Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Экстремизм в России





Экстремизм в России

Этнонациональный экстремизм в России: проблемы и пути противодействия

Автор: В.Н. Найденко

Начиная с 1960 гг. в мире происходят масштабные и глубокие процессы, оказывающие существенное влияние на все сферы социальной жизни. Характерной особенностью этих процессов стало стремление народов сохранить свою этнокультурную самобытность. Это стремление связано, прежде всего, с общей тенденцией формирования новых глобальных этнических общностей в рамках естественного процесса этногенеза и этнической самоидентификации, получившей название «этническое возрождение».

В настоящее время этническое возрождение рассматривается как один из основных процессов развития человечества. Почти повсеместный интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в различных формах: от законных попыток сохранения своей самобытности или воссоздания древних обычаев и обрядов до стремления создать любой ценой, в том числе используя противоправные способы, свою государственность по этническому признаку.

Неоднородность этнической и расовой структур, неравномерность этнических и демографических процессов, различие идеологических и религиозных систем, диспропорция и несоразмерность в экономическом развитии регионов проживания различных этнических общностей, глобализация как процесс всеобщей унификации — все это порождает проблемы, противоречия, напряженность и конфликты в межэтнических отношениях. Наиболее остро эти явления проявляются в многонациональных и поликонфессиональных государствах.
Для понимания сути этнонациональных конфликтов необходимо выделить основные причины этнического возрождения и роста этнического самосознания. К ним относятся:

Во-первых, постоянно происходящие в мире объективные этнические процессы, к которым, прежде всего, следует отнести процессы полной или частичной ассимиляции этносов, в результате которых одни из этносов поглощаются другим и утрачивают свою этническую идентичность. При этом процессы ассимиляции могут проходить как естественным, так и насильственным путем. К объективным этническим процессам следует также отнести этногенез глобального масштаба (в ходе которого современные этнические общества утрачивают черты и элементы самобытной культуры, унифицируется их хозяйственная деятельность, пища, жилище, искусство) и появление суперэтносов. Важное значение имеет также процесс аккультурации, т.е. приобретение в результате межнационального общения конкретной этнической общностью тех или иных форм культуры другой этнической общности.

Во-вторых, типичное для традиционных многонациональных и поликонфессиональных государств этническое разделение труда, когда те или иные профессии закрепляются за определенной группой по расовому, этническому, религиозному или кастовому признаку. Этническое разделение труда создает видимость того, что социальная иерархия является на самом деле национальной или расовой, и на идеологическом уровне часто закрепляется в форме расизма либо шовинизма.

Объявление:

В-третьих, кризис мировых идеологических систем и духовности, а также возникновение идеологических концепций, пытающихся обосновать объективность «вечного» существования наций и этносов, составляющих основу государства, отождествить понятия «нация» и «этнос» и доказать постулат о том, что нация есть более высокая ступень развития этноса в рамках этногенеза. Эти идеологические концепции активно используются националистами для укрепления собственных позиций и уверенности членов этнического сообщества в исключительности конкретной нации.

В-четвертых, напряженность межнациональных отношений, связанная с миграцией, территориальными спорами, религиозными воззрениями, стремлением этнических элит изменить свой статус в государстве, регионе или мире в целом и т.д.

В-пятых, историческая память этнической общности, включающая исторические символы, мифологизированные образы национальных героев и легенды, этнические стереотипы и т.д. Историческая память оказывает существенное воздействие на феномен этнического самосознания, то есть совокупность взглядов, оценок и отношений, выражающих содержание особенностей представлений членов национальной общности о своей истории, современном состоянии и перспективах своего развития, а также о месте среди аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними2. Историческая память складывается в психологическую установку личности, которая зачастую является дифференцирующим фактором межэтнических отношений. При деформации этнического самосознания под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов оно трансформируется в этноцентризм, который представляет собой свойство человека воспринимать и оценивать окружающий мир сквозь призму традиций и ценностей своего этноса. Проявлениями этноцентризма являются этнический и национальный радикализм, а также национализм.

Одной из ведущих тенденций в процессе развития этнонациональных отношений в последний период существования СССР и позднее на постсоветском пространстве было неуклонное нарастание агрессивного национализма, гипертрофия этнонациональных устремлений вплоть до ломки существующих государственно-правовых принципов и институтов, формирование новых, этнократических региональных элит с центробежными установками.

В рамках развития процессов т. н. национального возрождения, которые уже в конце 1980-х гг. на периферии СССР вышли из-под контроля центральной власти и приобрели разрушительную динамику, резко проявило себя такое деструктивное явление, как этнонациональный экстремизм.

Важной особенностью формирования и распространения этнонацио-нального экстремизма на постсоветском пространстве является тот факт, что в основе его происхождения лежит состояние потенциальной конфликтности, накопившееся в мире и советском обществе к моменту распада СССР. Конкретные конфликты, вспыхивавшие на территории бывшего СССР, начиная с 1980-х годов, стали следствием и результатом этой конфликтности3. Политическая борьба между национальными элитами и внутри них с течением времени принимала все более ожесточенный характер. Именно с того момента конфликты превращаются в средство выяснения межгрупповых отношений внутри этнической элиты. После распада СССР конфликты, рожденные в советский период, либо постепенно затухали сами собой (Сумгаит, Баку, Тбилиси, Вильнюс), либо впадали в латентное состояние (Приднестровье), либо вспыхивали с новой силой в изменившихся политических условиях (Чечня, Карабах) 4.

Политическая и этнонациональная ситуация в постсоветской России в 1990-е гг. показала, что этнонациональный экстремизм и другие крайние проявления этнонационализма при всех различных амплитудах колебания их уровня были одной из наиболее значительных угроз для безопасности российского государства и общества.

3 Косолапов Н. А. Конфликты на постсоветском пространстве и политика России [Текст] // Материалы научно-практической конференции «Постсоветские конфликты и Россия», 23-24 января 1995 г.

Ряд современных исследований в области этнологии, этнополитологии, социологии, затрагивающих проблемы национализма, ксенофобии, свидетельствуют о сохранении и развитии на различных уровнях в различных регионах России достаточно масштабных и острых их проявлений. Наличие в обществе проявлений национализма всегда означает и наличие в нем соответствующих предпосылок для возникновения тех или иных признаков и форм этнонационального экстремизма.

Этнонациональный экстремизм представляет собой деструктивное социальное явление, включающее исторически и социально обусловленную идеологию и практику, опирающиеся на идеи защиты этнонациональных интересов посредством применения крайних, в т. ч. насильственных, форм и методов деятельности и использующие существующие в различных этнических общностях этнонационалистические предубеждения, заблуждения и фобии.

Особенности этнонационального экстремизма, а также исторические условия, в которых он проявляет себя, делают его достаточно стабильной и серьезной угрозой для национальной безопасности России как в настоящее время, так и на длительную перспективу, поскольку долговременными, сложными и многочисленными являются сама этнонациональная система, входящие в нее общности и имеющиеся проблемы в этнонациональных отношениях.

Этнонациональная ситуация в нашей стране осложняется наличием большого числа религиозных деноминаций, обширностью территории и неравномерностью экономического развития регионов.

Поэтому противодействие государства и общества угрозам безопасности Российской Федерации в сфере этнонациональных отношений в течение длительного времени имеет стратегическое значение для обеспечения общественно-политической стабильности России, ее конституционного строя и территориального единства.

В организации обеспечения безопасности России в рассматриваемой сфере существуют целый ряд проблем и нерешенных вопросов, которые в ряде случаев негативно сказываются на эффективности обеспечения безопасности в данной области.

Хотелось бы более подробно остановиться на основных проблемах противодействия ЭНЭ и путях их решения.

Прежде всего, представляется необходимой разработка концептуальных основ (Концепции) национальной политики России как части государственной политики в целом в качестве необходимой базы гармоничного развития народов России во всех областях, в том числе обеспечения гармоничного развития этнонациональных отношений и создания комплексной системы, способной своевременно выявлять и разрешать этнонациональные конфликты в упреждающем режиме до наступления крайнего обострения возникших противоречий5. Все большую поддержку получает идея о необходимости широкого подхода к выработке национальной полити-ки—на основе общего реформирования страны, всестороннего гармоничного развития ее народов, закрепления приоритетов в решении национальных конфликтов за социально-экономической, культурно-воспитательной деятельностью, а также формированием толерантности как ведущего способа достижения прогресса, национального единства, этнонациональной стабильности6.

В упомянутой концепции должна быть, в частности, признана опасность игнорирования и длительной консервации межэтнических конфликтов и возникающих в связи с ними явлений национал-центризма и для безопасности России и регионов, содержаться характеристика основных видов существующих в исследуемой области угроз, а также раскрываться в принципиальном плане механизм противодействия им.

Данная концепция в целом должна строиться на основании руководящих нормативных правовых актов, относящихся к данной проблеме (Декларация прав человека и гражданина, Конституция Российской Федерации) и разрабатываться при тщательном учете особенностей национальных отношений в отдельных регионах. Концепция должна исходить их принципа единства России, учета интересов каждого народа, равноправия и уважения национальной самобытности народов федерации, взаимодействия в процессе гармонизации этнонациональных отношений государственных органов и общественности.

Важнейшую роль в противодействии угрозам безопасности России в этнонациональной сфере призвана сыграть новая национальная стратегия (доктрина), в которой необходимо предусмотреть эффективные меры по предотвращению наиболее опасных этнополитических тенденций.

В соответствии с закрепленными законодательством Российской Федерации о противодействии экстремизму подходами к его организации основными направлениями противодействия должны быть предупреждение этнонационального экстремизма и борьба с ним.

Главными задачами предупреждения этнонационального экстремизма являются: выявление этнонациональных угроз на раннем этапе; воспитание толерантности у российских граждан; недопущение перерастания националистических проявлений, возникающих на бытовой основе, в процессы экстремистского характера.

Главными задачами борьба с ЭНЭ должны быть своевременное выявление, предупреждение и пресечение организационной деятельности национал-экстремистских структур, включая противодействие вовлечению ими в националистические процессы экстремистского характера широких кругов населения, а так же планируемых или совершаемых насильственных посягательств на общественную безопасность, политическую систему общества, нормальное функционирование государственных и общественных институтов, федеративное государственное устройство страны, ее территориальную целостность.

Противодействие этнонациональному экстремизму должно осуществляться в комплексе с другими направлениями обеспечения национальной безопасности. Особенно важное значение при этом имеет ограничение и подавление организованной преступности в соответствующих регионах, в том числе этнического характера; выявление и пресечение ее связей с националистическими структурами; целенаправленное проведение социально-экономической политики по оздоровлению социально-экономической обстановки. Необходимо также организовать активное противодействие вестернизации сферы культурных отношений при одновременной поддержке общероссийской и национальных культур. В рамках противодействия этнонациональному экстремизму важная роль принадлежит мерам по воспрепятствованию целенаправленным попыткам разжигания антирусской, антифедералистской вражды и ненависти на основе распространения мифов о «колониализме» Москвы, «неравноправии» народов России и др.

В силу особенностей этнонационального экстремизма в России (устойчивость, нередко значительные масштабы, разнообразие форм проявления и др.) система противодействия данному явлению должна иметь развитой, долговременный, мобильный характер, основываться на использовании всех возможностей как государства, так и общества.

Очень важное место в механизме противодействия национал-экстремизму и другим общественно опасным проявлениям в области этнонацио-нальных отношений принадлежит органам государственной власти субъектов федерации, в территориальной сфере которых и формируются указанные угрозы. Обеспечивая этнонациональное развитие на подведомственных им территориях и обладая полномочиями по защите национальных меньшинств (см. Конституция Российской Федерации, ст. 72, п. «б»), органы государственной власти субъектов федерации в силу их более непосредственной связи с местным населением и знаниями местных условий располагают особыми возможностями по своевременному выявлению и предотвращению многих из указанных угроз. Однако нередко эффективность механизмов субъектов федерации по противодействию национал-экстремизму существенно ограничивается или нейтрализуется в результате серьезного этнонационального давления на них, действия коррупционных связей и влияния структур организованной преступности.

В условиях значительного распространения угроз национальной безопасности в этнонациональной сфере на территории России, наличия широкого круга причин возникновения этих угроз и факторов, благоприятствующих их формированию и осуществлению, актуальное значение имеет создание федерального органа, уполномоченного координировать деятельность субъектов противодействия этим угрозам, прежде всего — угрозам национал-экстремизма. Существует несколько вариантов возможного решения данного вопроса, например, с возложением соответствующих полномочий на Совет Безопасности Российской Федерации, один из правоохранительных органов (МВД, ФСБ). Возможен вариант создания с указанной целью межведомственного специального органа по координации противодействия экстремизму в России (в том числе и национал-экстремизму) наподобии уже созданного Национального антитеррористического комитета (НАК). При этом, однако, есть серьезные сомнения по поводу создания второго аналогичного НАКу органа в силу тесной связи терроризма как части (формы) экстремизма с другими проявлениями (формами) последнего и неизбежного поэтому внимания НАК к вопросам иных — кроме терроризма — проявлений экстремизма как с позиций профилактики, так и борьбы с ним.

С учетом изложенного есть основания для того, чтобы задачи координации противодействия экстремизму в целом возложить на НАК с соответствующим уточнением его названия. Одновременно целесообразно установить более четкое разделение задач ФСБ и МВД в сфере борьбы с угрозами экстремизма (например, ФСБ — задачи борьбы с экстремистскими насильственными посягательствами на конституционный строй, МВД — с экстремистскими посягательствами на общественную безопасность).

В числе субъектов противодействия национал-экстремизму должны быть на правовой основе определены также полномочия органов местного самоуправления. Их роль необходимо определить как участие в предупреждении национал-экстремизма и ликвидации последствий их проявлений.

Важным звеном механизма противодействия национал-экстремизму должно стать гражданское общество, его основные институты. Необходима разработка правовых основ участия общественности в противодействии национал-экстремизму на всех уровнях государственного управления. Правовые предпосылки для этого созданы еще Законом Российской Федерации 1992 г. «О безопасности», в котором к элементам системы безопасности России отнесены наряду с органами государственной власти также общественные и иные организации и объединения (ст. 8 Закона).

Разнообразие общественных структур и выполняемых ими задач обусловливает возможность включения в подсистему негосударственных субъектов противодействия национал-экстремизму общественных организаций различных видов, созданных по проблематике этнонациональных отношений (национально-культурные общества, научные центры и др.), а также структур общего назначения (СМИ, центры изучения общественного мнения и др.). Координация их деятельности может быть возложена на государственные органы координации противодействия экстремизму различных уровней.

В качестве важной составляющей организации противодействия угрозам в сфере этнонациональных отношений должно рассматриваться формирование на федеративном уровне и в субъектах федерации механизмов информационно-пропагандистского противодействия угрозам в сфере этнонациональных отношений. Такие механизмы должны создаваться и функционировать на основе взаимодействия ведомств по региональному развитию и культуре, правоохранительных органов, научных центров по проблемам этнополитики и этнологии, средств массовой информации и др.

Основными направлениями указанного противодействия прежде всего должны быть:

•    во-первых, систематическое информирование населения о проблемах национального развития России и регионов в экономической, социальной, культурной областях, о передовом опыте решения национальных проблем;
•    во-вторых, пропагандистская, культурно-воспитательная деятельность по формированию этнонациональной толерантности, морально-психологических и идеологических основ сотрудничества всех этносов на основе их равноправия и взаимосвязи в рамках единой России, уважения ее конституционного строя, гармонического сочетания интересов этносов и федерации, культуры использования цивилизованных и соответствующих Конституции Российской Федерации форм решения межнациональных проблем;
•    в-третьих, публичное разоблачение внутрироссийских и зарубежных субъектов национал-экстремизма, их деятельности по дестабилизации этнонациональных отношений, подрыву конституционного строя России, ее единства и т. п.

Необходимым условием эффективности государственных решений в области этнонациональных отношений является их оптимальное информаци-онно-аналитическое обеспечение. Удовлетворительное решение этой задачи в определяющей степени зависит от нескольких обстоятельств.

Так, еще не полностью решена задача создания систематического общероссийского мониторинга по отслеживанию процессов развития этно-национальных отношений и возникающих межнациональных конфликтов, а также по организации постоянного и комплексного информирования о них соответствующих правительственных и иных заинтересованных органов.
Значительный результат в решении этой важной задачи достигнут лишь Институтом антропологии и этнологии РАН, создавшем экспертное сообщество «Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов», в состав которого входят научные работники, общественные активисты и журналисты. Экспертным сообществом с 1993 года по настоящее время проводится этноконфессиональный мониторинг (на начальном этапе он назывался этнологическим мониторингом) в странах бывшего СССР и в регионах Российской Федерации.
Методика этноконфессионального мониторинга Сети включает целевые прикладные исследования по крупным проблемам. За время деятельности Сети таковыми были исследования системы местного самоуправления в многоэтничных сообществах стран СНГ и мониторинг российской переписи населения 2002 года. Были подготовлены экспертные доклады «Пути мира на Северном Кавказе» (1999) и «Мир и порядок на Северном Кавказе» (2004). Эксперты Сети опубликовали индивидуальные исследования об этноконфессиональных ситуациях и этнокультурной политике в ряде стран (Азербайджан, Беларусь, Латвия, Таджикистан, Грузия, Узбекистан) и в российских регионах (Северный Кавказ, Чувашия, Башкирия, Тува, Карелия, Калмыкия, Оренбургская область, Томская область и другие).

Получаемые в результате этноконфессионального мониторинга Сети данные, как показывает анализ, помогают оценивать политическую и социально-культурную ситуацию в многоэтничных странах, регионах и местных сообществах с целью сохранения и развития этнокультурного многообразия, а также определения существующей или потенциальной угрозы конфликта для принятия превентивных мер со стороны государства и общества.

Практика Института антропологии и этнологии РАН по проведению мониторинга в этнонациональной и конфессиональной сферах нуждается в дальнейшем развитии с перспективой превращения такого мониторинга в постоянно действующую общероссийскую систему. Целесообразно также совершенствовать методику проведения систематического общероссийского мониторинга.

По заказу Научно-исследовательского центра ФСБ России в 2006 и 2007 годах Институт социологии РАН провел три научных исследования: «Политический экстремизм в России и его влияние на динамику электорального сознания и поведения российских граждан: состояние и меры противодействия»; «Религиозный экстремизм в России: состояние и пути преодоления»; «Экстремизм в российской молодежной среде». В результате массовых социологических опросов и опросов экспертов выявлены особенности современного политического экстремизма, религиозного экстремизма и экстремизма в молодежной среде; показано влияние этнонацио-нального фактора на эти разновидности экстремизма; выработаны предложения по противодействию проявлениям политического экстремизма, направленным на дестабилизацию общественно-политической обстановки в Российской Федерации, по направлениям и мерам противодействия современному религиозному экстремизму, по совершенствованию государственных мер противодействия экстремизму в российской молодежной среде.

Методика и результаты вышеуказанных исследований, проведенных Институтом социологии РАН, могут быть также использованы при формировании систематического общероссийского мониторинга по отслеживанию процессов развития этнонациональных отношений и возникающих межнациональных конфликтов, а также по организации постоянного информирования о них заинтересованных органов власти и общественности.

Помимо необходимости формирования системы мониторинга этнонациональных процессов на общероссийской межведомственной основе и организации централизованного поступления информации во все федеральные государственные структуры, ответственные за национальную политику и противодействие национал-экстремизму, необходимо распространение системы и на уровень субъектов федерации и местного самоуправления (по крайней мере —в крупных городах).


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >