Формирование активной жизненной позиции |
Роль педагога в формировании активной жизненной позиции будущего педагога-психологаАвтор: Антонова О.А.В организации деятельности будущих педагогов-психологов роль педагога является ведущей. Его педагогическое руководство направлено на то, чтобы формировать у будущих педагогов-психологов активную жизненную позицию. Очень часто в подсознании студентов существует зависимость: хороший педагог — это педагог, власть которого безусловна, авторитет непререкаем, и более того — это педагог, которому хочется подчиняться. Молодого, демократично настроенного педагога все это нередко возмущает. Он стремится быть ближе к студентам, демонстрировать демократизм в общении, проявлять внимание к личным проблемам каждого, больше времени проводить в неофициальном общении, советоваться с будущими специалистами и т. д. Это само по себе не плохо. Но если студенты привыкли к большой властной дистанции, то такая попытка будет восприниматься многими студентами как профессиональная слабость педагога, как неспособность его самостоятельно справиться с решением проблем. Педагог, обладая ложно завышенным представлением о своем авторитете у студентов не терпит возражений, не принимает критики, не относится всерьез к чужому мнению, расходящемуся с его собственным, проявляя такое отрицательное качество, как доминантность. Но формирование активной жизненной позиции процесс не механический. И особую роль здесь играет способность педагога «вести за собой» в самых разных видах деятельности, увлекая их своим примером, на первом этапе побуждая к подражанию, а затем — отходя в сторону, открывая дорогу пробуждающейся инициативе будущего специалиста. В процессе общения аудитории с незаурядной личностью возникает особая атмосфера, когда преподносимые положения и факты приобретают эмоционально-чувственную и личностно-смысловую окраску. На основе такого восприятия образуется состояние общего сопереживания, совместного осмысления информации. Внешне это проявляется в повышенном внимании к выступающему, их общей реакции (смех, гул негодования, аплодисменты), «наэлектризованности» аудитории. Объявление: Подобный стиль аудиторного общения называется, в противо¬положность «менторскому» и «конфронтационному», — «одухотворяющим» стилем. Он возвышает людей, вселяет в них веру в свои духовные силы и личностные качества. В процессе такого общения у студентов актуализируется потребность в совершенствовании своего духовного мира, в активном проявлении своего мышления. В чем же смысл активной жизненной позиции этого явления? Во-первых, создается ситуация сопереживания. В таком психологическом состоянии людей облегчается «ввод» информации в их сознание. Во-вторых, возникает личностное вовлечение в общение, поиск собственных смыслов в информации, и становится возможным успешное |
< Предыдущая | Следующая > |
---|