Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Идеология терроризма





Идеология терроризма

Трансформация идеологии терроризма

Автор: О. В. Кудрявцев

В настоящее время уже не вызывает сомнения тезис, что одними силовыми методами победить терроризм невозможно. Сложившаяся в настоящее время в Российской Федерации общегосударственная система противодействия терроризму ориентирована, в первую очередь, на приоритет мер предупреждения террористических проявлений, что нашло отражение в Федеральном законе Российской Федерации «О противодействии терроризму» и в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации. На взгляд автора, проблема противодействия идеологии терроризма в последнее десятилетие приобретает первостепенное значение.

Несомненно, что для успешного решения этой задачи необходимо ответить на два вопроса: «Почему идеология терроризма находит благодатную почву?» и «Что можно ей противопоставить?».

Понимая, что ни одна страна мира не способна защитить себя исключительно военными средствами, лидеры международного терроризма все большее значение придают идеологической подоплеке своих действий, выражающейся, прежде всего, в религиозной риторике. Фактически они пытаются скрыть под красивой оберткой неприглядную сущность терроризма. Кроме романтизации образа террориста, конечно, преследуются и вполне практичные цели: пополнение своих рядов за счет рекрутинга новых членов, привлечение на свою сторону колеблющихся и сочувствующих, увеличение объемов финансирования террористической деятельности.

Успехи стран антитеррористической коалиции в последнее время нанесли ощутимый урон международному терроризму. Восполняя кадровые и финансовые потери, международные террористические организации стараются привлечь новых сторонников. Их лидеры понимают, что сделать это можно только при наличии действенной идеологии, учитывающей особенности потенциальной аудитории, постоянно адаптируемой к требованиям современности, т. е. работающей в условиях активного противодействия специальных служб и правоохранительных органов государств антитеррористической коалиции.

Меняющийся мир обусловливает трансформацию террористической идеологии, которая прошла длинный эволюционный путь:

Объявление:

•    малый джихад, заключающийся в оборонительной борьбе с захватчиками («неверными»);
•    идеология Салафи — создание исламского государства согласно предписаниям спутников пророка;
•    Дава (призыв в ислам): мирный прозелитизм в 1920-е годы;
•    салафийский джихад, т. е. насильственное свержение вероотступнического «мусульманского» правителя («ближнего врага») в 1960-е-1970-е годы;
•    мировой салафийский джихад, преследующий цель нанесения удара по Западу («дальнему врагу»), поддерживающему «ближнего врага» в середине 1990-х годов.

Сегодня, стремясь расширить свою «аудиторию», охватить как можно большее число потенциальных сторонников, террористами используется идеология «глобального джихада». Она объясняет ход мировых событий якобы существованием заговора против исламской цивилизации и преподносит терроризм как средство защиты мусульманских ценностей. К пропаганде этих идей привлекаются различные неправительственные организации и благотворительные фонды, авторитетные теологические центры, локальные религиозные кружки.

В последнее десятилетие претерпели значительные изменения тактика террористов и методы ведения пропагандистской работы. В эпоху информационной глобализации все больше внимания уделяется использованию сети Интернет для популяризации террористической идеологии. Сейчас террористы проводят громкие акции не только для того, чтобы достичь максимального количества жертв, а скорее — для демонстрации неэффективности контртеррористической деятельности мирового сообщества.

Лидеры «Аль-Каиды» регулярно выступают с аудио и видеообращениями, используя для этого средства массовой информации, в первую очередь, Интернет. Анализ аудиообращений У. Бен-Ладена от 19 и 20 марта и А. Аль-Завахири от 24 марта 2008 года показывает, что они пытались извлечь выгоду из эскалации напряженности в Ираке, израильско-палестинского конфликта, а также из противоречий вокруг публикаций в Дании карикатур на пророка Мухаммеда и планов показа в Нидерландах антиисламского фильма голландского политика Г. Вильдерса.

Например, публикация в феврале 2006 года в небольшой датской газете «Jyllands-Posten» (Юландс Постен), тираж которой всего 150 тыс. экземпляров, карикатур на пророка Мухаммеда спровоцировала глобальные экстремистские последствия во всем мире: массовые выступления в десятках государств, погромы дипломатических миссий ряда европейских стран и США, бойкот западных товаров, напряжение в международных отношениях.

В феврале 2008 года датская полиция арестовала двух тунисцев и одного гражданина Дании, выходца из Марокко, по подозрению в заговоре в целях убийства одного из авторов карикатур. 17 датских газет в знак солидарности с художником вновь поместили эти карикатуры на своих страницах, что вызвало очередную волну протестов со стороны мусульманских общин в различных странах мира.

20 марта 2008 года У. Бен Ладен в своем радиообращении к правительствам западных государств заявил, что, «если у вас нет ограничений на свободу слова, то вы должны быть готовы к свободе наших действий». Кроме того, он подчеркнул, что, если власти Дании не извинятся за «оскорбление пророка», они должны быть готовы к «возмездию».

Позже на нескольких исламских web-сайтах появилось высказывание, приписываемое М. Абу аль-Язиду, одному из руководителей организации «Аль-Каиды» в Афганистане, в котором он объявил о своей ответственности за организацию теракта у посольства Дании в Исламабаде 2 июня 2008 года, когда в результате взрыва погибли 6 человек4. По его словам, данное террористическое нападение является ответом на публикацию датскими газетами карикатур на пророка Мухаммеда и предупреждением другим странам.

Усиливается тенденция использования террористами средств массовой информации в информационно-пропагандистской работе. Так, в последнее время экспертами отмечается некоторое «соперничество» между афганскими и иракскими экстремистами. Если в прошлом лидеры талибов отличались неприязнью к СМИ, то сегодня они стремятся максимально «осветить» в них действия подконтрольных им отрядов, конкурируя в этой сфере с иракскими боевиками. Используя события типа «случаи истязания заключенных в Ираке» террористические организации спекулируют на религиозных чувствах мусульман, настраивая их против Запада и получая поддержку среди местного населения.

С конца 2006 года представители международного терроризма активизировали использование электронных средств массовой информации, в особенности Интернет-сайтов, ориентированных на аудиторию стран мусульманского мира, США и Западной Европы. В сети Интернет, не затрачивая больших финансовых средств, террористические группировки имеют возможность не только для обмена оперативной информацией, теоретической подготовки своих сторонников, рекрутинга новых членов, но и для пропаганды своих идей.
Таким образом, используя электронные средства массовой информации лидеры международного терроризма, по сути, развязали информационную войну, навязывая свои идеи и оценки ситуации, активно втягивая в террористическую деятельность молодежь, увеличивая количество своих сторонников.

Отмечается значительное усиление экстремистской пропаганды среди заключенных, а также в среде эмигрантов из мусульманских стран. Это объясняется тем, что лица с криминальным прошлым, с одной стороны, чувствуют себя «обиженными» на государство, а с другой — сравнительно легко готовы пойти на нарушение закона. Социальное и правовое неравенство и худшее материальное положение мусульманских иммигрантов, по сравнению с коренными гражданами европейских стран является благодатной почвой для экстремистских идей.

Другим направлением деятельности по распространению идей исламского фундаментализма и «глобального джихада» является организация сети нелегальных медресе, лицеев-интернатов по типу религиозных сект, которые используются для распространения исламизма в мире посредством системы образования. К финансированию сети нередко привлекаются зарубежные источники, преподавание ведется с привлечением международных специалистов, учащиеся подвергаются психологической обработке. В результате обучение и подготовка молодежи формирует ресурсную базу организаций экстремистской и террористической направленности, а в конечном счете направлена на изменение светского государственного строя.

Известный идеолог всемирного радикального ислама Абу Мусаб ас-Сури в январе 2005 года опубликовал трактат под названием «Призыв к всемирному исламскому сопротивлению», в котором приводит собственное стратегическое видение вселенской борьбы5. В трактате ас-Сури призывает к дальнейшей децентрализации движения джихада и настаивает на упразднении организационного аспекта, провозглашая принцип «система, но не организация» (Низам! Ля танзим!). Он вводит метод «индивидуализации джихада», который обеспечит гибкость при проведении террористических акций. Ас-Сури также говорит, что применение ядерного, химического или биологического оружия остается сложной, но выполнимой задачей. По его мнению, «муджахеды должны получить это оружие любым путем, сотрудничая с кем угодно, у кого оно уже есть».

Усилия идеологов международного терроризма не остаются напрасными, напротив, они находят живой отклик среди определенной части мусульман. По мнению исследователей и политиков причин этому много — от всеобщей глобализации в мире до социального и правового неравенства мусульманских иммигрантов в Европе. Озлобление и протест мусульманского населения усиливается из-за участия ряда европейских государств в совместных с США военных операциях в Ираке, Афганистане и отдельных странах Африки. Так, лидер иракской группировки, тесно связанной с «Аль-Каидой», Абу Омар аль-Багдади в апреле 2007 года заявил, что если Афганистан был «школой террора», то Ирак стал «университетом, где проходит обучение наибольшее число воинов джихада за всю историю».

По мнению автора, для эффективного противодействия идеологии международных террористических организаций следует усилить контрпропагандистскую работу, вплоть до организации информационной войны с террористами и создания специализированных подразделений в антитеррористических структурах государств. Необходимо активизировать международное антитеррористическое сотрудничество, направленное на введение законодательных запретов на распространение информации экстремистского и террористического характера.

В ходе информационной войны следует использовать термин «терроризм» без привязки к религиозным, национальным либо культурным аспектам. Нельзя давать экстремистам возможность использовать религиозные идеи для оправдания своих насильственных действий. Следует шире привлекать к проводимым мероприятиям специалистов, хорошо разбирающихся в идеологии религиозного экстремизма, авторитетных представителей умеренного ислама с целью нейтрализации аргументов апологетов радикальной идеологии.

Необходимо уделять больше внимания противодействию идеологии терроризма, привлекая для этого потенциал творческих и научных кругов, национальных диаспор, официально действующих религиозных объединений всех конфессий, в полной мере использовать ресурс средств массовой информации в антитеррористической пропаганде. В то же время, нужно выработать четкие правила поведения представителей СМИ в случае совершения террористических актов, так как телерепортажи с откровенными сценами последствий терактов могут быть на руку террористам. В связи с этим особое значение приобретает согласование единой политики в отношении электронных средств массовой информации, в частности в сфере лицензирования и контроля за их деятельностью.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >