Активность младших школьников |
Методологический подход к оценке развития художественно-творческой активности младших школьниковАвтор: Добронравова О.В.Для того, чтобы правильно и объективно оценить результаты детского творчества, необходимо разработать методику педагогических измерений оценки творческой активности учащихся. Как отрадное явление, можно отметить сегодня тенденцию усиления внимания учителей к обеспечению в учебном процессе условий художественно-творческого развития младших школьников. Стимулирование креативной направленности личности ученика этого возраста создает базу для ее творческого развития на протяжении всех лет школьного обучения. Благоприятные возможности для развития творческой активности младших школьников имеют уроки художественно-эстетического цикла: музыки, литературы, изобразительного искусства. Их творческий потенциал усиливается благодаря целенаправленному применению на этих уроках определенных творческих методик. В нашем опыте большую роль играли аудиовизуальные средства. Для оценки проводимой экспериментальной работы нами была разработана специальная педагогическая методика диагностирования измерений в уровне развития художественно-творческой активности учащихся начальной школы. Медика имеет четырехкомпонентную структуру, что позволяет всесторонне оценить уровень художественно-творческой активности младших школьников: - изучение интересов и потребностей младших школьников (1); Объявление: По первому компоненту диагностики учитывались и измерялись два показателя: а) отношение младших школьников к различным видам художественно-творческой деятельности; изобразительное отношение младших школьников к разнообразным аудиовизуальным средствам. При этом были использованы разнообразные методы: устный опрос (беседа, интервью и т.п.), письменный опрос (анкетирование, выбор и т.п.). Второй компонент диагностики уровня художественно-творческого развития учащихся младших классов связан с оценкой интенсивности внешних проявлений эмоциональности в различных видах художественно-творческой деятельности. Для проверки эмоциональной отзывчивости на произведения искусства применялись специальные тестовые задания на основе специально подобранного музыкального материала и аудиовизуального сопровождения. Задания были дифференцированы по уровням (репродуктивный, поисково-подражательный, поисково-творческий). Третий компонент измерения художественно-творческой активности младших школьников направлен на оценку степени самостоятельности ребенка, для чего были подготовлены специальные творческие задания, также распределенные по принципу уровневой дифференциации. Большое внимание было уделено изучению показателей направленности детей на творчество (четвертый компонент). Здесь использовались способы измерения расположенности ребенка к художественно-творческой деятельности и стремления к созданию нечто нового (сочинение, импровизация, самовыражение и т.п. в музыке и изобразительной деятельности). Все материалы диагностики на начальном этапе эксперимента, и на его завершающей стадии были систематизированы и давали достаточно полное представление о динамике и состоянии уровня развития художественно-творческой активности младших школьников, на основании чего мы и судили об эффективности экспериментальных уроков. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|