Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Развитие экстремистских проявлений





Развитие экстремистских проявлений

Межнациональные и межконфессиональные противоречия и конфликты как фактор, способствующий формированию и развитию экстремистских и террористических проявлений в Российской Федерации

Автор: В. В. Попов

Анализ динамики роста террористических проявлений в России и в мире с конца 80-х–начала 90-х годов прошедшего столетия позволяет сделать вывод о том, что одним из основных факторов, способствующих распространению этой наиболее социально опасной формы экстремизма, являются социальные противоречия и конфликты в обществе, прежде всего в этнической и конфессиональной сфере.

Как идеология и практика принуждения и насилия терроризм возникает и развивается, получает поддержку и находит сторонников, прежде всего, в условиях кризиса, ухудшения материального положения и расслоения на почве непримиримых противоречий (идеологических, материальных и др.) населения или отдельных его групп; деформации и разрушения традиционной системы ценностей и морально-нравственных ориентиров.

Нестабильность в обществе снижает действенность и авторитет существующих нормативных правовых механизмов и способов разрешения социальных противоречий. Негативные изменения в уровне жизни, социальном статусе людей и отсутствие позитивных перспектив ведет к формированию у них чувств безысходности и отчаяния, обиды и несправедливости, сближает и объединяет отдельные группы и слои населения на почве про-тестных настроений и негативного восприятия происходящего.

В таких условиях неизбежно появляется соблазн поиска и реализации «простых и справедливых», радикальных и быстрых путей выхода из сложившейся ситуации, прежде всего со стороны тех, кто считает себя ущемленными и обманутыми. Не правовые, в том числе насильственные способы защиты и восстановления порядка получают у них моральное оправдание.
Такой ситуацией обычно пытаются воспользоваться радикальные политические силы, практикующие экстремистские формы и методы борьбы за достижение своих целей, а также структуры международного терроризма, с целью расширения ресурсной базы своих сторонников, пропаганды и продвижения своих идей.

Наиболее жесткой формой разрешения социальных противоречий являются социальные конфликты, среди которых чаще всего наибольшую остроту приобретают межнациональные (в более широком смысле межэтнические) и межконфессиональные конфликты. Это происходит, во-первых, благодаря эмоциональному потенциалу этнического и религиозного самосознания, во-вторых, благодаря легкости консолидации людей по этническому и конфессинальному признаку, а также потому, что чувства эт-но-конфессиональной общности, национальной гордости и патриотизма — наиболее глубокие и стойкие психические чувства человека, передающиеся из поколения в поколение на протяжении многих столетий истории формирования и развития этноса, его религиозного сознания.

Объявление:

Межнациональные и религиозные противоречия нередко проявляются латентно (скрытно, в завуалированной форме) и поэтому в условиях этно-конфессиональной напряженности практически любая конфликтная ситуация с разнонациональным или разноконфессиональным составом участников может стать поводом для вспышки и быстрого развития этно-кон-фессионального противоборства. Именно так начинались осетино-ингушский конфликт, межэтническое противостояние в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии; по такому сценарию развивались события в Кон-допоге, в Ставрополе и т.д.

В связи с этим крайне опасно пытаться представить истинные причины перечисленных и им подобных событий упрощенно, пытаясь в погоне за политкорректностью отнести происшедшее к обычным бытовым ссорам и криминальным проявлениям, что, к сожалению, нередко имеет место как в силу недостаточного профессионализма представителей правоохранительных органов, так и в результате неквалифицированного вмешательства представителей СМИ, различных так называемых «правозащитников» и лидеров этно-конфессиональных диаспор.
Ключевое значение в процессе зарождения и развития этно-конфессиональных конфликтов является поляризация противоборствующих сил по этно-конфессиональному признаку. Источник, первопричина таких конфликтов вовсе не обязательно связаны с собственно межэтническими различиями или нетерпимостью к инакомыслию. Эти факторы приобретают решающее значение по мере усиления непримиримости противоречий и трансформации их в противостояние.

Механизм зарождения и развития противоречий в этно-конфессио-нальной сфере сложен и противоречив, не спасает от них и экономическое благополучие. Подтверждение тому — многочисленные примеры, как в нашей стране, так и за рубежом (Квебек в Канаде, Северная Ирландия в Великобритании, Бельгия и др.). Несмотря на очевидные успехи в социально-экономическом развитии России в текущем десятилетии, достигнутой политической стабильности, в ряде ее регионов наблюдаются рост скрытой межнациональной и межконфессиональной напряженности, проявления экстремизма на национальной и религиозной почве. Указанная проблема становится угрозообразующей для безопасности государства.

В этой связи показательны результаты проведенного в прошедшем году Службой специальной связи и информации ФСО России года по инициативе Национального антитеррористического комитета социологического опроса «Терроризм в общественном сознании населения России» с целью изучения мнения россиян по вопросам, связанным с террористическими угрозами. Опросом были охвачены 3209 человек, проживающих в 12 субъектах Южного федерального округа, 14 субъектах Приволжского федерального округа, гг. Москве и Санкт-Петербурге.
Согласно полученным результатам, 62% респондентов негативно оценили действия местных властей в межнациональной и межконфессиональной сфере и лишь 12% дали им положительную оценку. 60% опрошенных высказали недоверие действиям властей по расследованию конфликтов в этой сфере и сочли целесообразным проведение независимых расследований (вместе с тем 80% опрошенных считают, что граждане должны помогать спецслужбам в борьбе с терроризмом).

При этом была выявлена высокая степень согласованности мнений респондентов вне зависимости от региона их проживания.

Ряд отечественных политологов и конфликтологов выделяют в настоящее время на территории Российской Федерации и в приграничных регионах «ближнего зарубежья» более 100 потенциальных и действующих этно-конфессиональных конфликтов. В ходе вышеупомянутого социологического опроса около 25% респондентов указали на возможность в их регионе межнациональных конфликтов. При этом наиболее тревожные ожидания выявлены в Москве — более 50% опрошенных, а также в Санкт-Петербурге и в ЮФО —около 30%. 15% респондентов отметили, что поддержут участников межнационального конфликта политическими средствами (митинги, демонстрации, забастовки и т. п.), 6,5% заявили, что поддержат конфликтующих с оружием в руках, а около 20 % — затруднились с ответом (потенциальная база роста тревожных ожиданий).

В качестве основных причин межнациональных противоречий и конфликтов в современной России чаще всего отмечаются:

1.    Груз наследия исторического прошлого, стереотипы застарелых комплексов и «исторических обид» в национальном самосознании и недостаточные информационно-пропагандистские усилия государства, структур гражданского общества по их преодолению.

2.    Низкая эффективность государственной национальной политики:

•    недостаточная роль федерального центра в решении этно-кон-фессиональных проблем регионов;
•    клановый принцип формирования региональной власти в национальных республиках.

3.    Негативные процессы и явления в социально-экономической и этно-конфессиональной сфере ряда национальных регионов:

•    сохраняющийся и даже укрепившийся в последние годы общинный (фактически дофеодальный в своей основе) характер устройства различных сфер общественной жизни;
•    сформировавшиеся еще в советский период на уровне общественного мнения иждивенческие настроения, комплекс национальной исключительности и превосходства, националистические амбиции и стремление к историческому реваншу;
•    сохраняющаяся бедность и депрессивность большинства национальных регионов юга России, на фоне продолжающегося в них демографического взрыва и преимущественно сельскохозяйственной направленности хозяйственного уклада жизни;
•    традиционно высокий уровень коррупционности чиновничества, сотрудников органов внутренних дел, низкая правовая культура и высокая степень криминализации населения;
•    ослабление у части населения (особенно у молодежи), навыков и мотивов систематического интенсивного производительного труда, тенденция к возрождению в новом качестве так называемой «набеговой системы» похищения и добывания необходимых ресурсов в соседних регионах.

4.    Усиление миграционных потоков из стран ближнего и дальнего зарубежья:

•    транзитная миграция (на пути следования в страны Евросоюза и Северной Америки) — сосредоточение в различных регионах страны больших групп представителей значительно отличающейся этно-культурной в том числе языковой и хозяйственно-бытовой среды, являющихся одновременно и социально уязвимыми в качестве объекта потенциальных криминальных устремлений и социально опасными, в силу отсутствия определенного легального источника доходов и средств к существованию;

•    внутренняя трудовая миграция как следствие неравномерности экономического развития и демографических процессов в российских регионах (ее негативные последствия, прежде всего в анклавном сосредоточении организованных групп людей, в основе своей не мотивированных на социально-политическую и культурно-бытовую натурализацию, ориентированных преимущественно на максимально возможное и интенсивное зарабатывание денег, не связанных различными нормами социальной ответственности со средой пребывания, потенциально предрасположенных как к роли объекта, так и субъекта криминальных проявлений;

•    миграция как следствие различных этно-политических конфликтов и «этнических» чисток, прежде всего на юге России, в сопредельном зарубежье.

5. Этнизация криминала — в настоящее время в значительной части регионов России ведущее место в криминальной организации преступности занимают этнические преступные сообщества.

Подтверждают эти выводы и результаты вышеуказанного социологического опроса ССИ ФСО России. Отвечая на вопрос о причинах межнациональных конфликтов, опрошенные указали следующее: безработица — 37%; этнобизнесмонополизация отдельных сфер хозяйственной деятельности и общественно-политической жизни —37%; вызывающее поведение представителей отдельных национальностей —36%; дифференциация криминала по этническому признаку и деятельность этнопреступных группировок— 20,3%; деятельность национал-экстремистов и сепаратистов — 15%; безответственность СМИ— 13,6%; предубеждения по отношению к приезжим- 13,6%; межконфессиональные противоречия - 8,1 %.

Среди противоречий, порождающих межконфессиональную напряженность в Российской Федерации, можно выделить следующие:

1. Противоречия, связанные с процессом роста авторитета и влияния церкви в обществе:

•    противоречивость процесса изменений в общественном и индивидуальном сознании граждан в условиях смены мировоззренческих принципов и приоритетов (по результатам вышеуказанного социологического опроса около 89% респондентов назвали себя верующими, из них православные христиане составили более 62%, представители других направлений христианства — около 2%; мусульмане — около 12%; представители других религиозных культов и «просто верующие»- 12%);

•    попытки использования роста авторитета и влияния церкви в политической борьбе.

2.    Опасность нарушения межрелигиозного мира и согласия в процессе естественной конкуренции в ходе усиления активной деятельности конфессий (в последние годы отмечены активные попытки создания новых и расширения сети действующих ячеек исламских общин в том числе и экстремистских («Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами», «Братья мусульмане», «Нурджулар» и др.) на традиционно православной канонической территории —Свердловская, Нижегородская, Тюменская, Саратовская области, Пермский край и др.); аналогичную деятельность ведут и представители католической церкви, а также многочисленных деструктивных сект и псевдорелигиозных объединений);

3.    Противоречия процесса внутреннего развития и распространения ислама в России:

•    бурный рост численности мусульман в России в силу особенностей демографической ситуации в регионах традиционного распространения ислама, а также роста миграционных потоков из ряда преимущественно мусульманских по вероисповеданию стран бывшего СССР;

•    рост популярности фундаменталистских исламских идей в условиях длительной социально-экономической депрессивности и политической нестабильности в регионах традиционного ислама на Северном Кавказе (более 25% участников социологического опроса в ЮФО заявили, что в местах их проживания имеются приверженцы радикальных направлений ислама);

•    продолжающийся раскол и разобщение мусульманских объединений и организаций по территориальному и этническому признаку (в настоящее время в России существует 55 самостоятельных Духовных управлений мусульман, в сравнении с 3 — в Советском Союзе).

4.    Агрессивная активность нетрадиционных для России конфессий.

В последние годы в развитии ислама в Российской Федерации как и во всем мире происходят сложные и противоречивые процессы, превращающие его в серьезный политический фактор общественного развития. Вместе с тем это сопровождается широким распространением экстремизма — нетерпимости и агрессивности в методах и способах достижения целей.
Типичная для России ханафитская направленность ислама (хана-физм — богословско-правовая школа суннизма) в значительной степени отличается от направлений, исповедуемых в большинстве других исламских государств. Это обстоятельство активно используется исламскими фундаменталистами в пропаганде радикальных идей так называемого «чистого», «истинного» ислама.

К сожалению, в противостоянии с исламскими радикалами усилия представителей традиционного в нашей стране умеренного ислама не всегда эффективна, в силу целого ряда причин:

•    недостаток образованных и независимых, патриотически настроенных религиозных исламских деятелей, ученых-богословов, способных вести просветительскую работу среди широких слоев населения на основе глубоких научных знаний (значительная часть богословов-традиционалистов — лица преклонного возраста и самоучки, не готовые к открытой полемике с приверженцами идей исламского фундаментализма и экстремизма, тогда как их оппоненты — напротив, достаточно грамотны в вопросах ислама, имеют высшее теологическое образование, ведут активную пропагандистскую деятельность, как правило обладают ораторскими способностями, хорошо знают арабский язык, владеют навыками психоанализа, могут наизусть цитировать выдержки из Корана и трактовать его каноны в свою пользу);

•    разобщенность исламских объединений по национальному и территориальному признаку (примечательно, что большинство мусульман осознает негативные последствия такой ситуации — так более 40% опрошенных из их числа в ходе социологического опроса высказались за необходимость объединения всех муфтиятов в России; против высказались лишь 20%);

•    в религиозной жизни мусульман участвуют многочисленные иностранные исламские организации и отдельные миссионеры, оказывающие существенное влияние на формирование религиозного сознания, получающие существенную финансовую помощь из зарубежных фундаменталистских исламских центров (за последние 10 лет в Российской Федерации количество реакционных исламских организаций и объединений, деятельность которых инициируется из-за рубежа, возросло с 20 до 69);

•    отечественная система подготовки мусульман-священнослужителей слаба и не имеет развитой научной базы для подготовки квалифицированных проповедников в регионах, в силу чего растет количество молодых религиозных деятелей, получающих образование за рубежом (в настоящее время в России в мечетях и молельных домах ведут проповеди около 2 тысяч имамов, получивших религиозное образование за рубежом (в большинстве своем граждане Российской Федерации); более 70% из них исповедуют экстремистские направления ислама, только в Северо-Кавказском регионе в настоящее время действуют более 4 тысяч мусульманских проповедников, которые ведут пропагандистскую работу вне рамок официальных мечетей, объединяясь в джихадистские джамааты; из 250 действующих мусульманских учебных заведений официально зарегистрированы и имеют лицензию только 75; около 1,5 тыс. преподавателей исламских университетов и медресе являются иностранцами, что составляет 2/3 всего преподавательского состава; около 3 тысяч российских граждан обучаются в настоящее время в зарубежных исламских учебных заведениях, из них только 200 по официальным направлениям муф-тиятов);

•    низкие финансовые возможности исламских духовных управлений (муфтиятов) и рост масштабов материальной помощи, идеологического влияния на них со стороны зарубежных исламских фундаменталистских центров (значительная часть муфтиятов фактически находится на содержании зарубежных фундаменталистских центров, в результате чего в более чем 20% мусульманских общинах (мечетях) России открыто проповедуются экстремистские идеи).

Немало проблем во взаимоотношениях представителей различных религиозных учений в России связано с деятельностью деструктивных религиозных объединений. В нашей стране, по данным специалистов, сегодня насчитывается от 3 до 5 млн. последователей религиозных сект, из которых около 500–900 тыс. являются представителями объединений, опасных для общества (доктрины которых прямо призывают к насилию над людьми, а деятельность идет вразрез со светскими законами и принципами общечеловеческой морали).

Деятельность указанных организаций опасна неразборчивостью средств для достижения своих узкокорпоративных целей, цинизмом и открытым надругательством над традиционными вероисповеданиями, тесной связью с криминальными структурами, враждебностью светским государственным институтам. Большинству религиозных культов и сект такие понятия как патриотизм, гражданственность, общечеловеческие ценности, моральные нормы и нравственные принципы — неведомы и чужды. Более того, они активно их разрушают в сознании своих адептов. Замкнутость и отчужденность от социальной действительности, тоталитарное подавление воли и сознания последователей, лживость, коварство, экстремизм и крайняя агрессивность в борьбе за влияние в обществе—типичные черты деятельности этих религиозных объединений.

Таким образом, межэтнические и межконфессиональные конфликты, как правило, являются следствием целого комплекса глубоких и разноплановых социальных противоречий. Они являются серьезным дестабилизирующим угрозообразующим фактором в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Деятельность по их предотвращению, пресечению и минимизации негативных последствий требует постоянных комплексных усилий со стороны органов власти и правоохранительных органов как местного, так и федерального уровня в тесном взаимодействии с общественными организациями и объединениями, представителями интеллигенции и конфессиональными лидерами.

Рост значимости этно-конфессинальной составляющей общественного сознания, динамичные и противоречивые процессы внутреннего развития религиозных конфессий и этносов России, взаимоотношений между ними должны быть в центре постоянного внимания правоохранительных органов, структур гражданского общества, так как конструктивное решение проблем в указанной сфере в значительной степени определяет стабильность общества и государства, дает возможность своевременно пресекать попытки экстремистских и террористических сил использовать в своих преступных целях деструктивный потенциал этно-конфессиональных конфликтов.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >