Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Информация о терроризме в СМИ





Информация о терроризме в СМИ

Информация о терроризме в СМИ и изменение социальных установок

Автор: О. А. Тихомандрицкая

Средства массовой информации — один из важнейших институтов современного общества, призванный освещать ключевые политические события и транслировать политическую информацию, формируя общественное мнение. Современные СМИ осуществляют информационное воздействие на воззрения массовой аудитории об экономическом, политическом, социальном аспектах и об их роли в жизни общества.

Отношение к терроризму, как и к другим политические явлениям и объектам, закрепляется, в частности, в социальных установках людей. СМИ, как один из важнейших источников информации о террористических актах и терроризме в целом, могут определенным образом формировать и изменять социальные установки своей аудитории. В зависимости от вида и способа подачи информации воздействие происходит на разные компоненты установки: на когнитивный компонент (на знания, представления, мнения о терроризме и террористах), на эмоциональный компонент (оценку и отношение к терроризму, террористическим актам, к террористам) и, наконец, поведенческий компонент (на намеренья и действия в отношении к объектам, связанным с проблемой терроризма).

В проведенном исследовании изучалось воздействие на социальные установки людей, которое могут оказывать различные способы освещения террористических актов в СМИ. В исследовании приняли участие 92 респондента в возрасте 19–23 лет — потенциальная аудитория СМИ.

Для измерения различных составляющих установок были использованы следующие методики:

1.    Когнитивная составляющая установки измерялась при помощи опросника, сконструированного на основе шкалы Лайкерта.
2.    Эмоциональная составляющая установки измерялась при помощи цветового теста отношений (ЦТО) М. Эткинда.
3.    Поведенческая составляющая установки измерялась при помощи метода незаконченных предложений.

Объявление:

В качестве стимульного материала были использованы видеосюжеты, транслируемые российскими СМИ о наиболее крупных терактах последних лет: теракт 11 сентября в США, захват школы Беслане и теракт в «Норд-Осте». Процедура подбора стимульного материала проходила с помощью привлечения экспертов, которые определяли к какому способу воздействия — когнитивному или эмоциональному относится в большей степени каждый из выбранных видеороликов. Таким образом, изучалось, какое воздействие на установки на терроризм будут оказывать «когнити-но ориентированные» и «эмоционально ориентированные» видеосюжеты о совершенных террористических актах.

Результаты исследования показали, что наименьшее влияния оказывают на изменение всех компонентов социальных установок на терроризм «когнитивно ориентированные» сообщения. Эмоционально насыщенный материал оказал воздействие на когнитивную составляющую установок на терроризм как у мужчин, так и у женщин. Изменения в социальных установках в основном коснулись когнитивных суждений, которые так или иначе были связаны с резкой негативной оценкой образа террористов. Эмоциональный стимул так же сильнее влияет и на эмоциональную и на поведенческую составляющую установки на терроризм. После эмоционального воздействия увеличивается негативное отношение к терроризму. До предъявления стимульного материала понятие «терроризм» вызывал у респондентов враждебность и отвержение; агрессию, раздражительность и напряженность. После предъявления эмоционального стимульного материала наблюдалось резкое увеличение враждебности и отвержения терроризма. После демонстрации эмоциональных видеороликов о терроризме у людей возникала так же готовность изменять свое поведение в сторону соблюдения большей безопасности.

Таким образом, можно говорить о том, что эмоциональнонасыщенный материал о терроризме в СМИ, в отличие от «когнитивного», в большей степени воздействует на социальные установки аудитории, усиливая негативное отношение к терроризму и через эмоциональные переживания и через когнитивные составляющие социальной установки.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >