знак. В Российской Федерации в качестве обладателя прав на товарный знак может выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. В Законе КНР нет положений, устанавливающих круг субъектов обладателей исключительных прав на товарный знак. Однако, обозначая субъекты в статьях закона, законодатель КНР использует понятия «физическое и юридическое лицо». Таким образом, физические лица не ограничиваются только индивидуальными предпринимателями. Также в Законе КНР, как и в ГК РФ, предусмотрена возможность регистрации коллективного товарного знака, под которым понимаются знаки, зарегистрированные от имени объединения, ассоциации или иной организации в целях использования данной торговой марки участниками организации в хозяйственной деятельности, а также подтверждения статуса участника данной организации.

Регистрация товарных знаков. Значительный объем статей в Законе КНР посвящен процедуре регистрации товарного знака. Её можно разделить на следующие этапы: предварительная проверка товарного знака по базе данных Управления по товарным знакам (далее Управление). Основная цель такой проверки состоит в выявлении среди ранее зарегистрированных торговых марок идентичных, сходных до степени смешения. Кроме того, в базе данных Управления по торговым маркам содержатся сведения о выданных на регистрацию заявках, по которым в данное время ведется экспертиза. Данные заявленные обозначения еще не зарегистрированы в качестве торговых марок, однако наличие среди них идентичных или сходных до смешения тоже может привести к отказу в регистрации. Таким образом, перед подачей документов можно выявить те торговые марки, которые создают препятствия для регистрации торговой марки предприятия. Данный этап является добровольным. Подача заявления на регистрацию товарного знака. На данном этапе необходимо определить вид и класс товара в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ) [3]. Рассмотрение заявки и вынесение решения. Управление по товарным знакам может вынести три решения: о регистрации, об отказе в регистрации, о частичном отказе в регистрации. Частично отказывают в регистрации, если соблюдены условия относительно части товаров, на которые регистрируется товарный знак.

О принятом решении Управление должно письменно уведомить заявителя, который в случае несогласия вправе в течение 15 дней после получения уведомления обратиться с повторным заявлением в Экспертную комиссию по товарным знакам (далее Экспертная комиссия). В случае же несогласия с решением Экспертной комиссии заявитель может в течение 30 дней с момента получения уведомления обратиться в народный суд. Согласно ГК РФ заявитель в случае отказа в его заявке вправе обратиться в Палату по патентным спорам в течение трех месяцев. Таким образом, в КНР срок для оспаривания решения значительно меньше, чем в России. Говоря о процедуре регистрации, необходимо также отметить о наличии в Законе КНР понятия права приоритета. Также как и в законодательстве РФ в Китае предусмотрено два приоритета – по дате и «выставочный приоритет». При этом если «выставочный приоритет» в России действует только в отношении выставок, организованных на территории стран – участников Парижской конвенции [4], то в КНР учитываются выставки, признаваемые или организованные правительством Китая.

Срок действия исключительного права на товарный знак. Передача прав. Прекращение исключительных прав. Сроки действия исключительных прав на товарные знаки и в КНР, и в РФ равные – 10 лет. Также предусмотрена возможность их продления на тот же срок -10 лет. Для передачи прав на товарный знак в Законе КНР предусмотрена возможность за кл юч ения лицензионног о дог овора , см ысл кот орог о схож со смысл ом , п ри да ва емы м ему в ГК РФ. Следовательно, по Закону КНР правообладатель (лицензиар) разрешает другому лицу (лицензиату) использовать определенный товарный знак. Лицензиар при этом должен осуществлять надзор за качеством товаров, выпускаемых лицензиатом под данной торговой маркой. Лицензиат обязан обеспечить качество товаров. Допускается также отчуждение исключительных прав путем заключения соответствующего договора.

Основанием для оспаривания регистрации товарных знаков в двух государствах выступает несоблюдение условий регистрации, в частности наличие в товарных знаках недопустимых элементов. При этом в ГК РФ ограниченный срок для подачи ходатайства об оспаривании регистрации товарного знака предусмотрен только в отношении товарных знаков идентичных ранее зарегистрированным или в случаях, если их регистрация нарушает права приоритета иных лиц. По всем остальным основаниям срок оспаривания равен сроку действия исключительного права. В Законе КНР срок в 5 лет со дня официального опубликования решения Управления по товарным знакам устанавливается в отношении споров по всем основаниям. Основания для прекращения исключительных прав на товарный знак в РФ можно разделить на следующие: истечение срока действия исключительных прав; решение федерального органа о прекращении прав; отказ правообладателя от исключительных прав; решение суда; решение федерального органа по интеллектуальной собственности о признании товарного знака обозначением, вошедшим во всеобщее употребление. В Законе КНР нет отдельной статьи, предусматривающей основания для прекращения исключительных прав, но по смыслу норм Закона КНР основания аналогичные предусмотренным российским законодательством.

Защита исключительных прав на товарные знаки. В ГК РФ защите исключительных прав и ответственности за их нарушение посвящена статья 1520. В ней перечислены деяния, нарушающие права на товарный знак, а именно незаконное использование товарных знаков – контрафакт. Хотя ответственность заключается в уничтожении за счет нарушителя контрафактной продукции, возмещении убытков или выплате компенсации. Кроме того в ст. 180 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака. В Законе КНР вопросы защиты исключительных прав регулируются более обширно. Ряд положений посвящен контролю использования товарных знаков. Законом КНР выделяются сл едующи е в и ды кон троля : контроль за использованием зарегистрированных товарных знаков (ст. 44 Закона КНР).

В рамках данного контроля выделены следующие виды деяний, на устранение которых он направлен: самовольное изменение товарного знака; самовольное изменение адреса, имени и иных данных лица, зарегистрировавшего знак; самовольная передача зарегистрированного товарного знака; прекращение использования товарного знака в течение 3 лет подряд. При этом в Законе КНР не раскрывается, что следует понимать под «самовольными» действиями. Контроль качества товаров, в отношении которых используется товарный знак (ст. 45 Закона КНР). Контроль за аннулированными и прекратившими действие товарными знаками. Проводя данный вид контроля, Управление по товарным знакам не допускает регистрацию сходных с аннулированными и прекратившими действие товарными знаками в течение одного года с момента аннулирования и прекращения действия. Контроль над принудительной регистрацией товарных знаков. Контроль над незарегистрированными товарными знаками, который заключается в выявлении и запрете использования незарегистрированных товарных знаков.
Ст. 52 Закона КНР предусматривает перечень деяний, представляющих собой нарушение прав на товарный знак: использование аналогичной или сходной торговой марки в отношении одинаковых или сходных товаров; реализация товаров с поддельными зарегистрированными товарными знаками; подделка товарных знаков; иные деяния, наносящие ущерб исключительным правам. Вопрос об ответственности виновного лица может быть решен, согласно ст.53 Закона КНР, по согласованию сторонами конфликта . В случа е если стороны откажутся от согласования или же не примут компромиссного решения, возможно рассмотрение дела в народном суде, а также заинтересованному лицу предоставлено право обратиться в органы Промышленно-торговой администрации.

Кроме того, в вышеуказанной статье Закона КНР указывается на возможность определения размера компенсации сторонами в ходе так называемой «примирительной» процедуры. В случае неудачи этой процедуры размер компенсации устанавливается судом. Порядок определения суммы компенсации установлен в статье 56 Закона КНР. Она включает в себя суммы доходов, полученных виновным лицом, или суммы понесенных потерпевшей стороной затрат. В случае если данные суммы невозможно определить, то суд устанавливает размер компенсаций исходя из обстоятельств дела, но не более чем в пятьсот тысяч юаней. В РФ размер компенсации устанавливается судом в размере от десяти тысяч до пяти миллионов или в двукратном размере стоимости товаров, незаконно произведенных с использованием товарного знака, или двукратном размере стоимости использования этого права.

Отличительная особенность Закона КНР от Закона РФ – наличие в нем процессуальных норм в главе, посвященной ответственности. Так, в случае несогласия одной из сторон с решением, вынесенным Промышленно-торговой администрацией или народным судом, допускается обжалование в вышестоящую инстанцию в течение 15-ти дневного срока. Также в Законе КНР предусмотрены нормы, посвященные обеспечению доказательств, наложению ареста на имущество, применение которых имеет те же цели, что и меры, указанные в Гражданском процессуальном кодексе РФ (далее - ГПК РФ), а именно, предупреждение возможных затруднений предоставления доказательств в дальнейшем и сохранение имущества от действий, способных нарушить законные права и интересы лиц, участвующих в деле. В отличие от ГПК РФ, устанавливающего срок рассмотрения заявления об обеспечении иска в день обращения в суд, Закон КНР устанавливает срок, равный 48 часам. При этом Законом КНР предусмотрена возможность обязать заявителя внести залог. Завершая приведенный анализ, можно сделать вывод о сх од ст в е п рав ового р егулир ова ния това рн ых зн ак ов в Китае и России . За кон ода тель ст в о двух государств придает одинаковый смысл как самому понятию «товарный знак», так и иным используемым понятиям, также предусматривает сходный порядок регистрации и т. д. Различия незначительны, и правовое регулирование данной области в Китае и России не отличаются коренным образом.

Список источников:

1.    Китай лидирует в мире по количеству действующих зарегистрированных товарных знаков. [Электронный ресурс] // Сайт компании «Мир». – URL: http://mirchina.ru/2009/10/28/kitaj-lidiruet-v-mire-po-kolichestvu-dejstvuyushhix-zaregistrirovannyx-tovarnyx-znakov/
2.    Закон Китайской народной республики «О товарных знаках» от 23 августа 1982 г. [Электронный ресурс] // Сайт «Законодательство Китая». – URL: http://chinalawinfo.ru/category/civil_law
3.    Международная классификация товаров и услуг МКТУ (9 редакция) на русском языке в формате RTF [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. – URL: http://www1.fips.ru/wps/portal/IPC
4.    Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года и измененная 2 октября 1979 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности,    патентам    и    товарным    знакам.    –    URL: http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/documents/international_documents


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >