Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Филология arrow Лексика ограниченного употребления





Лексика ограниченного употребления

Лексика ограниченного употребления в современной песенной лирике

Автор: Федодеева Е.Е.

Имена собственные живо реагируют на происходящие в природе и обществе изменения. Следовательно, анализ имен собственных позволяет охарактеризовать социальные тенденции и специфику мировосприятия того или иного народа в определенный исторический период. Для представления одной из граней языковой картины мира современного россиянина целесообразным представляется анализ популярной песенной лирики, в основе которой лежит использование имен собственных.

Конец XX и начало XXІ века характеризуется огромным разнообразием стилей. Неудивительно, что в песнях присутствует большое количество разнообразных имен. Так, например, широко известная песня "Саша + Маша" (музыка - Н. Малинина, А. Киреева, слова - И. Желновой, Н. Малинина, А. Киреева) является одной из самых популярных в наши дни, как и имя Александр. В ней также отчетливо можно выявить разговорную лексику и грубые просторечия «блин», «ё-моё...»:

Ее зовут Маша, она любит Сашу,
А он любит Дашу, и только ее...
Но Даша готова простить его снова –
Опять бросить Вову, вот, блин, ё-моё...

Смена ценностных ориентиров, легализация преступности, понижение уровня образования приводят к широкому употреблению разговорной сниженной и жаргонной лексики, которая отчетливо прослеживается в песне «Юра» (музыка и слова - М. Фадеева):

Позвонил за перевал

Ах, Юра, Юра, Юра,

В районе первого.

Я такая дура,

Только видела в кино

Что в тебя влюбилась.

Такого нервного.

Ах, Юра, Юра, Юра,

Через двадцать прилетел,

Я такая дура,

Нагнал туманного

Что тебе открылась.

Мой любимый Альбион

 

С глазами странного.

 

 Таким образом, отчетливо прослеживается тенденция упрощения не только сюжетной канвы песенной лирики (например, в сравнении с 60-80 гг. XX в.), но и формы выражения тех или иных мыслей. Использование лексики ограниченного употребления – разговорных, просторечных и порой бранных слов становятся нормой в текстах песен, представляющих так называемую сферу массового употребления.

Песенная же лирика так называемых субкультурных течений в данной случае представляет собой сборник нелитературных форм выражения, что, к сожалению, влияет на формирование как языковой, так и общей культуры современного носителя русского языка.

 
< Предыдущая   Следующая >