Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Толерантность у молодежи





Толерантность у молодежи

Совершенствование системы подготовки специалистов в учебных заведениях философского образования, направленного на воспитание у молодежи основ толерантности

Автор: Е. В. Брызгалина

Основными способами формирования толерантности в системе высшего образования вообще являются: отражение историко-методологических вопросов о сущности, статусе формах толерантного поведения в содержании учебных курсов, использование форм и методов ведения образовательной деятельности, организации внеучебной работы со студентами, направленные на формирование практических навыков разрешения конфликтов и мировоззрения толерантности у студентов разных специальностей.

Цель данного выступления показать резервы и направления совершенствования содержания философского образования в свете темы конференции. Актуальность данной темы связана с задачами практического применения при подготовке ФГОС ВПО нового поколения и примерных образовательных программ в сфере философского образования.

Семантика термина толерантность включает несколько взаимосвязанных значений: устойчивость, терпимость, допустимое равновесие. Толерантность как социальная ценность значима с функциональной точки зрения, как регулятор суждений и действий как индивида, так и социальных групп. Система ценностей отдельной личности или социальной группы зависит от возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса. Принятие индивидом или сообществом некоторых ценностей может основываться на этнокультурной традиции, на авторитете власти или патриархальных отношений, на религиозную традицию, на индивидуальные потребности, «здравый смысл», на идеологические стереотипы сознания. Любая ценность, в том числе толерантность, при ее выборе имеет несколько оснований. В числе оснований выбора для задач

Профессиональное философское образование позволяет осветить полный спектр теоретических вопросов, которые могут стать основой рационального, сознательного выбора индивидуальной позиции молодого человека. Что особенно следует подчеркнуть, в связи с подготовкой философа—сформировавшаяся позиция становится основой последующей передачи личностных убеждений в педагогической деятельности. Здесь задачи подготовки философа совпадают с задачами подготовки любого профессионального педагога.
Специфика философского образования состоит в уникальном содержательном наполнении учебного плана, включающем дисциплины естественнонаучного и социогуманитарного цикла, общепрофессиональные и специальные дисциплины. В рамках учебных курсов толерантность может быть рассмотрена в нескольких контекстах.

В историко-философском контексте. Особенность философского образования связана с ознакомлением и стремлением к аутентичному пониманию разнообразных по содержанию и форме направлений, со свободным выбором своей научно-философской ориентации и (или) созданием собственной оригинальной позиции. Именно в данном контексте возможно обратить внимание на противоречивость термина «толерантность», существованием наряду с его положительными коннотациями, неопределенно отрицательного смысла, подразумевающего, что толерантность является неестественным воздержанием, видом сдерживания, смирением с поведениями и ценностями других, в том числе общественно опасных и антигуманных. Этот способ употребления определяет толерантность как ослабление реагирования на негативные моменты жизни.

Объявление:

В эволюционно-биологическом и естественнонаучном контексте. Толерантность в значении устойчивости ориентирует на рассмотрение диапазона вариантов поведения, присущих тому или иному виду, позволяющих сохранить целостность вида. Агрессия как противоположность толерантности в социобиологических, биополитических учениях XX века получила широкую эволюционно-биологическую интерпретацию. Значимым является вывод о невозможности устранить проявления агрессии даже при максимально полном удовлетворении потребностей, достижении социальной справедливости и других позитивных изменениях общества. Агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы, надеяться на то, что человечество станет толерантным по мере культурного прогресса, нельзя. Цель социального развития состоит в ослаблении интенсивности агрессии путем подавления или торможения. Средства достижения таких целей могут быть как запретительные (агрессивное поведение минимизируется под страхом санкций), психологические (поведение находится под влиянием эмоциональной установки на миролюбие), так и педагогические (обучение технологиям поиска договоренностей, при которых интересы обоих сторон могут быть максимально удовлетворены). Исследование природы агрессивного поведения и диалектики взаимодействия биологического и социального возможно в рамках блока естественнонаучной подготовки философов, курсов Концепции современного естествознания, этологии, зоопсихологии, этологии, генетики человека, а также курса Философской антропологии.

В собственно этическом контексте. Этика как философская дисциплина уделяет внимание ценности различных достоинств и добродетелей человека, в том числе признаков, отличающих одного человека от другого и поддерживающих индивидуальные вариации. Преподавание курса «Этика» в структуре подготовки философа включает как теоретические, так и практические задачи формирования толерантности.

В политико-юридическом контексте. Культура толерантности связана с готовностью власти допускать инакомыслие в обществе, разрешать в рамках законодательства деятельность оппозиции, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия. Курсы политологии и юриспруденции призваны показать специфику конфликтов в модернизирующемся обществе. Сам процесс модернизации предполагает рост неравенства в распределении доходов, богатства собственности, провоцирует рост недоверия к власти, осуществляющий такую политику.

Поскольку тема конференции связана с противодействием религиозному экстремизму, специально остановлюсь на этой теме. В условиях, когда общество все больше подчиняется принципу многообразия взаимодействия, конфликты различных культур, выделенных по религиозному принципу, совсем не обязательно буду иметь религиозную окраску. При сохранении в обществе неравенства, а это неизбежно, даже в конфессионально однородных странах возникнут условия для возникновения в социальной структуре маргинальных группы. Сущностные характеристики этих групп не будут однозначно связаны с расовыми, этническими или религиозными характеристиками, граница между различными основаниями (социальным и религиозным) групп и конфликтов будет достаточно условна.

Заключение компромиссов и достижение консенсуса зависеть не только от взаимодействия политических акторов. Надежды на преодоление де-структивности нельзя связывать только с государственными структурами. Не мене важна и ответственная роль гражданского общества. Акцент в курсах политологии и социальной философии на данную проблематику будет способствовать системному рассмотрению перспектив формирования толерантной культуры.

В психолого-педагогическом контексте. Подготовка преподавателей высшей школы обязательно связана с выработкой социально-психологической готовности к принятию иных взглядов. Это является условием сохранения разнообразия, права на отличность, непохожесть, индивидуальность в культуре. В курсах, обеспечивающих выполнение стандарта подготовки преподавателя (педагогика, психология, социальная психология), важно в качестве задачи включить освоение навыков предотвращения агрессивных способов разрешения конфликтов.
Таким образом, профессиональное философское образование, в первую очередь с содержательной точки зрения, связано с рационализацией процессов формирования устойчивого неприятия экстремистского поведения, с сознательным определением личностной позиции будущего преподавателя-философа.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >