Профилактика терроризма |
Профилактика терроризма с помощью социально-психологического инструментарияАвтор: А. А. КисельниковТерроризм в настоящее время стал крупной социальной проблемой, негативно влияющей на многие важные аспекты развития государства. Российская Федерация, столкнувшаяся в 90-е годы с прямой масштабной атакой международного терроризма, была вынуждена отразить эту атаку сначала военными средствами, а потом и начать систематическую работу по противодействию и профилактике терроризма и всеми другими, невоенными методами. В стратегической перспективе после снятия прямой военной угрозы целостности государства и прекращения масштабных боевых действий именно гуманитарные, а не силовые методы противодействия и профилактики терроризма приобретают решающее, определяющее успех значение. Метафорически эту борьбу можно назвать борьбой «за души, сердца и умы людей», и полем битвы является информационно-психологический континуум современного российского общества. По определению Федерального закона от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму» профилактика терроризма является составной частью предупреждения терроризма, входящего в систему мер по противодействию терроризму. Пункт 4 статьи 3 этого закона определяет профилактику терроризма как «выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов». Сам терроризм определяется как «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» (пункт 1 статьи 3). Современная психология и социальные науки могут предложить набор эффективных инструментов для профилактики терроризма, т.е. они могут разработать способы выявления и способы последующего устранения причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Важно отметить, что профилактика терроризма может быть специфической и неспецифической. Неспецифическая профилактика терроризма предполагает такие превентивные действия, которые влияют на негативные факторы, общие у терроризма и других серьезных проблем современного общества (например, ксенофобия, бедность). Специфическая профилактика терроризма предполагает влияние на такие негативные факторы, которые специфически присущи только терроризму (например, призывы к терроризму, размещенные в Интернете). Системная, комплексная профилактика терроризма, основанная на системном, научном понимании природы терроризма, обязательно должна включать и специфические, и неспецифические компоненты, причем в долгосрочно-стратегическом аспекте неспецифические компоненты должны быть строго приоритетны. Это связано с тем, что в стратегическом масштабе феномен терроризма следует рассматривать как результат системного взаимодействия определенных неспецифических провоцирующих вовлечение в террористическую деятельность факторов, имеющих фундаментальную, неспецифическую социально-экономическую и психологическую природу. Отсюда вытекает еще один важнейший аспект профилактики терроризм, который состоит в приоритетности влияния на взаимодействие провоцирующих терроризм факторов, их изоляцию друг от друга и лишение таким образом их действующей силы. В соответствии с этими замечаниями, система социально-психологических технологий выявления и устранения провоцирующих терроризм факторов может быть представлена в виде классификации, базирующейся на природе этих факторов. Прежде всего, необходимы социально-психологические инструменты «выявления ... причин и условий, способствующих совершению террористических актов» (первая часть цитированного определения профилактики терроризма). Такое выявление можно понимать на двух уровнях — на уровне фундаментального научного анализа (выявление базовой структуры специфических и неспецифических факторов терроризма) и на уровне практики, на уровне текущего диагностического мониторинга — гибкого, оперативного, регионально-дифференцированного выявления этнических, конфессиональных, экономических, психологических, криминальных и других неспецифических и специфических (например, террористические настроения) провоцирующих терроризм напряжений и проблем в обществе. Здесь необходимо привлекать такие социально-психологические инструменты, как тестирование, опрос, интервьюирование и анкетирование, а также изучение в интересующих аспектах оперативной социальной, психологической, экономической, этнической региональной статистики. При грамотном применении такого рода диагностический социально-психологический инструментарий способен продемонстрировать самые слабые места превентивно-профилактической «антитеррористической инфраструктуры» общества (и региональных сообществ), что позволит сосредоточить основные усилия компетентных органов и гражданского общества именно на этих слабых местах. Далее, необходимы социально-психологические инструменты «... устранения причин и условий, способствующих совершению террористических актов» (вторая часть цитированного определения профилактики терроризма). Устранение провоцирующих терроризм факторов с помощью социально-психологического инструментария предполагает активную, научно продуманную и обоснованную работу по практической социально-психологической работе с основными группами риска по всем ключевым аспектам профилактики терроризма. Такой общей группой риска выступает группа подростков и молодежи. Эта возрастная группа наиболее чувствительна к пропаганде терроризма, имеет мало «иммунизирующих» к такой пропаганде личностных ресурсов. Эта общая группа риска разбивается далее на более дробные группы по этническим, экономическим, образовательным и другим критериям. Какие же конкретно инструменты можно использовать для прикладной социально-психологической работы с этими группами риска? Объявление: Во-первых, это специфические (в противовес неспецифическим) технологии «контрпропаганды» террористической пропаганды, в т. ч. антитеррористической социальной рекламы, ведущие к созданию устойчивой антитеррористической позиции у молодежи. Необходимо, чтобы молодой человек, или уже столкнувшийся с пропагандой террористов, ибо еще не столкнувшийся, но находящийся в группе риска для такого столкновения, имел в своем преставлении (а особенно в бессознательных компонентах психики) яркий, живой эмоциональный идеологический образ антитеррористической направленности. Такого рода образ будет препятствовать проникновению в его психику вербовочной информации и даст ему грамотно сформулированную (контридеологами) альтернативную (относительно идеологии террористов) версию описания мира и необходимости борьбы террористическими средствами. Здесь необходимо использовать весь мощнейший социально-психологический аппарат создания эффективной рекламы, подробно разработанный в России за последние десятилетия. Очень важным аспектом такой рекламы является то, что внедряемая такой рекламой идеология должна быть конкурентоспособной, т. е. действительно отвечать важным потребностям человека—тем же, на какие «давит» пропаганда террористов, но более эффективно, безопасно и социально приемлемо. Важной частью формирования такой контридеологии должна стать широковещательная технология развенчивания истинных целей террористических лидеров в противовес декларируемым (в связи с их криминальной и криминально-экономической деятельностью), подчеркивания факта манипулирования исполнителями для достижения своих личных криминальных целей. Как проводника такой контридеологии надо использовать не только классические СМИ, но и интернет, который является важнейшим источником информации для молодого поколения, т.е. группы риска. Хочется еще раз подчеркнуть сложность, но вместе с тем настоятельную необходимость создание живой, действенной, творческой контридеологии, максимально отвечающей реальной психологии реальных людей. Во-вторых, необходимо активно использовать социально-психологические инструменты для профилактики распространения агрессивных, «политических» прочтений базовых постулатов мировых религий, т.к. эти агрессивно-архаические прочтения все больше и больше становятся главной идеологической опорой террористов. Необходимо вести работу по всемерному подчеркиванию человеколюбивых, гуманистических, мирных интерпретаций этих постулатов, всеми средствами дискредитировать попытки «вычитать» из этих постулатов призывы к насилию. Следует создавать социальные каналы коммуникации между разными религиями внутри российского общества, наводить «психологические мосты» между ними, формировать и широковещательно распространять единую позицию высшего духовенства всех конфессий об отрицании идеологии насилия. Этот компонент социально-психологической работы высокоспецифичен к профилактике именно терроризма, хотя очень полезен и для общего социального здоровья. В-третьих, социально-психологическими методами необходимо вести активную работу по профилактике экстремизма и ксенофобии, развитию толерантности. Эта работа осуществляется, в частности, в виде проведения социально-психологических тренингов толерантности у подростков и молодежи из группы риска, в ходе которых вырабатывается терпимость к отличному от человека другому, снимаются национальные и религиозные предрассудки. Хотя этот вид работы прямо не специфичен по отношению к терроризму, такая работа уменьшает агрессивный потенциал общей экс-тремистко-криминальной среды, из которой выходят и экстремисты, и террористы, и «обычные» преступники. Социально-психологический тренинг толерантности как неспецифическая превентивная процедура профилактики терроризма очень эффективен и нуждается в дальнейшем активном внедрении, прежде всего, в деятельность массовой общеобразовательной школы России. В-четвертых, социальная психология, историческая психология, психология религии, этнопсихология могут предложить эффективные технологии конструирования малоконфликтной, позитивной исторической памяти, прежде всего в этническом и религиозном аспектах. Одним из ресурсов современного терроризма в России является память о многочисленных острых межнациональных, а также межконфессиональных конфликтах в истории России. Террористы могут эксплуатировать эту память, разжигать в душе вербуемого огонь как старых, так и недавних исторических конфликтов и обид, и на этих чувствах рекрутируют в свои ряды. Социально-психологические технологии пропаганды дружбы народов России, тренингов по разрядке конфликтного потенциала субъективно присвоенной памяти об истории своего народа внутри России, межрегиональные, межнациональные и межконфессиональные молодежные фестивали самой разной направленности могут ослабить этот важный фактор, провоцирующий вовлечение в терроризм. И, наконец, еще одним типом социально-психологических инструментов по профилактике терроризма являются психофизиологические методы и средства. Одной из неспецифических причин терроризма является хронический патологический стресс (дистресс), радикально снизивший общее социальное и физическое здоровье нации в 90-х годах. Этот общий неспецифический фактор пагубно влиял и влияет на «неиммунизирован-ные» против пропаганды терроризма группы риска, уничтожая необходимые для противостояния этой пропаганде ресурсы личности. Современная психофизиология предоставляет эффективные средства управления уровнем стресса с помощью метода биологической обратной связи. Тренинг по принципу биологической обратной связи позволяет человеку овладеть способами саморегуляции своего функционального состояния и эффективно противостоять стрессу, повывшая таким образом свою жизнестойкость и давая ресурсы противостоять негативным влияниям. Таким образом, проведенный нами анализ показывает, что развертывание практической работы по профилактике терроризма социально-психологическими методами является необходимым условием общей успешности противодействия терроризму в современной России. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|