Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Антитеррористическая политика





Антитеррористическая политика

О некоторых аспектах формирования антитеррористической политики государства

Автор: В. А. Бошук

В последние годы в мире отмечается стремительное распространение терроризма. И хотя специалистами выделяется множество разновидностей этого явления (политический, религиозный, этнический, международный, государственный и т.д.), наибольшее внимание политиков и средств массовой информации уделяется т. н. исламскому терроризму. При этом повышенная политизированность в изложении всего того, что связано с исламом и мусульманами, серьезно осложняет исследование данной проблемы.

Терроризм постоянно развивается и в современном виде представляет собой сращивание основных исторически сложившихся направлений: политического, религиозного, этномотивированного. Одним из ключевых результатов этой эволюции являются серьезные сдвиги в структуре самого мирового террористического сообщества. В частности, на первый план выдвинулись исламистско-мотивированные террористические организации и движения на фоне заметного снижения активности терроризма других направлений.

Различные страны и организации, включая Организацию Объединенных Наций, значительно расходятся в определении терроризма. Что же касается идеологии террористов, то последние, по мнению экспертов, как правило, не имеют собственной четко сформулированной теории, а, как правило, паразитируют на уже существующих религиозных учениях с приданием им ультраэкстремистской направленности.

Особую актуальность проблема терроризма приобрела после трагических событий 11 сентября 2001 г. в США, когда стала очевидной необходимость принятия коллективных мер для борьбы с ним. Инициативу организации системы международного противодействия террористической опасности взяли на себя Соединенные Штаты Америки, хотя истинные мотивы этого шага, изложенные в утвержденной в 2005 г. Конгрессом США «Стратегии национальной безопасности», заключались в том, чтобы «обеспечить безопасный доступ к ключевым районам мира, стратегическим коммуникациям и глобальным ресурсам»1. При этом международный терроризм априори был объявлен исламским.

Западные аналитики с тревогой отмечают, что идеология ислама становится все более привлекательной для беднейших слоев населения стран Арабского Востока, Турции, Ирана, Афганистана, Пакистана, Судана и ряда других государств, а рост их недовольства навязываемыми извне ценностями служит основой для увеличения числа сторонников исламских радикалов. Это дает основания полагать, что назревающий внутренний конфликт в исламском обществе может привести к неконтролируемой смене правящих элит в основных нефтедобывающих странах региона, а следовательно, и к серьезным геополитическим изменениям. Это заставляет с мировые державы уделять пристальное внимание отслеживанию процессов, происходящих в исламе.

Действия международной антитеррористической коалиции заставили лидеров радикальных организаций активизировать процесс привлечения в свои ряды новых сторонников. Они сознают, что сделать это можно только при наличии привлекательной идеологии, перманентно адаптируемой в условиях активного противодействия специальных служб и правоохранительных органов к специфическим особенностям конкретных социальных, этнических и религиозных групп.

Сегодня лидерами терроризма наиболее активно используется идеология «глобального джихада», объясняющая ход событий существованием вселенского заговора против исламской цивилизации и преподносящая терроризм как средство защиты мусульманских ценностей. К пропаганде этих идей привлекаются различные неправительственные организации и благотворительные фонды, авторитетные теологические центры, локальные религиозные кружки.

Значительно изменились тактика и методы ведения террористами пропагандистской работы. Для распространения извращенного толкования ислама, популяризации террористической идеологии, привлечения и подготовки новых сторонников ими все шире используются СМИ и всемирная телекоммуникационная сеть Интернет. А целью наиболее резонансных акций стала демонстрации неэффективности контртеррористической деятельности государства.

Фактически лидеры международного терроризма посредством Интернета и электронных СМИ ведут информационную войну. Например, если в недалеком прошлом афганские талибы отличались неприязнью к СМИ, то сегодня они стремятся максимально отражать в них свои действия. Лидеры «Аль-Каиды» также стремятся использовать любые информационные поводы для своих аудио- и видеообращений, приурочивая их к различным конфликтным и кризисным ситуациям (обострение израильско-палестинского противостояния, эскалация напряженности в Ираке, публикации в некоторых западноевропейских странах карикатур на пророка Мухаммеда и т.д.).

Новой крайне опасной тенденцией стала значительная активизация пропаганды религиозных экстремистских учений среди заключенных, а также в среде эмигрантов из мусульманских стран, социальное и правовое неравенство которых стало благоприятной почвой для восприятия экстремистских идей.

Еще одним направлением в распространении идей радикального исламизма во всех странах стала организация сети нелегальных медресе, лицеев-интернатов (по типу религиозных сект). В финансировании таких структур нередко участвуют террористические организации, обучение ведется с привлечением квалифицированных специалистов и использованием методов психологической обработки. В результате формируется ресурсная база экстремистских и террористических организаций, которая может быть использована для изменения светского государственного строя.

Усилия идеологов международного терроризма находят отклик у определенной части мусульман. Причиной этого является комплекс взаимоувязанных проблем: от всеобщей глобализации до проблем социальной адаптации иммигрантов из исламских государств в странах Западной Европы и США. В значительной степени на росте протестных настроений мусульман сказывается и участие подразделений ряда европейских и азиатских государств в совместных с США военных операциях в Ираке, Афганистане и северной Африке.

Анализ антитеррористической практики и за рубежом и в России показал, что длительный период существования террористической опасности и детерминирующих ее факторов, а также сами масштабы и характер террористических угроз делают неприемлемой с точки зрения интересов как личности и общества, так и государства практику использования в борьбе с терроризмом лишь правоохранительных органов и спецслужб2. Уже к концу XX века выявилась недостаточность преимущественного использования силовых средств для ведения борьбы с терроризмом на широкой и долговременной основе, тем более что сетевой принцип организации террористических структур заметно повысил их устойчивость к деятельности правоохранительных органов. Поэтому контртеррористическими силами уделяется все большее внимание вопросам формирования неблагоприятного для террористов морально-психологического климата, разложения экстремистских организаций изнутри, лишения их идеологической подпитки и поддержки населения. Возникли и стали распространяться новые дополнительные антитеррористические практики, ориентированные на предупреждение терроризма, в том числе с привлечением институтов гражданского общества.

О том, что такой именно подход является наиболее верным, свидетельствуют результаты опроса, проведенного исследовательским Центром за Американский Прогресс (США) среди более ста ведущих экспертов в области терроризма и безопасности. Подавляющее большинство из них (91%) считают, что за последние годы мир стал гораздо более опасным. Основными причинами этого признаны: рост исламского терроризма (30% опрошенных), война в Ираке (28%), ошибки во внешней политике США (12%). При этом 84% специалистов полагают, что США не выигрывают в глобальной войне с террором.

Как считают эксперты, усиление исламистских террористических структур происходит прежде всего из-за:

•    распространения определенных религиозных концепций (51%);
•    действий властей стран Ближнего и Среднего Востока (29%);
•    неурегулированности израильско-палестинского конфликта (25%);
•    войны в Ираке (20%);
•    религиозного образования, прививающего экстремистские воззрения (15%);
•    неприятия мирового доминирования США (15%).

По мнению участников опроса, для победы над терроризмом следует:

•    активно бороться с распространением экстремистских идеологий (79%),
•    создать эффективные и стабильные правительства в Ираке и Афганистане (37%),
•    осуществить демократические реформы в исламском мире (15%),
•    уничтожить Усаму Бен Ладена и лидеров «Аль Каиды» (15%).

Таким образом, результаты исследования однозначно указывают на то, что превентивная деятельность, противодействие идеологии терроризма должны стать основным направлением деятельности государства в борьбе с терроризмом.

Соединенными Штатами и их союзниками неоднократно делались попытки вовлечь Российскую Федерацию в борьбу с международным терроризмом по сценариям, разработанным в Вашингтоне. Такое развитие событий, по оценке большинства отечественных исламоведов, неминуемо привело бы к усилению межконфессиональной напряженности внутри России и осложнило бы ее отношения с исламскими, в первую очередь с арабскими, странами, многие из которых являются ее традиционными союзниками. Кроме того, вскоре стало очевидным, что действия международной антитеррористической коалиции в Афганистане и Ираке не только осложнили ситуацию в ближневосточном и центральноазиатском регионах, но и спровоцировали бурный рост террористической активности исламских радикалов во всем мире.

Россия столкнулась с угрозами международного терроризма раньше западных государств, однако, несмотря на чрезвычайно жестокие последствия террористических актов, в общественном сознании вплоть до последнего времени не было выработано однозначной оценки данного явления. Более того, процесс формирования эффективного механизма борьбы с терроризмом начался в нашей стране позже, чем в других развитых странах. Во многом это объясняется тем, что восприятие терроризма в России происходит не только под влиянием событий, связанных с чеченским экстремизмом, но и имеет глубокие исторические корни. Восприятие террора в общественном сознании обусловлено неоднозначным отношением к нему со стороны государства и общества и на протяжении длительного периода варьировалось от необходимости его подавления как опасного государственного преступления до принятия методов террора на вооружение как средства устранения политических противников и борьбы за власть. В силу этого взгляды отечественных государственных и общественных деятелей на проблему терроризма в различные периоды отличались противоречивостью, а иногда и конъюнктурностью, не говоря уже о том, что при прямом попустительстве органов государственной власти на Юге России был создан и беспрепятственно в течение ряда лет функционировал откровенно криминальный и террористический режим чеченских сепаратистов.

Главным итогом подобного отношения к терроризму стало то, что страной был приобретен негативный опыт потворствования терроризму. Кризисные процессы в Чеченской Республике в начале 90-х годов наглядно продемонстрировали: любые послабления и заигрывания с террористами и терроризмом лишь способствуют усилению этого опаснейшего явления и развитию ситуаций, непредсказуемых по тяжести возможных последствий.

Ситуация начала меняться лишь после событий на Дубровке и, особенно, в Беслане, когда стало очевидно, что практика рефлексивного реагирования на уже возникшие проявления терроризма полностью себя изжила. К тому же среди мусульманской части населения страны получила развитие значительная часть деструктивных процессов, свойственных для стран Европы и США, о которых упоминалось выше.

Организация эффективной борьбы с терроризмом потребовала создания единой государственной системы противодействия терроризму, направленной на реализацию не только силовых, но и соответствующих правовых, политических, экономических, социальных, пропагандистских и иных мер, а также объединение усилий всех заинтересованных органов государственной власти в проведении единой антитеррористической политики, подготовку сил и средств для предотвращения террористических актов, уменьшение и ликвидацию их последствий.
В связи с этим на протяжении последних лет в Российской Федерации последовательно вырабатывается комплекс мер, направленных на противодействие терроризму. Важнейшим этапом в этой работе стало принятие Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ, в статье 3 которого терроризм определяется как «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».

Этим же законом деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления нацеливается, прежде всего, на предупреждение терроризма, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Эти действия определяются в законе как профилактика терроризма.
Под профилактикой терроризма понимается деятельность государственных органов местного самоуправления и общественных объединений по предупреждению террористических проявлений, заключающаяся в выявлении, локализации и устранении факторов любой природы, способствующих совершению актов терроризма или нейтрализации их негативного воздействия, а также в корректирующем, сдерживающем воздействии на лиц, динамика поведения которых свидетельствует о возможном совершении ими таких актов или вовлечении их в террористическую деятельность.

Профилактика терроризма является очень важной, но в то же время сложной и трудоемкой задачей, требующей долгосрочного применения целого комплекса взаимоувязанных и подчиненных единому замыслу мер политического, экономического, правового, идеологического, организационного, воспитательного и иного характера.

Согласно закону профилактикой обязаны заниматься все государственные органы и органы местного самоуправления, включенные в систему противодействия терроризму.
Для координации их деятельности был создан Национальный антитеррористический комитет, в состав которого вошли руководители 13 министерств и ведомств, а также высших органов государственной власти. Усилия Комитета направлены на комплексное решение трех основных задач: предупреждение терроризма, борьбу с ним, минимизацию и ликвидацию последствий террористических актов.

Однако реализация положений Федерального закона «О противодействии терроризму» затруднена по ряду причин.

Прежде всего, необходима официальная концепция государственной политики в сфере противодействия терроризму.

Следует конкретизировать конечную цель борьбы с терроризмом. Так, ни в одном из нормативных правовых актов (Концепция национальной безопасности, Уголовный кодекс Российской Федерации, федеральные законы и др.) не упоминается о целях борьбы с терроризмом. В некоторых из них указаны задачи этой деятельности, но, как известно, цели и задачи — это не одно и то же.

Для создания общегосударственной системы мер профилактики в рассматриваемой сфере принципиально важна разработка и принятие закона о профилактике терроризма, который бы предусматривал роль, характер и формы осуществления данной деятельности в целях предупреждения террористических актов с установлением необходимой компетенции для различных правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации.

Нуждается в совершенствовании действующая правовая база борьбы с терроризмом. В частности, необходимо дальнейшее правовое регулирование в сфере уголовного законодательства по линии криминализации некоторых деяний пропагандистского и иного характера террористической направленности, еще не отнесенных к числу уголовно наказуемых.

Также необходимо выработать и внести изменения и дополнения в закон «О средствах массовой информации» с целью недопущения со стороны представителей СМИ действий, содержащих пропаганду целей террористов, популяризацию террористических действий и их исполнителей, а также распространения сведений, представляющих как для действующих, так и для потенциальных террористов информацию о технологии изготовлении орудий и средств террора и методике их применения.

Основными направлениями профилактики терроризма являются:

•    противодействие превентивными методами террористическим угрозам;
•    формирование политических, экономических и социальных условий, способствующих разрешению общественных противоречий;
•    формирование в стране морально-психологического климата, общественных норм, препятствующих применению террористических методов для решения личных и социальных проблем.

При этом решаются следующие основные задачи:

1)    выявление и устранение причин терроризма и условий, благоприятствующих осуществлению террористической деятельности;
2)    осуществление профилактического, сдерживающего воздействия на лиц, которые не участвуют в террористической деятельности, но в силу определенных обстоятельств могут быть вовлечены в нее или самостоятельно совершить преступления террористического харак-тера.

Важнейшим направлением профилактической деятельности в сфере противодействия терроризму является противодействие идеологии терроризма, под которой понимается система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых утверждается необходимость проведения терроризма. В этой области Российская Федерация придерживается следующих принципов:

•    приоритет предупредительно-профилактических мер над силовыми.
Необходимо стремиться к устранению экономических и социальных
причин, порождающих терроризм; водействия терроризму на современном этапе развития общества». Москва. 31 марта 2006 г. Сб. материалов. М., 2006. С. 148.
•    борьба с идеологией терроризма должна базироваться на целенаправленной пропагандистской работе, раскрывающей истинное лицо терроризма, воспитывающей толерантность, мирное сосуществование всех религий, конфессий и атеистов;
•    недопустимо преследование корыстных интересов под предлогом борьбы с терроризмом, смешивать терроризм с межконфессиональными и этническими проблемами, использовать политику двойных стандартов.

Кроме того, для эффективного противодействия идеологии международных террористических организаций следует значительно активизировать контрпропагандистскую работу, развивать и углублять международное антитеррористическое сотрудничество.

Особое внимание нужно уделить разработке международных и внутригосударственных правовых механизмов противодействия использованию СМИ и всемирной телекоммуникационной сети Интернет в террористических целях. В частности, должны быть выработаны методики проведения экспертизы публикаций в СМИ, «всемирной паутине» и печатных изданиях (книги, учебники и т.д.), способные определить в них признаки пропаганды идеологии терроризма и оправдания террористической деятельности.

В антитеррористической пропаганде необходимо шире использовать потенциал СМИ, представителей творческих и научных кругов, национальных диаспор, официально действующих религиозных объединений всех конфессий.

Одновременно нужны четкие критерии действий журналистов в условиях кризисных и чрезвычайных ситуаций, в том числе в случае совершения террористических актов.

Изложенные соображения касаются лишь некоторых аспектов антитеррористической политики государства, но их реализация, несомненно, будет способствовать значительному снижению опасности террористических угроз и обеспечению национальной безопасности России.

 
< Предыдущая   Следующая >