
Лексика ограниченного употребления |
Лексика ограниченного употребления в современной песенной лирикеАвтор: Федодеева Е.Е.Имена собственные живо реагируют на происходящие в природе и обществе изменения. Следовательно, анализ имен собственных позволяет охарактеризовать социальные тенденции и специфику мировосприятия того или иного народа в определенный исторический период. Для представления одной из граней языковой картины мира современного россиянина целесообразным представляется анализ популярной песенной лирики, в основе которой лежит использование имен собственных. Конец XX и начало XXІ века характеризуется огромным разнообразием стилей. Неудивительно, что в песнях присутствует большое количество разнообразных имен. Так, например, широко известная песня "Саша + Маша" (музыка - Н. Малинина, А. Киреева, слова - И. Желновой, Н. Малинина, А. Киреева) является одной из самых популярных в наши дни, как и имя Александр. В ней также отчетливо можно выявить разговорную лексику и грубые просторечия «блин», «ё-моё...»: Ее зовут Маша, она любит Сашу, Смена ценностных ориентиров, легализация преступности, понижение уровня образования приводят к широкому употреблению разговорной сниженной и жаргонной лексики, которая отчетливо прослеживается в песне «Юра» (музыка и слова - М. Фадеева):
Таким образом, отчетливо прослеживается тенденция упрощения не только сюжетной канвы песенной лирики (например, в сравнении с 60-80 гг. XX в.), но и формы выражения тех или иных мыслей. Использование лексики ограниченного употребления – разговорных, просторечных и порой бранных слов становятся нормой в текстах песен, представляющих так называемую сферу массового употребления. Песенная же лирика так называемых субкультурных течений в данной случае представляет собой сборник нелитературных форм выражения, что, к сожалению, влияет на формирование как языковой, так и общей культуры современного носителя русского языка. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|