Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Система правового регулирования в России





Система правового регулирования в России

Система правового регулирования по перевозке грузов железнодорожным транспортом в России и Монголии

Автор: Мартынов А.С.

В настоящий момент система правового регулирования по перевозке грузов железнодорожным транспортом в Российской Федерации основывается на признании договора перевозки грузов самостоятельным видом договора (поименованным). Основными актами, регулирующими отношения по перевозке грузов железнодорожным транспортом, являются Гражданский кодекс РФ [1] (далее по тексту – ГК РФ), федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января    2003г.    №18-ФЗ    [2]    (далее   по   тексту    –    УЖТ),    федеральный  закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10 января 2003г. №17-ФЗ [3] (далее по тексту – закон «О железнодорожном транспорте»).

ВГКРФ по перевозке посвящен о всего 17 статей. Очевидно, что охва ти ть все многообразие общественных отношений по перевозке таким количеством статей невозможно. УЖТ состоит из 9 глав и 130 статей. В нем определены УЖТ правовые условия функционирования абсолютно новой системы организации и осуществления перевозок на железнодорожном транспорте. Данная система создается на основе норм закона «О железнодорожном транспорте». Новшество заключается в том, что перевозочный процесс разделяется на две стадии – услуги инфраструктуры и непосредственно перевозка. В целях создания конкуренции предоставлена возможность для функционирования независимых перевозчиков на железнодорожном транспорте.

Подвергся существенному обновлению терминологический аппарат в сфере перевозочных отношений. К заслуге законодателя следует отнести увеличение количества применяемых понятий. УЖТ закрепил права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего и не общего пользования. Новеллой является гл.III УЖТ, которая закрепляет порядок взаимодействия владельца инфраструктуры и перевозчиков при подготовке и осуществлении перевозок пассажиров. Подробно регламентируется порядок заключения дог ов ора об ока зании услуг по исп оль з ова н ию и нфраструкт уры м ежд у п ер ев озчи к ом и владельцем технологического комплекса, который включает в себя железнодорожные пути общего пользования, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование. Характеристика правового регулирования была бы не полной, если ограничиться указанием лишь нормативных правовых актов. Большая роль в регулировании отношений по перевозке грузов принадлежит судебным решениям.

В 2005 г. было принято постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» [4]. В данном акте уделяется внимание порядку заключения существующих договоров на транспорте, разъясняется порядок оформления заявки, а также ответственность за невыполнение заявки и основания освобождения от невыполнения заявки. В п.12-40 разъясняется порядок применения норм УЖТ, которые закрепляют договорные права и обязанности участников перевозочного процесса, ответственность за невыполнение данных обязанностей, а также порядок уплаты некоторых сб оров (например, сбор за хранение гр узов). В н ебольшом объеме суд разъяснил порядок оформления претензий, их содержания, моменты предъявления и сроков рассмотрения, а также последствия, которые наступают, если претензия не удовлетворена или не рассмотрена. Сравнивая отечественное законодательство и подход законодателя Монголии к регулированию отношений по перевозке, можно отметить некоторые моменты. Так, в 1994 г. в Монголии был принят и 1 января 1995 г. вступил в силу новый Гражданский кодекс (Гражданский закон). При внимательном анализе становится ясно, что по своей структуре и содержанию он представляет собой сокращенный вариант ГК РФ. В Гражданском кодексе Монголии всего 436 статей, разделенных на 7 частей: Общие положения, право собственности, общие положения об обязательствах, договорные обязательства, внедоговорные обязательства, право наследования, международное частное право.

Глава 35 регулирует отношения по перевозке. Можно сделать вывод, что законодательством Монголии договор перевозки грузов признается самостоятельным дог ов ор ом. В отли чи е от ГК РФ, Г ра ж да нский код екс Монг олии дог ов ор ом перев озки охватывает только перевозку пассажиров и грузов. Правила, касающиеся перевозки багажа в кодексе отсутствуют. В российском праве перевозка багажа может опосредоваться заключением самостоятельного договора, поскольку не всегда пассажир будет перевозить багаж с собой. Гражданский кодекс Монголии обнаруживает такой же подход к регулированию отношений по перевозке, поскольку в силу прямого указания в ст.380 правила Кодекса могут дополняться уставами (инструкциями) определенных видов транспорта.

Объявление:

Заключение договора перевозки грузов для перевозчика обязательно, если это лицо публично предлагает перевозку. Обратим внимание на своеобразие формулировки. Во-первых, договор прямо не назван публичным, но содержит указание на обязанность заключить договор перевозки, если нет оснований для отказа. В российском праве закрепляется конструкция публичного договора, а также есть нормы, которые устанавливают процедуру заключения договора при помощи публичной оферты. Необходимо для себя четко представлять, что публичный договор, коим некоторые договоры перевозки в Российском праве признаются, может заключаться при помощи публичной оферты, но они могут и не быть связаны между собой. Не исключены ситуации, когда публичный договор может заключаться при помощи обычной оферты. В законодательстве Монголии, по всей видимости, публичная оферта всегда предшествует публичному договору, предопределяя обязанность перевозчика заключить договор перевозки.

Особенностью Гражданского кодекса Монголии является отсутствие определения договора перевозки грузов. Исходя из общего определения ст.380 можно предположить, что договор перевозки грузов является консенсуальным, возмездным и взаимным. Законодатель Монголии уделяет большее внимание оформлению договора перевозки грузов, в частности накладной. Определяется содержание накладной, количество экземпляров необходимых для перевозки, а также права и обязанности, вытекающие из оформления накладной. Наличие таких норм для ГК РФ не характерно, все вопросы, связанные с составлением транспортной железнодорожной накладной, урегулированы ст.25-26 УЖТ, а также приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. «Об утверждении Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом».

Таким образом, отметим, что в России и Монголии действует схожий подход к регулированию отношений по перевозке грузов. Это обусловлено тем, что Гражданские кодексы в каждом государстве принимались в одинаковое время. В России и Монголии есть акты общего действия – Гражданские кодексы, роль которых сводится к созданию фундамента для регулирования многообразных отношений по перевозке в общем, едином ключе. Также наблюдаются различия в договорах о перевозке грузов. Законодательство Монголии отдельно не выделяет некоторые виды договора перевозки, например, договор перевозки багажа.

Список источников:

1.    Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст.410.
2.    Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации: федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ //Российская газета. 2003. 18 января.
3.    О железнодорожном транспорте в Российской Федерации: федеральный закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ // Российская газета. 2003. 18 января.
4.    О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации: постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2005г. № 30 // Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2006г., №1.
5.    Голиусов Ю.Ф. Государственная транспортная политика как фактор национальной безопасности России (Евразийский аспект): Автореф. дис. …доктора полит.наук. М., 2010. С.3.
6.    Динека А.В. Особенности гражданско-правового регулирования транспортной экспедиции: Автореф. дис. …канд.юрид.наук. М.,2009. С.4.
7.    Мейер Д.И. Русское гражданское право. Ч.2. М., 1997. С.297.
8.    Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1994. С. 212.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >