Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Социальная типология личности

К вопросу о социальной типологии личности

Автор: Миронова О.А.

Типология (греч. tipos - отпечаток, форма, образец, logos - слово, учение) как метод научного познания служит инструментом упорядочивания наших представлений о человеке на основе выделения, разбивки признаков, характеристик человека на отдельные систематизированные группы. Разнообразие индивидуальных характеристик человека может быть выражено как свойства общественные, присущие определённому множеству людей.

Стремление создать типологию человека уходит своими корнями в глубокую древность. Одной из самых первых попыток такого рода стала астрология, возникшая на Древнем Востоке.
В Древней Греции обозначились два подхода к пониманию приоритетов во взаимодействии человека и социума, в дальнейшем вылившихся в различные концепции типологизации общества и человека. Идея приоритета общего, общественного интереса, подход к социальной действительности как надиндивидуальной системе, независимой от индивидуального сознания (начиная с Платона, затем О. Конт, Э. Дюркгейм и мн. др.) легли в основание реализма. Номинализм же опирался на идею приоритета индивидуального интереса, на понимание социальных явлений как результат реализации целей, установок, мотивов поведения отдельных индивидов (Аристотель, Г. Зиммель, Г. Тард, М. Вебер и др.).

При конструировании новых образцов знания, устанавливая связь между логическими и этическими принципами, М. Шелер предлагает типологию иерархии человеческих потребностей интересов, ценностей на основе социальных критериев. Он исходит из изначальной двойственности человеческих действий, которые могут быть практическими и идеальными, определяющими смысл человеческого бытия.

Все типы ценностей, типы человека сопредельны по отношению друг к другу, однако, всегда обусловливаются конфетными социально-историческими формами и их модификациями. Это приводит к доминированию одной из них.

Типологизация позволяет сделать выбор между индиви¬дуалистической антропологией и коллективистской социологией, вывести общие законы в их культурном значении. По словам М. Бубера, индивидуализм видит человека только в связи с самим собой, а коллективизм же человека вообще не видит, он видит только общество.

Объявление:

И. Кант объяснял типы темпераментов особенностями межиндивидуальных отношений. Говоря о «свойствах крови», которые рассматривал как главные «телесные движущие причины», он всё-таки утверждал, что эти свойства - лишь содействующие причины. А причины происхождения темпераментов он приписывал только душе -«психическому» В каждой культуре представления о социальном идеале формируются на основе различных концепций биопсихологического, политического, нравственного, религиозного характера.

М. Вебер, предложивший метод идеальных типов, считал, что идеальные типы являются результатом теоретического конструирования системы понятий о свойствах личности, не существующих в действительности, но прообразы которых имеются в реальном мире.

В социальной типологизации человека часто употребляется категория «базисная личность». Так, Ян Щепаньский, опираясь на типологию, разработанную А. Кардинером, под базисной личностью понимает не идеал человека, а тип репрезентативной личности, т.е. комплекс черт, относительно часто проявляющихся у членов данного общества независимо от того, желательны ли они.

Таким образом, типологизация человека даёт возможность выделить в многообразии личностей определённую систему типов, их взаимосвязь с социальными условиями, выявить тенденции их развития, разработать рекомендации по совершенствованию процесса социализации.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >