Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Профилактика терроризма и экстремизма





Профилактика терроризма и экстремизма

О некоторых актуальных проблемах в деятельности областной антитеррористической комиссии при разработке и внедрении региональных программ профилактики терроризма и экстремизма (на примере Нижегородской области)

Автор: С. В. Васильев, В. В. Ткаченко

В процессе работы в 2007–2008 гг. над проектом областной целевой программы профилактики терроризма и экстремизма у аппарата антитеррористической комиссии Нижегородской области возникло ряд проблем. Условно их можно разделить на проблемы организационного, методического и содержательного характера.

1. Проблема, связанная с определением основания и методологического подхода для разработки областной целевой программы.

Принятое решение Национального антитеррористического комитета (протокол от 5 июня 2007 г.) о разработке региональных программ профилактики терроризма и экстремизма носит для субъектов Российской Федерации рекомендательный характер.

В то же время, в соответствии с порядком разработки, реализации и мониторинга областных целевых программ в Нижегородской области (утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 27.06.2007 г. № 203) разработке областной целевой программы предшествует разработка концепции областной целевой программы.

В этой связи встал вопрос о целесообразности разработки концепции профилактики терроризма и экстремизма в отдельно взятом регионе. В ходе дальнейшего обсуждения этого вопроса в органах исполнительной власти Нижегородской области разработка концепции профилактики терроризма и экстремизма на региональном уровне была признана нецелесообразной.
В качестве достаточного основания для разработки областной целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма было признано решение Национального антитеррористического комитета.

Объявление:

2. Следующей проблемой стал вопрос выработки методологического подхода при подготовке указанной областной целевой программы, а также определения основного ее разработчика.
В результате обсуждения нескольких подходов к разработке региональной программы по профилактике терроризма и экстремизма наиболее оптимальным был определен вариант подготовки программы в несколько этапов: на первом этапе разрабатывается план основных организационных и профилактических мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму, а на втором этапе, в рамках указанного плана, ряд областных целевых программ обеспечения антитеррористической безопасности по основным категориям объектов.
Во исполнение принятого решения разработан План комплексных организационных и профилактических мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму в Нижегородской области на 2008–2009 годы (утвержден распоряжением Правительства Нижегородской области от 25 июня 2008 г. № 963-р).

В рамках этого Плана запланирована и осуществляется разработка:

1)    пяти областных целевых программ:

•    областная целевая программа комплексной безопасности образовательных учреждений (2011–2015 годы),
•    областная целевая программа радиационной безопасности Нижегородской области (2009–2015 годы),
•    областная целевая программа биологической безопасности Нижегородской области (2009–2013 годы),
•    областная целевая программа комплексной безопасности учреждений здравоохранения (2011–2015 годы);

2)    программ (планов) по профилактике терроризма и экстремизма во всех (52) муниципальных районах и городских округах Нижегородской области;

3)    планов по обеспечению антитеррористической защищенности на 7 конкретных особо важных объектах.

В дальнейшем рассматривался вариант объединения планируемых к разработке областных целевых программ, включенных в указанный План в виде подпрограмм, в рамках единой областной целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма.

Однако от этого варианта отказались по следующим причинам:

•    большинство, включенных в План, областных целевых программ охватывает разный временной период действия;
•    областные целевые программы комплексной безопасности образовательных учреждений и комплексной безопасности учреждений здравоохранения по своему содержанию выходят за рамки антитеррористической безопасности, так как рассматривают проблему безопасности в целом и охватывают различные ее структурные элементы (пожарную, электрическую, техническую, санитарно-гигиеническую, антикриминальную и антитеррористическую безопасность);

•    планируемые к разработке областные целевые программы будут финансироваться за счет средств министерств и иных органов исполнительной власти Нижегородской области, что позволит осуществлять более действенный контроль за расходованием бюджетных средств.

Ответственным исполнителем по подготовке Плана являлся аппарат областной антитеррористической комиссии, а разработку областных целевых программ осуществляют профильные министерства ведомства.

Соответственно районные антитеррористические комиссии (созданы во всех районах области) разрабатывают программы или планы по профилактике терроризма и экстремизма в муниципальных районах (городских округах) и их финансирование предполагается осуществлять в основном за счет бюджетов органов местного самоуправления.

3. Проблемой для нас также стал вопрос определения структуры и содержания региональных программ по профилактике терроризма и экстремизма, в первую очередь, Плана комплексных организационных и профилактических мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму в Нижегородской области на 2008–2009 годы.

Наиболее оптимальной была признана структура Плана, состоящего из четырех разделов:

•    Организационные мероприятия.
•    Научно-методическое обеспечение профилактики терроризма и экстремизма.
•    Профилактические мероприятия.
•    Информационно-пропагандистское обеспечение работы по профилактике терроризма и экстремизма.

При разработке содержательной части Плана комплексных организационных и профилактических мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму в Нижегородской области на 2008-2009 годы учитывались следующие обстоятельства.

До принятия решения НАК о подготовке региональных программ по профилактике терроризма и экстремизма, областной антитеррористической комиссией, в рамках реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, было принято ряд мер по созданию комплексной системы безопасности на территории Нижегородской области.

Созданием комплексной системы безопасности региона предусматривалось повышение общественной и личной безопасности граждан, защита населения и стратегически важных объектов от угроз террористического, природного и техногенного характера.

На первом этапе формирования комплексной системы безопасности, включая антитеррористическую безопасность, возникла необходимость в создании единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области посредством организации систем первичного сбора и обработки информации и ее передачи в центры мониторинга, на втором этапе — управление процессами обеспечения безопасности из единого антикризисного ситуационного центра Нижегородской области.

В этих целях:

•    разработана и принята постановлением Правительства Нижегородской области от 30 марта 2007 г. № 96 «Концепция создания единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области»;
•    в рамках реализации Концепции подготовлен и утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 17 июля 2008 года № 286 «План первоочередных мероприятий по реализации Концепции создания единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области на 2008 год». Объем финансирования составляет 160 млн. рублей;
•    принята областная целевая программа «Создание комплексной системы безопасности на территории Нижегородской области (2009-2012 годы). (Объем предполагаемого финансирования Программы — 600 млн. рублей).
Содержание указанных документов направлено на создание:
•    информационно-технологической инфраструктуры комплексной си
стемы безопасности и подсистемы защиты информации;
•    единого антикризисного ситуационного центра Нижегородской области;
•    подсистемы обеспечения общественной и личной безопасности граждан;
•    подсистемы обеспечения безопасности объектов транспорта и транспортной инфраструктуры.

С учетом этого, основные блоки мероприятий Плана комплексных организационных и профилактических мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму в Нижегородской области на 2008-2009 годы направлены на:

•    создание организационных и учебно-методических основ профилактики терроризма и экстремизма на территории области;
•    усиление антитеррористической защищенности и технической укрепленности объектов особой важности, жизнеобеспечения и повышенной опасности, мест массового пребывания граждан Нижегородской области;
•    повышению готовности сил и средств оперативного реагирования на возникающие угрозы террористического характера, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений;
•    организацию системы противодействия идеологии терроризма и экстремизма, совершенствование информационно-пропагандистского обеспечения антитеррористической деятельности.

Ряд пунктов плана в разделе «Организационные мероприятия» направлены на совершенствование и гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений в области, формированию толерантности в обществе, предупреждению проявлений этнического и религиозного экстремизма.
В рамках их реализации проведена следующая работа:
 
• департаментом по культуре Нижегородской области совместно с национально-культурными обществами подготовлен и утвержден Губернатором Нижегородской области План мероприятий на 2008– 2010 годы по совершенствованию взаимодействия с действующими на территории Нижегородской области национальными организациями, в целях использования их потенциала в гармонизации межнациональных отношений, проведения мероприятий, пропагандирующих традиционные культурные и исторические ценности. На реализацию мероприятий указанного Плана планируется финансирование за счет средств областного бюджета в объеме 1,5 млн. рублей.

•    управлением по общественным связям Аппарата Губернатора и Правительства Нижегородской области подготовлен и утвержден Губернатором Нижегородской области План мероприятий по совершен ствованию взаимодействия с зарегистрированными в Нижегородской области молодежными общественными объединениями с включени ем мероприятий, направленных на профилактику проявлений дискриминации и национальной нетерпимости в студенческой среде на 2008 год. (На территории Нижегородской области зарегистрировано 78 молодежных общественных объединений).

В указанных планах важное место отводится мероприятиям профилактики возникновения проявлений экстремизма и терроризма на стадии т. н. раннего предупреждения.
Выявление на ранней стадии зарождения конфликтных ситуаций и про-тестных настроений среди различных групп населения и их своевременная локализация, на наш взгляд, будет являться благоприятной социально-политической основой для осуществления эффективного противодействия идеологии терроризма и экстремизма.

С этой целью на постоянной основе осуществляется многоуровневый мониторинг межнациональной и конфессиональной напряженности в регионе и прогноз вероятности возникновения и развития конфликтов в сфере межнациональных и конфессиональных отношений, как потенциальных угроз безопасности.

Мониторинг осуществляется в форме:

•    проведения научного исследования на тему: «Комплексный криминологический анализ влияния оперативной обстановки в Нижегородской области в 2008 году на антитеррористическую безопасность в регионе» (ВНИИ МВД России —филиал по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород;
•    подготовки один раз в квартал информационно-аналитического обзора мероприятий пропагандистского, научно-прикладного, культурно-просветительского и религиозного характера, проведенных в национальной, религиозной и студенческой среде;
•    составления ежеквартального информационно-аналитического обзора публикаций в печатных и электронных нижегородских СМИ, а также на Интернет-сайтах по межнациональной и конфессиональной тематике для отслеживания процессов, происходящих в этой среде, в том числе на предмет выявления материалов террористической и экстремистской направленности. Для этого активно используются возможности управления специальной связи и информации ФСО в ПФО.

Анализ публикаций по указанной тематике показывает, что содержание основных статей в нижегородских СМИ, освещающие конфессиональную и межнациональную ситуацию, носят положительный характер и способствуют формированию в Нижегородской области атмосферы толерантности и конструктивного взаимодействия как между религиозными организациями и национальными диаспорами, так и между органами государственной власти и различными институтами гражданского общества.

Мониторинг ситуации в национальной среде позволил органам исполнительной власти Нижегородской области совместно с правоохранительными органами предотвратить получение национальными диаспорами монопольных прав на ведение предпринимательской деятельности в отдельных сферах производства и обслуживания и в связи с этим не допустить возникновения межнациональной напряженности.

Эффективной формой информационного обмена между национальными объединениями, формирования объективной картины жизни национальностей и этносов на территории Нижегородской области, а также пропаганды недопустимости расовой, национальной и религиозной розни и нетерпимости стал выпуск в мае 2008 года информационно-аналитического бюллетеня «Нижегородская этнопанорама».

Бюллетень содержит материалы по состоявшимся и планируемым общественно-значимым мероприятиям национально-культурных объединений, комментарии и интервью руководителей и лидеров национальных диаспор, юридические консультации, информацию органов исполнительной власти Нижегородской области. Выпуск его планируется осуществлять ежеквартально и распространять среди национально-культурных автономий и обществ, а также в администрациях муниципальных образований Нижегородской области.

С целью объединения усилий общественных организаций Нижегородской области по повышению эффективности информационно-пропагандистской деятельности при поддержке Губернатора Нижегородской области подписано соглашение между нижегородскими общественными, религиозными организациями и национально-культурными объединениями о противодействии национализму, ксенофобии и религиозной розни.

Данное соглашение является бессрочным и дает возможность развивать двусторонние соглашения как между религиозными организациями различных конфессий, так и между национально-культурными автономиями и обществами.

Представляет определенный интерес, предусмотренное планом,создание в структуре исполнительной власти Нижегородской области самостоятельного подразделения — Комитета по делам молодежи, одним из направлений деятельности которого планируется организация работы среди неформальных молодежных объединений, в т. ч. экстремистской направленности.
Мероприятия раздела информационного противодействия терроризму и экстремизму предусматривают: создание консультационного центра для региональных СМИ по вопросам организации работы по освещению вопросов противодействия терроризму и экстремизму, организацию и проведение во взаимодействии со средствами массовой информации комплекса информационно-пропагандистских мероприятий по дискредитации идеологии терроризма и экстремизма и сопровождению осуществляемых АТК мероприятий.

Приведенные некоторые проблемные вопросы и пути их решения аппарата антитеррористической комиссии Нижегородской области по разработке и внедрению региональных планов (программ) по профилактике терроризма и экстремизма возможно будут представлять определенный интерес для АТК других субъектов Российской Федерации, на что искренне надеются авторы.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >