Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Развитие национальных культур





Развитие национальных культур

Развитие национальных культур как фактор профилактики терроризма и экстремизма

Автор: Г. Г. Грузин

Краснодарский край —один из самых густонаселенных регионов страны. Здесь проживают 3,5% населения России. Плотность населения в крае почти в 8 раз выше среднероссийской.
В крае проживают представители 124 этнических групп. При этом одиннадцать национальных общин края имеют численность свыше 10 тысяч человек. Это — русские, армяне, украинцы, греки, белорусы, татары, грузины, немцы, адыги, азербайджанцы, цыгане.

Активная миграция 90-х годов изменила национальный состав населения края. На 60% за последние пятнадцать лет выросла численность армянской общины, вдвое увеличилась численность грузин, курдов, растет число представителей дагестанских народов.

Появились новые, далеко небесконфликтные, группы турок-месхетин-цев, езидов, курдов-курманч. Многие из них пребывали незаконно, занимались нелегальными видами деятельности, демонстративно отказывались изучать русский язык.

Все это, безусловно, снижало уровень стабильности межнациональных отношений, создавало предпосылки для возможных экстремистских и террористических проявлении.

Противодействие идеологии экстремизма и терроризма остается одной из приоритетных задач исполнительных и представительных органов власти, силовых структур, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений Краснодарского края. Такой подход обусловлен, тем, что террористические угрозы в крае формируются преимущественно внешними факторами:

Объявление:

• территориальным соседством Кубани с регионом проведения контртеррористической операции и т. н. «тлеющими» точками бывших вооруженных конфликтов;
•    сохраняющимися процессами формирования очагов террористической активности в непосредственной близости к границам края, в том числе его курортной зоне;
•    высоким уровнем этнической миграции, особенно латентной, из регионов Северного Кавказа, закавказских и среднеазиатских государств; наличием среди мигрантов лиц, обладающих опытом участия в вооруженных конфликтах и иных криминальных элементов.

Существенное влияние на обстановку в среде мигрантов оказывали соотечественники, проживающие за рубежом и иностранные клерикальные и гуманитарные организации. Управлением ФСБ РФ по Краснодарскому краю фиксировались проявления зарубежных террористических организаций и связанных с ними спецслужб по поддержке, с позиций региона, деятельности религиозно-экстремистских и национал-радикальных сил, организационно функционирующих в сопредельных субъектах ЮФО.

Вместе с тем, динамичное развитие экономики региона, упреждающее проведение органами исполнительной власти края административно-правовых и профилактических мероприятий, оказывающих выгодное влияние на межнациональные и межконфессиональные процессы в значительной мере снижает экстремистские тенденции в гражданском обществе Кубани. Как следствие, интенсивность экстремистских проявлений в крае заметно ниже окружного уровня.

Антитеррористической комиссией Краснодарского края особое внимание уделяется идеологической работе и информационному освещению реализуемых мер по противодействию терроризму. Ежегодно в Комплексном плане работы Антитеррористической комиссии Краснодарского края предусматривается блок соответствующих мероприятий.

Выбранный органами государственной власти края системный комплексный подход к проблеме позволил сохранить стабильные межнациональные отношения в крае.

Основой для идеологического и информационного противодействия терроризму и экстремизму в крае служат 6 целевых программ, направленных на профилактику терроризма и экстремизма, поддержку традиционных религиозных конфессий, развитие национальных культур, активизацию соответствующей информационно-пропагандистской работы через возможности региональных и муниципальных средств массовой информации.

Программы охватывают период с 2003 по 2011 год, при этом общий объем осваиваемых финансовых средств составляет свыше 1,6 млрд. рублей.

Принятая в 2004 году краевая целевая Программа гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае успешно реализуется в течение трех лет.

Вдвое выросла степень вовлечения национально-культурных объединений края в реализацию мероприятий программы. В основном это молодежь.

Значительные бюджетные средства направляются на развитие культур народов, проживающих в крае, на улучшение понимания друг друга, особенно важно это в молодежной среде.
Усилено межведомственное взаимодействие по профилактике конфликтов. На муниципальном уровне сформирована система этносоциального мониторинга и раннего предупреждения конфликтов.

При ГУВД по Краснодарскому краю создан совет общественных объединений, в консультативный совет при главе администрации края введены лидеры национальных общин.
В крае с 1992 года функционирует общественная организация «Краснодарский Центр национальных культур», объединяющая 32 краевых национально-культурных объединения.
Центром с участием Управления по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края в рамках программы гармонизации межнациональных отношений ежегодно проводятся более 100 мероприятий (фестивали, фольклорные праздники и др.), постоянно расширяется их география.

В результате удалось в значительной степени снизить конфликтный потенциал в обществе, способствовать развитию самодеятельных творческих коллективов национальных культур народов, проживающих в крае.

Расширилась география проведения фольклорных праздников Проведены чешский фольклорный праздник в Туапсинском районе, 3 международный фестиваль славянской культуры «Славянск-2006» в г. Славянске-на-Кубани, ежегодный международный фестиваль «Культура сближает народы» в г. Темрюке. Традиционный краевой фестиваль «Венок дружбы народов» превратился в фестиваль ЮФО «Венок дружбы —мы едины», в котором приняли участие коллективы из 11 регионов России.

Вовлечение людей разных национальностей в активную совместную деятельность позволяет лучше узнать друг друга получить положительный опыт межэтнических контактов.
Следствием последовательно проводимой краевыми властями национальной политики является то, что на протяжении последних лет ежеквартально «замеряемый» социологами и экспертами Центра специальной связи ФСО РФ уровень этноконфессиональной напряженности в Краснодарском крае оценивается как «низкий», без какой-либо динамики.
Важнейшее значение имеет формирование позитивных информационных потоков по вопросам межнациональных отношений. Уж слишком часто федеральные СМИ рассказывают о конфликтах, и практически никто не говорит о позитиве.

В Интернете создан сайт Центра национальных культур, который становиться все более интересным и посещаемым. Только за последние пять месяцев сайт посетили 16260 раз. Из числа городов России активными посетителями были Москва, Краснодар, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Майкоп. Вне пределов России —Украина, Казахстан, Белоруссия, Турция.
Большое внимание уделяется формированию кадрового состава, как среди общественности, так и в органах власти и правоохранительной системе, специализирующегося на межнациональной тематике. В 2007-2008 годах проведены совместные семинары на темы «Взаимодействие органов власти, МВД и национально-культурных объединений», «Сотрудничество органов власти, МВД и общественных национальных объединений — стабилизирующий фактор в сохранении мира и согласия между народами Кубани».
С целью выработки единых подходов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления проведены семинары для работников муниципальных образований данного профиля, издан сборник «Что нужно знать о народах Кубани».

Большое значение для стабилизации межнациональных отношений в крае имела завершающаяся в этом году программа переселения в США турок-месхетинцев, отказавшихся принять российское гражданство. Выехало 11193 человека.

В целом работа в сфере межнациональных отношений в крае получила положительную оценку в Совете Федерации в феврале 2007 года.

В дальнейшем противостоять взрывоопасным проявлениям экстремизма и терроризма мы должны сообща через:

•    формирование единодушия в реализации основных приоритетов национальной политики государства;
•    организацию активной информационной компании против межнациональной и межконфессиональной розни;
•    проведение всесторонней пропаганды позитивного опыта межэтнического и межконфессионального взаимодействия.

Власть Краснодарского края уже давно поняла, что одним из наиболее важных условий обеспечения экономической безопасности Кубани является работа по профилактике расизма, национального экстремизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимостью. Мы на практике убеждаем наших деловых партнеров в том, что вкладывать сегодня деньги в экономику Краснодарского края не только крайне выгодно, но и безопасно. Мы активно раскручиваем в крае слоган «Кубань —территория безопасности. Вместе против террора». При этом хочу подчеркнуть, что краевая администрация в обеспечение общественной безопасности, в том числе противодействие терроризму вкладывает значительные финансовые средства. В 2008 году это 3 млрд. рублей.

В заключение позвольте выразить уверенность в том, что сегодняшний обмен мнениями окажет серьезное влияние на развитие взаимодействия органов государственной власти края, ученых, национально-культурных общественных объединений в целях сохранения межнационального мира, развития межнациональной дружбы и сотрудничества нашей великой России.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >