Обеспечение общественной безопасности |
Вузовский потенциал в решении проблем обеспечения общественной безопасности: социологические измерения, математическое моделирование, региональные прогнозыАвтор: М. Г. ДмитриевПроблема борьбы с террористами не может быть решена традиционными силовыми средствами. Необходимо привлекать население, общественность, и в частности, молодежь к решению этой задачи. Кстати, на нашей конференции по общественной безопасности и контртерроризму (Москва, МГУ, 30–31 октября, 2008 г.), в одном из первых пленарных докладов, было обращено внимание на слабое присутствие, в этом направлении деятельности, молодежи. Но без изменения отношения общества к такой постановке вопроса соответствующий процесс вовлечения всех слоев общества в такую деятельность будет крайне медленным. В кризисные 90-е годы в РФ стала быстро развиваться филиальная сеть вузов, чтобы сделать услуги высшей школы доступными населению в рыночных условиях. Наряду с основной функцией эти образовательные центры, расположенные и в отдаленных районных центрах, решали и социальные задачи занятости молодежи и повышения культурного уровня населения. Есть много примеров, когда такие филиалы или, самостоятельные учебные заведения, стали центрами научной и образовательной активности на своих территориях. Конечно, этот процесс имеет и недостатки, где главным является снижение качества высшего образования из-за отсутствия таких же показателей обеспеченности учебного процесса преподавателями, литературой и техникой, как в головном вузе, база которого создавалась десятилетиями. Но в целом такой процесс создания распределенной системы высшего образования является положительным и во многом способствует развитию страны и регионов. В качестве примера можно привести Университет города Переславля. Мы в 1993–95 гг. построили математическую модель города [1] и показали, что в условиях кризиса, региональные инвестиции в образование (конечно, в востребованные специальности, с углубленным изучением иностранных языков) приводят к траекториям сбалансированного экономического роста. Что время и подтвердило. Свои прикладные математики, экономисты, инженеры, экономисты и социологи предопределили приток внешних инвестиций в город и район. Если за интегрированный показатель качества жизни в регионе взять стоимость кв. метра жилой площади, то по этому показателю г. Переславль обогнал аналогичные районные центры Центральной России. Созданная в стране филиальная сеть вузов обладает большим потенциалом для решения разнообразных задач развития страны. Так как вызовы перед обществом и страной новые, то это требует формирования и новой культуры принятия региональных решений. Здесь остановимся на некоторых аспектах использования потенциала вузов в плане решения проблем общественной безопасности. Объявление: Вузовский потенциал это филиальная сеть с соответствующими кадрами (экономисты, социологи, математики, специалисты по информатике), которые, таким образом, постоянно или регулярно присутствуют почти в каждом районном центре РФ. Учебные планы многих специальностей в филиалах вузов, как правило, содержат курсы по системному анализу, теории и принятия решений, методам прогнозирования, математическим методам в социологии и другим дисциплинам, содержащих соответствующие дидактические единицы. Так как при выполнении курсовых, дипломных работ и проведении практических занятий и лабораторных работ по этим курсам, нами и коллегами используются современное математическое и программное обеспечение, можно говорить о вовлечении студентов во время учебного процесса по этим дисциплинам в решении конкретных проблем территории, в частности, и проблем общественной безопасности. Также можно говорить о создании в вузах и их филиалах региональных учебно-методических центров мониторинга и прогнозирования состояния региона по критическим направлениям (экологическим, экономическим, террористических угроз). Эта система, с одной стороны, легко встраивается в учебный процесс вуза, а с другой — в процесс подготовки принятия региональных решений. Можно ставить задачу и шире — разработать учебно-методическое и программное обеспечение по ряду дисциплин Госстандарта, связанных с математическим и компьютерным моделированием, социологией, системным анализом и прогнозированием, входящих в учебные планы многих специальностей и направлений подготовки, с целью создания в регионах, на базе вузов и их филиалов, систем регионального мониторинга и прогнозирования критических процессов. Далее, кратко укажем на некоторые задачи и методы, связанные с проблемой общественной безопасности, уже использующиеся нами в учебном процессе ряда гуманитарных и естественно научных специальностях РГСУ, в т. ч. и в филиалах Университета. Очень популярной и полезной для формализации причинно-следственных связей является техника построения специальных орграфов. Рассмотрим орграф «Общественная безопасность — Общество — Регион». Здесь каждый критерий(показатель) может влиять на значение другого критерия и взаимный потенциал влияния каждого показателя на другой будем оценивать некоторым весом, с определенным знаком, имея в виду знак влияния — положительным, если это влияние увеличивает значение другого показателя и отрицательным, если — уменьшает. Построение коэффициентов взаимосвязей показателей есть процесс построения матрицы смежности для ориентированного знакового орграфа проблемы. Эти коэффициенты получаются в результате обработки социологических измерений по специальной анкете, разработанной нами, в процессе учебных занятий, вместе со студентами. Произвольный коэффициент матрицы смежности получается после оцифровки ответов анкет и будет означать изменение i-го показателя при изменении j-го показателя на единицу или вес влияния единицы j-го показателя на изменение i-го показателя. В вершинах графа расположим значения т. н. парциальных индексов: • 1 — уровень напряженности в регионе; Последний парциальный индекс пусть, например, результирующий. Его, а также четвертый и пятый парциальные индексы, можно выбирать, как функцию остальных. Схема исследования проблемы на основе орграфов хорошо известна. Сначала находятся собственные числа матрицы смежности. Если среди них имеются собственные числа вне единичного круга, то угроза террористических угроз или СТУ неограниченно нарастает. В этом случае необходимо провести комплекс мероприятий изменяющих матрицу взаимовлияния, так чтобы ее ненулевые собственные числа были бы различными и не выходили бы за пределы единичного круга. Если это удается, то СТУ будет ограниченной, т. к. взаимосвязи будут компенсирующими. На графе можно проводить анализ обратных связей. Для стабильности ситуации в регионе необходимо наличие в орграфе отрицательных обратных связей. Просматриваем замкнутые контура в орграфе. Если нет отрицательных дуг, то вдоль контура происходит неограниченная «раскачка», если же в каждом замкнутом подконтуре есть нечетное число отрицательных дуг, то этот подконтур сбалансирован, он не «раскачивает» ситуацию. Такой анализ крайне полезен при планировании направлений деятельности администраций. Можно заметить активную роль индекса СКТ Он во многих подконтурах играет стабилизирующую роль и часто это единственная, отрицательная связь. А можно ли сегодня сказать, что органы управления территориями деятельно работают в направлении активизации личной готовности граждан по участию в общественной безопасности? Главный критерий Отметим, что подробная модель связей порождает качественную анкету. Подкритерии — вопросы анкет, в частности, касаются оценки качества регионального управления и различных аспектов жизни региона (экономических, социальных, экологических). Анкеты и их обработка по данным измерений в городах Клин, Электросталь привели к орграфам, адекватно описывающим, как показали опросы экспертов, связи в регионах. Очень хорошо в учебном процессе принимается аудиторией круг вопросов, связанных с техникой «кластеризации» наблюдений, в частности, связанных с т. н. SVD разложениями матриц наблюдений. Основная идея здесь состоит в том, что организованные террористические группы при подготовке теракта неизбежно оставляют следы в «информационном пространстве» в виде связей, корреляций, «кластеров», которые подозрительны тем, что выделяются из общей массы «нормальных» структур в ответах респондентов. Здесь информация представляется в виде матрицы размером nхm(n строк, m столбцов). Строки соответствуют объектам, столбцы — их характеристикам. Примеры: • объекты — люди; характеристики — их личные данные и характеристики поведения; Матрица представляет интерес с точки зрения анализа связей между объектами и поиска возможных кластеров. Упорядоченность, «рейтинги» кластеров, с точки зрения того или иного запроса, определяются т. н. сингулярными числами прямоугольной матрицы наблюдений и эти числа являются обобщениями собственных чисел квадратных матриц. И, наконец, вершиной учебного процесса в рассматриваемом направлении для студентов даже гуманитарных специальностей является их знакомство с методологией математического моделирования динамических процессов и многокритериальной теорий принятия решения, т. к. на этой основе и зиждется современное, профессиональное моделирование и прогнозирование. Литература [1] Дмитриев М. Г. и др. Инвестиции в образование и устойчивое региональное развитие(на примере г. Переславля-Залесского). В сб. «Социально-экономические проблемы развития общества в переходный период». М.: Ин-т системного анализа РАН, № 1, 1995, с. 6–23. [2] Социальные и математические средства измерения потенциала общественной безопасности в субъектах Российской Федерации / Под ред. М. Г. Дмитриева, В. В. Лукова, А. П. Петрова. М.: ЛЕНАНД, 2006, 296 с. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|