Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Проблема современного российского общества

Повышение роли семьи в социализации подростка как актуальная проблема современного российского общества

Автор: Косарева И.В.

Проблемы формирования и развития человека всегда были важны для российского общества. Среди них особое значение имеет проблема социализации, т.е. усвоение человеком с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором он живет. Семья является традиционным институтом социализации.

Современная наука рассматривает роль семьи в успешной социализации подростка как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым он усваивает и воспроизводит определенную систему знании, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, проявляющего следующие качества: самостоятельность, инициативность, исполнительность, возложение на себя определенной меры ответственности. В широком диапазоне проблема социализации решается через всю систему воспитания в семье и зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей, состава семьи.

Семейная социализация имеет решающее значение для подростка, т.к. семья обладает, несмотря на определенные сложности, максимальными возможностями его приобщения к социальным ценностям и ролям. Эффективность социализирующей функции семьи во многом определяется ее структурой и составом; материальным и социальным статусом; степенью разрешения противоречия между семейными интересами и потребностями, с одной стороны, и производственной занятостью - с другой; ролью отца и матери в общении с детьми; нравственно-психологическим микроклиматом.

Сегодня наиболее важной для российского общества задачей является создание воспитательной среды, способной обеспечить наиболее оптимальные условия для социализации подростка в соответствии с его склонностями, задатками и общественными запросами. Необходимо культивировать взаимопонимание в семьях, повышать педагогическую культуру родителей, совершенствовать воспитательный потенциал семьи. Вышесказанное подтверждают результаты исследований, проводимых автором с 2007 года. Так, в 2008 году было опрошено 40 подростков в возрасте 15 лет, из которых 24 - учащиеся ярославской общеобразовательной городской школы №77, а 16 - учащиеся средней общеобразовательной школы поселка «Ярославка» ЯМО. Выбор объекта исследования  был  обусловлен  рядом  обстоятельств,  среди  которых особенности подросткового возраста, кризисное состояние общества, приобретение нового статуса, связанного с завершением неполного среднего образования, высоким уровнем конфликтности во взаимоотношениях и  проблемами, обусловленными психофизиологическими особенностями подросткового организма.

Полученная в ходе исследования информация подтверждает тот факт, что уровень материальной обеспеченности в значительной мере влияет на успеваемость подростка и его дальнейшее продвижение в сфере образования. Выявлена зависимость между уровнем материального благосостояния семьи и ориентацией на поступление в ВУЗ. Результаты исследования показывают, что мальчики из обеспеченных семей в два раза чаще ориентированы на поступление в ВУЗ, они же в среднем лучше учатся в сравнении с «малообеспеченными». У девочек различия по этим характеристикам незначительные.

Объявление:

В исследовании были выявлены особенности семей в ярославских городском и сельском социумах. Сельская семья более стабильна, как правило, у подростков есть оба родителя, в большинстве сельских семей дети активно включены в процесс жизнедеятельности семьи, имеют более позитивные формы поведения и в меньшей мере проявляют нелегитимные и девиантные формы поведения.

В ходе исследования выявлена зависимость между структурным составом семьи (полная, неполная, сводная) и успеваемостью подростков. А именно, и мальчики и девочки, проживающие с отцом и матерью, намного лучше учатся, чем подростки, проживающие с отчимом или в неполной семье. В тоже время в исследовании определен факт наличия неблагоприятных показателей социализации у подростков, имеющих обоих родителей, один из которых неродной. Эти дети имели более низкие показатели по учебе, у них практически нет установок и ориентации на продолжение просвещения, а тем более в высшей школе, они более агрессивно относились к представителям слабо социально защищенных слоев и групп. Это можно объяснить отсутствием в данном типе семьи институциональных норм, регулирующих как внутрисемейные отношения, так и взаимодействия с другими социальными институтами, а также осложнением отношений подростка с небиологическим родителем, отсутствием генетических родственных связей.

Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что современный подросток имеет эмоционально-позитивное отношение к своей семье. При этом нравственно-психологический микроклимат в семье имеет особое значение для социализации подростков.

Учитывая все вышеперечисленные факты, автором была разработана специальная технология повышения роли семьи в процессе социализации   подростков,   включающая   в   себя   корректирующую программу работы с родителями и цикл просветительских бесед с педагогами и семьями. Учителям и родителям был прочитан курс лекций по вопросам психологии подростков и особенностям их поведения, был роздан просветительский материал по инновационным технологиям работы с подростками. С самими детьми был проведен тренинг на развитие коммуникативных вербальных и невербальных способностей.

Таким образом, был подтвержден тот факт, что повышение роли семьи в социализации подростка является актуальной проблемой современного российского общества. По итогам работы с исследуемыми семьями были получены значимые результаты: улучшился эмоциональный климат практически во всех семьях, подростки стали во многом спокойнее, родители несколько изменили свое отношение к процессу воспитания детей. Исходя из проведенной коррекционной работы с семьями, можно дать ряд рекомендаций родителям: для успешной семейной социализации подростка они должны стремиться к тому, чтобы у ребенка не сформировалась тенденция к постоянному ожиданию неудачи и разочарования; родителям необходимо понимать и выполнять роль поддержки ребенка, опираться на его сильные стороны, показывать удовлетворенность им и демонстрировать свою любовь, проводить больше времени с ребенком, уметь взаимодействовать с ним и принимать его индивидуальность; семья должна обладать атрибутами полноценной, здоровой, стабильной структуры. Невыполнение хотя бы одного из условий социализации ведет к тому, что социализирующая функция семьи в полной мере не реализуется, что в свою очередь ведет к росту деструктивных, девиантных явлений в обществе.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >