Профилактика терроризма и экстремизма |
О некоторых актуальных проблемах в деятельности областной антитеррористической комиссии при разработке и внедрении региональных программ профилактики терроризма и экстремизма (на примере Нижегородской области)Автор: С. В. Васильев, В. В. ТкаченкоВ процессе работы в 2007–2008 гг. над проектом областной целевой программы профилактики терроризма и экстремизма у аппарата антитеррористической комиссии Нижегородской области возникло ряд проблем. Условно их можно разделить на проблемы организационного, методического и содержательного характера. 1. Проблема, связанная с определением основания и методологического подхода для разработки областной целевой программы. Принятое решение Национального антитеррористического комитета (протокол от 5 июня 2007 г.) о разработке региональных программ профилактики терроризма и экстремизма носит для субъектов Российской Федерации рекомендательный характер. В то же время, в соответствии с порядком разработки, реализации и мониторинга областных целевых программ в Нижегородской области (утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 27.06.2007 г. № 203) разработке областной целевой программы предшествует разработка концепции областной целевой программы. В этой связи встал вопрос о целесообразности разработки концепции профилактики терроризма и экстремизма в отдельно взятом регионе. В ходе дальнейшего обсуждения этого вопроса в органах исполнительной власти Нижегородской области разработка концепции профилактики терроризма и экстремизма на региональном уровне была признана нецелесообразной. Объявление: 2. Следующей проблемой стал вопрос выработки методологического подхода при подготовке указанной областной целевой программы, а также определения основного ее разработчика. В рамках этого Плана запланирована и осуществляется разработка: 1) пяти областных целевых программ: • областная целевая программа комплексной безопасности образовательных учреждений (2011–2015 годы), 3) планов по обеспечению антитеррористической защищенности на 7 конкретных особо важных объектах. В дальнейшем рассматривался вариант объединения планируемых к разработке областных целевых программ, включенных в указанный План в виде подпрограмм, в рамках единой областной целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма. Однако от этого варианта отказались по следующим причинам: • большинство, включенных в План, областных целевых программ охватывает разный временной период действия; • планируемые к разработке областные целевые программы будут финансироваться за счет средств министерств и иных органов исполнительной власти Нижегородской области, что позволит осуществлять более действенный контроль за расходованием бюджетных средств. Ответственным исполнителем по подготовке Плана являлся аппарат областной антитеррористической комиссии, а разработку областных целевых программ осуществляют профильные министерства ведомства. Соответственно районные антитеррористические комиссии (созданы во всех районах области) разрабатывают программы или планы по профилактике терроризма и экстремизма в муниципальных районах (городских округах) и их финансирование предполагается осуществлять в основном за счет бюджетов органов местного самоуправления. 3. Проблемой для нас также стал вопрос определения структуры и содержания региональных программ по профилактике терроризма и экстремизма, в первую очередь, Плана комплексных организационных и профилактических мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму в Нижегородской области на 2008–2009 годы. Наиболее оптимальной была признана структура Плана, состоящего из четырех разделов: • Организационные мероприятия. При разработке содержательной части Плана комплексных организационных и профилактических мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму в Нижегородской области на 2008-2009 годы учитывались следующие обстоятельства. До принятия решения НАК о подготовке региональных программ по профилактике терроризма и экстремизма, областной антитеррористической комиссией, в рамках реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, было принято ряд мер по созданию комплексной системы безопасности на территории Нижегородской области. Созданием комплексной системы безопасности региона предусматривалось повышение общественной и личной безопасности граждан, защита населения и стратегически важных объектов от угроз террористического, природного и техногенного характера. На первом этапе формирования комплексной системы безопасности, включая антитеррористическую безопасность, возникла необходимость в создании единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области посредством организации систем первичного сбора и обработки информации и ее передачи в центры мониторинга, на втором этапе — управление процессами обеспечения безопасности из единого антикризисного ситуационного центра Нижегородской области. В этих целях: • разработана и принята постановлением Правительства Нижегородской области от 30 марта 2007 г. № 96 «Концепция создания единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области»; С учетом этого, основные блоки мероприятий Плана комплексных организационных и профилактических мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму в Нижегородской области на 2008-2009 годы направлены на: • создание организационных и учебно-методических основ профилактики терроризма и экстремизма на территории области; Ряд пунктов плана в разделе «Организационные мероприятия» направлены на совершенствование и гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений в области, формированию толерантности в обществе, предупреждению проявлений этнического и религиозного экстремизма. • управлением по общественным связям Аппарата Губернатора и Правительства Нижегородской области подготовлен и утвержден Губернатором Нижегородской области План мероприятий по совершен ствованию взаимодействия с зарегистрированными в Нижегородской области молодежными общественными объединениями с включени ем мероприятий, направленных на профилактику проявлений дискриминации и национальной нетерпимости в студенческой среде на 2008 год. (На территории Нижегородской области зарегистрировано 78 молодежных общественных объединений). В указанных планах важное место отводится мероприятиям профилактики возникновения проявлений экстремизма и терроризма на стадии т. н. раннего предупреждения. С этой целью на постоянной основе осуществляется многоуровневый мониторинг межнациональной и конфессиональной напряженности в регионе и прогноз вероятности возникновения и развития конфликтов в сфере межнациональных и конфессиональных отношений, как потенциальных угроз безопасности. Мониторинг осуществляется в форме: • проведения научного исследования на тему: «Комплексный криминологический анализ влияния оперативной обстановки в Нижегородской области в 2008 году на антитеррористическую безопасность в регионе» (ВНИИ МВД России —филиал по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород; Мониторинг ситуации в национальной среде позволил органам исполнительной власти Нижегородской области совместно с правоохранительными органами предотвратить получение национальными диаспорами монопольных прав на ведение предпринимательской деятельности в отдельных сферах производства и обслуживания и в связи с этим не допустить возникновения межнациональной напряженности. Эффективной формой информационного обмена между национальными объединениями, формирования объективной картины жизни национальностей и этносов на территории Нижегородской области, а также пропаганды недопустимости расовой, национальной и религиозной розни и нетерпимости стал выпуск в мае 2008 года информационно-аналитического бюллетеня «Нижегородская этнопанорама». Бюллетень содержит материалы по состоявшимся и планируемым общественно-значимым мероприятиям национально-культурных объединений, комментарии и интервью руководителей и лидеров национальных диаспор, юридические консультации, информацию органов исполнительной власти Нижегородской области. Выпуск его планируется осуществлять ежеквартально и распространять среди национально-культурных автономий и обществ, а также в администрациях муниципальных образований Нижегородской области. С целью объединения усилий общественных организаций Нижегородской области по повышению эффективности информационно-пропагандистской деятельности при поддержке Губернатора Нижегородской области подписано соглашение между нижегородскими общественными, религиозными организациями и национально-культурными объединениями о противодействии национализму, ксенофобии и религиозной розни. Данное соглашение является бессрочным и дает возможность развивать двусторонние соглашения как между религиозными организациями различных конфессий, так и между национально-культурными автономиями и обществами. Представляет определенный интерес, предусмотренное планом,создание в структуре исполнительной власти Нижегородской области самостоятельного подразделения — Комитета по делам молодежи, одним из направлений деятельности которого планируется организация работы среди неформальных молодежных объединений, в т. ч. экстремистской направленности. Приведенные некоторые проблемные вопросы и пути их решения аппарата антитеррористической комиссии Нижегородской области по разработке и внедрению региональных планов (программ) по профилактике терроризма и экстремизма возможно будут представлять определенный интерес для АТК других субъектов Российской Федерации, на что искренне надеются авторы. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|