Смертная казнь в КНР |
Смертная казнь в КНР: проблемы гуманизации уголовной политики и общественного мненияАвтор: Раднаева А.Ю.Несмотря на то, что одной из главных, общепризнанных ценностей XXI в. является неприкосновенность человеческой жизни, а смертная казнь выходит за рамки прав любого гуманного человека и позиций международных организаций, она все же остается широко распространенным видом наказания. В настоящее время ее актуальность также связана с тем, что сейчас многие государства идут на смягчение законодательства, отменяя при этом и смертную казнь. В связи с этим возникает вопрос допустимости и правомерности применения смертной казни, а также о ее необходимости и целесообразности. В чем заключается необходимость и целесообразность применения смертной казни? Допустима и правомерна ли она вообще? Для ответа на эти вопросы рассмотрим проблемы применения смертной казни на примере Китайской Народной Республики. Выбор этой страны не случаен. КНР является не только одной из стран, допускающих применение смертной казни, но и страной-чемпионом, традиционно лидирующей по количеству смертных приговоров. В 2003 году организация «Международная амнистия» вывела официальную статистику: ежегодно в КНР совершается около 1639 смертных приговоров. Однако еще одной проблемой является засекреченность реального количества приведенных в исполнение приговоров. Показатель в 10 тысяч казней в год организация считает близким к действительности, что в 5 раз больше, чем в остальных странах вместе взятых [1]. Институт смертной казни в Срединной империи представляет собой поистине уникальное явление. Система наказаний по степени изощренности и жестокости пыток могла бы соперничать разве что со средневековой испанской инквизицией. Отношение к смерти и смертной казни было иным, чем сейчас. Казни совершались публично, они не производили потрясений и не вызывали протестов, трупы и части тела казненных выставлялись для устрашения, а роль палачей считалась даже почетной [4]. Всего видов наказаний насчитывалось более тридцати. В основном казни делились на 3 «рода»: легкая, средняя и казни «большей тяжести». К легким относились удушение и отсечение головы. Средней тяжести – медленное удушение в особых клетках за 2 часа, забивание бамбуковыми палочками, закапывание в землю, сваривание в котле, сдирание кожи. Казни «большей тяжести» - закапывание по шею в землю и надевание на голову корзины с ядовитыми пресмыкающимися, надевание клетки с крысами, а также казнь «1000 кусочков» - постепенное отрезание кусков тела казненного [4]. Исполнения смертных приговоров в основном велись без суда и следствия. Мощной регулятивной силой пользовались все те же обычаи и традиционные понимания миропорядка, нормотворческой функцией также наделялись любые волеизъявления императоров. В современном Китае условия и процедура применения и исполнения смертной казни регламентируется УК КНР 1997 г., а именно четырьмя статьями главы III. Статья 49, устанавливающая запрет применения казни в отношении женщин, находящихся в состоянии беременности, и несовершеннолетних (впервые введена только в УК 1997 г.) -результат требований Международного Пакта о гражданских и политических правах, подписанного Китаем. Данный Пакт – закрепление развития признания прав человека как необходимая основа свободы и справедливости во всем мире, основанный на Всеобщей Декларации Прав человека. Помимо КНР, этот международный договор имеет обязательную силу еще для 164 стран-участниц [7]. «Великому кормчему» Мао Цзэдуну принадлежит идея отсрочки исполнения наказания (ст.48 п.2), выдвинутая на Третьем Всекитайском собрании народных представителей по вопросам общественной безопасности в 1951 году и в дальнейшем закрепленная в первом УК 1979 года [8]. Вообще, система отсрочки исполнения наказания существует только в этой стране, представляя собой китайскую национальную специфику, и имеет ряд уникальных свойств, представляющих интерес с точки зрения науки уголовного права и процесса. Начнем с того, что этому виду присущ как отдельный самостоятельный характер в исполнительной системе наказания наряду с немедленным исполнением смертной казни, так и переходный характер, т.е. исходящий от вышеуказанного вида применения. По уголовному праву КНР, эта система была введена по нескольким причинам: осуществление строгого контроля, политика «осторожного» применения смертной казни, уменьшение количества осужденных, исправление преступников. Рассмотрим также условия отсроченного исполнения наказания. Согласно уголовному праву КНР, объектом может быть только тот преступный элемент, преступление которого должно караться смертной казнью, т.е. только в том случае, если преступление относится к тягчайшим. А также в том случае, если преступление по закону должно караться смертной казнью, но необходимость немедленного ее исполнения отсутствует [10]. Но какие же именно преступления отн осятся к эт ом у типу? Эт о является еще одн ой пробл ем ой , т. к. в уголовном праве это ч ет к ое определение отсутствует. При анализе судебных решений в уголовно-процессуальной сфере следует, что это преступления, имеющие какие-либо смягчающие обстоятельства: явка с повинной, тяжелые жизненные обстоятельства и т.д. [10]. КНР также имеет самый обширный в мире перечень составов преступлений, к которым может быть применена смертная казнь. В Особенной части УК КНР можно найти 42 положения и 69 составов преступлений. Примечательно, что только 32% преступлений относятся к насильственным, остальные же 69% - к ненасильственным (в основном экономические и нарушающие права собственности). Рассмотрим обобщенный перечень преступлений по классификациям, а также их процентное соотношение: 23,5% - преступления, грозящие современному укладу рыночной экономики социалистического типа (16 статей); 17,7% -преступления за нарушения воинских обязанностей (12статей); 10,3% - преступления, грозящие национальной безопасности (7 статей); 11,8% - преступления, наносящие ущерб общественной безопасности (8 статей); 7,4% - преступления, нарушающие права человека (5 статей); 2,9% -преступления, нарушающие права собственности (2 статьи); 2,9% - преступления, нарушающие интересы государства (2 статьи); 2,9% - преступления за злоупотребление служебных полномочий (коррупция) (2 статьи). Во-первых, я считаю, что перечень преступлений, карающихся смертной казнью (утвержденный в Особенной части УК), слишком широк и требует обязательного пересмотра, особенно в отношении ненасильственных преступлений. Во-вторых, необходим жесткий контроль со стороны властей для уменьшения числа вынесенных смертных приговоров. В-третьих, по моему мнению, смертная казнь неприменима для пожилых людей, матерей новорожденных, а также для лиц с психическими расстройствами. В-четвертых, несовершенной является система отсроченного исполнения наказания ввиду отсутствия четкой типологии преступлений, за совершение которых она может применяться. И в-пятых, я думаю, что в случае невозможности полной отмены смертной казни необходимо установить единственный, более гуманный способ применения смертной казни - введение смертельной инъекции. На наш взгляд, полная отмена смертной казни на данном этапе развития общества и государства невозможна. Сегодня этой мысли придерживаются большинство не только ученых и юристов, но и граждан. Приведу одно из рассуждений Чжан Цзюня - видного китайского ученого, Заместителя Председателя уголовно-правового исследовательского института Китая. Чжан Цзюнь считает, что на сегодня для страны важно провести реформу системы наказаний, установить наказание в виде долгосрочного лишения свободы сроком от 20, 30 лет и выше, тем самым постепенно сокращая применение смертной казни [9]. Соглашаясь с его логичной и справедливой позицией, считаю, что условиях слабости действия нравственных норм, хрупкости демократических институтов и традиций отказ от смертной казни не обоснован. Важно, чтобы процесс ее отмены протекал естественно, тогда у общества не возникнет желания применять данный вид наказания, идущий вразрез с гуманистическими ценностями современного человечества. Поскольку смертная казнь не только институт уголовного права, но и феномен социокультурный, отношение к этому институту формируется на основе взаимодействия многих социальных факторов. Согласно статистике, в разных странах общественное мнение в целом идет в пользу сторонников применения этой меры наказания. КНР, впрочем, как и Россия, тоже не является исключением. Согласно данным одного из исследований в Китае в 1995 году, сторонники за отмену смертной казни составили 0,78%, против отмены - 99%. В 2002 году, семь лет спустя, сторонников применения оказалось чуть меньше - около 88%. В Тайване, где полностью отменена смертная казнь, по данным Интернет-сайта, общественное мнение не одобряет такую политику: 71,1% респондентов высказались за смертную казнь. Подобные ригористические установки общественности не являются неожиданными, ибо испокон веков люди убеждены, что без жестокости нельзя справиться с преступностью. Также этот факт отражает потребность людей в государственной защите и безопасности. Поэтому ни в психологическом, ни в культурном плане китайское общество пока не готово к отмене смертной казни. Таким образом, в процессе анализа этой проблемы, знакомясь с различными мнениями и аргументами на разных языках, мысленно соглашаясь с одними и дискутируя с другими, мое отношение к смертной казни стало постепенно меняться. Сейчас я не ярый противник смертной казни, но и не ярый сторонник. Так как преступность имеет многосторонний и сложный характер, обусловленный множеством причинных комплексов, то и меры по борьбе должны быть тоже комплексными. Вопрос о целесообразности и нецелесообразности смертной казни будет оставаться открытым до тех пор, пока она будет существовать в законодательном виде, не встречаясь в практическом применении. Считаю, что пока еще совершаются хладнокровные, ужасные и циничные преступления, смертная казнь должна быть сохранена, но за определенный круг преступлений и применительно только к психически здоровым лицам. Очевидно, что систему наказания в КНР необходимо совершенствовать - в любом смысле она является слишком жестокой. Смертная казнь порождает жестокость и лишь подогревает иллюзии, будто с преступностью можно справиться только мерами устрашения. Жестокость нельзя победить жестокостью. Надеемся, что в скором будущем Китайскую Народную Республику ожидают положительные изменения, а также надеюсь на гуманизацию общества в целом, не только власти, ведь только в гуманном обществе не будут совершаться такие преступления, которые бы потребовали бы применения столь чудовищного наказания, вызывающего ответную агрессию у граждан. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|