Религиозный экстремизм |
Английские философы XX века о религиозном экстремизмеАвтор: З. П. ТрофимоваИзвестный английский философ, основатель «логического атомизма», политический деятель Бертран Рассел (1872-1970) в процессе своей долгой творческой эволюции большое внимание уделял проблемам общественного развития. Являясь свидетелем двух мировых войн, фашизма, ядерного взрыва в Хиросиме и Нагасаки, войны во Вьетнаме, религиозно-политических конфликтов в Северной Ирландии, ученый пытался найти выход из этого мира увеличивающихся жестокости, преследований, насилия. В работе «разум против безумия» он писал: «Человек —рациональное животное. Всю жизнь я искал доказательство этого положения, но до сих пор не был удачлив, наоборот, я увидел, как мир все больше погружается в сумасшествие». Когда США сбросили ядерные бомбы на японские города, он заявил: «Террористы — преступники, ибо во имя своих интересов они уничтожают мирных людей. Сколько ещё бед они натворят». Его слова оказались пророческими. Действительно, изменения картины мира, глубинные социальные, политические, национальные, религиозные перемены способствуют возникновению серьезных ситуаций, приводящих к появлению тех или иных форм экстремизма. Справедливо подчеркивает профессор Лондонского королевского колледжа Джон Уилсон: «Экстремизм —не только стихийный процесс, но часто профессионально подготовленный и умело управляемый». В трудах английских философов можно найти различные понятия: «экстремизм», «террор», «насилие», «беззаконие» и т. п. Одновременно делается попытка дать классификацию типов экстремизма. В работе представителя Британской гуманистической ассоциации Дж. Херика «Экстремизм как реальная угроза» выделяются следующие типы экстремизма: Задача английских философов, политологов, историков состоит в выяснении и устранении причин появления экстремизма и форм его проявления. Объявление: Ученый выделяет основные признаки экстремизма. Во-первых, фанатизм — приверженность к крайним вероучениям и методам действий. Во-вторых, религиозная вражда и пропаганда неполноценности граждан по принципу их отношения к религии. В-третьих, нетерпимость к представителям других конфессий и религиозных направлений, а также к единоверцам, не разделяющих их крайних взглядов. В-четвертых, выступления против руководства религиозных объединений, занимающего лояльную позицию по отношению к государству и понимающего происходящие в обществе изменения. Дж. Херик подчеркивает, что религиозный экстремизм связан национализмом, так как отвергает или игнорирует интересы других наций, народностей и тем самым подрывает основы многонационального государства. Уделяют английские философы внимание и анализу понятия «терроризм». Профессор Лондонского университета Леонел Элвик в статье «Терроризм: определение понятия» подчеркивает, что терроризм — сложное и многоаспектное явление, которое имеет социально-нравственный характер по содержанию и правовой по определению, ибо предполагает преступление и наказание. В работе другого английского философа Джона Харрисона «Терроризм: формы и проявления» делается попытка классифицировать формы терроризма. Он выделяет, во-первых, индивидуальный и коллективный (организованный), и, во-вторых, локальный и международный терроризм. Последний ставит своей целью уничтожение всей европейской цивилизации. Напомним, что Ирландия издавна была католической страной. В результате Реформации ирландцы были экономически, политически порабощены английскими ленлордами — протестантами. Все более и более разжигалась религиозная вражда, которой способствовали различные политические союзы, в частности Орден оранжистов, основанный в 1785 году и существующий до сих пор. На территории Северной Ирландии действуют также такие религиозно-политические партии как «Евангелическое протестантское общество», «Оранжевый голос свободы» и др. Действия этих организаций направлены на постоянные разжигания вражды между католиками и протестантами. Одновременно борьбу за демократические права ведет «Ассоциация за гражданские права». Английские философы, политологи ставят перед собой задачу выработать систему мер, способных дать отпор экстремизму. Во-вторых, необходимость создать новую философскую систему, которая была бы воспринята всеми слоями населения с различными религиозными, политическими, нравственными, национальными установками. Одной из таких форм философии предполагается создание «религии человечества». Подобная попытка создания «единой «религии человечества» имеет древнейшую историю. В современный период она наиболее ярко проявляется в философских системах движения свободомыслящих. Отмечается, что в последнее время в Великобритании, как и в других странах, заметна тенденция замены понятия «свободомыслие» на понятие «гуманизм». Можно выделить ряд направлений гуманизма одновременно как философские системы и средства борьбы с религиозным и другими формами экстремизма. 1. «Эволюционный гуманизм». Термин дан основателем этого направления философом, биологом, основателем Международного Гуманистического и Этического Союза, Генеральным директором ЮНЕСКО Джулианом Хаксли (1887-1975) в работе «Религия без откровения». Он пишет: «Война, социальное зло, насилие делают нас униженными. Эволюционный гуманизм связывает все достижения (искусство, мораль, наука, политика, религия, право) в единое целое, выполняя тем самым задачу достижения лучшей судьбы человечества. Все это заставляет меня возвратиться к идее создания религии человечества как органа человеческой судьбы. Ясно, что подобная религия должна адаптироваться к новой ситуации и отношениям XX века». Особую роль в борьбе с насилием он отводит науке, образованию и развитию форм демократии. Его поддерживают другие английские философы — Гордон Хаутон, Пьер Бланшард, Гарри Уэллс и др. 2. «Секулярный гуманизм». Основатель — Пол Куртц, президент Академии Гуманизма, член американской Гуманистической Ассоциации, в своих работах, в частности «Религия и секуляризация в Европе и Америке» предлагает восемь пунктов своей теории. Из них — «свободное исследование во всех сферах науки», «отделение церкви от государства», «необходимость этического воспитания», «идеал свободы и демократии». Теория «секулярного гуманизма» имеет большое распространение Великобритании. Его последователями являются Рональд Линдней, Гарри Уилсон, Роберт Дэвис. 3. «Этический гуманизм». Основатель —Феликс Адлер (1851-1933), неокантианец, член «Общества этической культуры», автор работа «Миро вой кризис и его движение», «Этическая философия жизни». Он отмечает, что «этический гуманизм —это та философия, на основе которой человек уничтожает свою угнетенность и может достичь счастливой жизни». Фи лософ делает упор на нравственное воспитание личности без обращения к религиозным постулатам. К английским последователям «этического гуманизма» можно отнести Говарда Хаутона, Томаса Льюиса и др. 4. «Натуралистический гуманизм». Основатель — Корлисс Ламонт (1909-1995), член Американской Гуманистической Ассоциации, автор из вестной работы «Иллюзия бессмертия». Философ делает упор на иссле дование антропологических и нравственных средств борьбы против терро ризма, насилия и совершенствование общества на основе принципов де мократии. Последователями в Великобритании являются Чарльз Эдвардс, Говард Эдвин, Антонри Смит и др. 5. «Религиозный гуманизм». Основатель —Чарльз Уайн, член «Об щества Гуманистического иудаизма» в США. Задача, которую ставят перед собой представители «религиозного гуманизма» состоит в осуществлении синтеза религии и гуманизма. Согласно Ч. Уайну, религия «более, чем фи лософия жизни, как включает в себя определенное действие», с помощью которого человек может существовать в этом мире. Необходимо создать новую концепцию Бога, основанную на этических нормах. В Великобритании представителями «религиозного гуманизма» являются Джим Херик, Эрих Эриксон и др. Свою деятельность представители этой теории гуманизма строят на следующих программных документах: «Гуманистический Манифест I» (1933); «Гуманистический Манифест II» (1973); «Секулярная гуманистическая Декларация» (1980); «Декларация независимости: Новая глобальная этика» (1988); «Манифест 2000. Призыв к планетарному гуманиз-му»(2000). Последний документ подписан представителями гуманистических и философских организаций 25 стран мира. В нем подчеркивается: «Фундаментализм, нищета порождают терроризм и другие формы экстремизма, часто прикрывающиеся религиозными лозунгами ... необходима новая гуманистическая этика». |
< Предыдущая | Следующая > |
---|