Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow История arrow Фольклорно-этнографическая среда





Фольклорно-этнографическая среда

Фольклорно-этнографическая среда современной России

Автор: Т. В. Шастина

Заявленная тема статьи представляется сегодня актуальной в связи с двумя проблемами. Во-первых, в современных социокультурных условиях русская народная традиционная певческая культура потеряла способность к саморазвитию, самовоспроизводству. Во-вторых, происходит выхолащивание истинно духовных основ жизни общества, утрата национальных традиций. Кроме того, особенности жизни современного человека связаны со свойствами акустической среды, включающей урбанистические и техногенные шумы, несбалансированное звуковое, музыкальное влияние на человека и пространство его бытования. 

Все данные процессы оказывают неблагоприятное воздействие на формирование этнокультурной идентификации, в том числе и самоидентификации молодого поколения. В связи с этим сегодня педагогическое сообщество России заинтересовано поиском путей повышения качества образования, воспитания и развития молодого поколения. В такой ситуации большое значение имеют сохранение фольклорно-этнографической среды и создание специальной этномузыкальной педагогической среды для осуществления этнокультурного воспитания молодежи, формирования разных свойств личности.

Фольклорно-этнографическая среда современной России – неотделимая часть культурной среды. Она является естественным окружением человека, одним из условий сохранения самобытности его творчества. Любое общество и любой коллектив находятся в конкретном культурном пространстве, определяемом культурологами как среда повседневного обитания людей, обладающих чувством «родственной» близости. Это пространство называют ценностью и национальным достоянием1. Являясь жизненной и социокультурной сферой общества, внутренним объемом культурных процессов, культурное пространство имеет территориальную протяженность. Динамика его связана с внешним и внутренним влиянием. Основой самобытного существования народа являются вековые традиции и все, что с ними связано. Считают, что традиция противостоит инокультурному влиянию2. Внутри традиции происходят изменения, традиция также испытывает давление извне. Это с одной стороны. С другой стороны, инокультурное влияние становится стимулом к самобытному развитию.

В межкультурных исследованиях различают традиционную и современную культуру. Традиционная культура принадлежит обществу, регуляция в котором осуществляется на основе обычаев, традиций, установлений; она органично взаимодействует с природой, доиндустриальна, бесписьменна. Источник знаний в культуре данного типа – старшее поколение (А. А. Белик). Современная культура характеризуется быстрыми изменениями во всех ее сферах, беспрерывной модернизацией, институализированной системой воспитания и обучения, нарушением традиционного общения, традиционной коммуникации.

Народная культура традиционна и представляет собой динамическое социальное явление, постоянно развивающееся на основе прошлой памяти3. Манера пения является одним из самых устойчивых элементов народной традиции4. В настоящее время изучение народной культуры, фольклора связано с несколькими научными школами и направлениями. Полемика ведется относительно проблем, объединенных понятием фольклор, выявлением его специфики, функций и места в современном обществе. В научной среде неоднозначно решаются вопросы относительно таких понятий, как традиционный фольклор и современный фольклор, фольклорная традиция. Еще круг проблем связан с таким термином, как фольклористика, соотношением фольклористики с этнографией, культурологией, педагогикой и психологией. Особенно остро встают проблемы, отражающие особенности развития традиционной певческой культуры, механизм бытования фольклора в современном мире и способы его передачи.

Традиционную певческую культуру мы определяем как сложное многогранное явление, развивающееся исторически на основе создания, фиксации, хранения в коллективной памяти художественных ценностей, освоение и передача которых осуществляется устными способами, диахронно. Этническая певческая культура определена нами как сложное, развивающееся исторически явление, способ создания художественных ценностей на основе созидательной творческой деятельности народа, процесс формирования личности, раскрытия и развития способностей.

Термином фольклор впервые в русской науке в конце XIX в. В. В. Лесевич обозначил «общую совокупность народного знания»5. Также широко значение слова «фольклор» понимают и другие исследователи (Г. С. Виноградов, Д. К. Зеленин, Л. И. Михайлова, В. Я. Пропп и др.). Б. Н. Путилов отметил две особенности, характерные для традиционной народной культуры в аспекте истолкования термина «фольклор» и предмета данного феномена. Первая – это распространение на все формы культуры (оформление жилищ, орудий труда, предметов быта, одежды и др.) эстетических элементов, в том числе и на явления духовного порядка (организация трудовых процессов, обрядов и др.). С первой особенностью неразрывно связана вторая – единство эстетического и функционального начала. Эстетическая сущность фольклора определяется специфическими неэстетическими задачами, поэтому фольклор никогда не живет как искусство в собственном смысле слова, т. е. как феномен, предназначенный для решения преимущественно художественных задач6. Отсюда становится понятным, почему «пение ради пения» никогда не существовало в народной традиционной культуре. Оно всегда было вплетено в быт людей, в их трудовую деятельность, праздничную и обрядовую ситуации.
К сфере фольклора относятся многообразные явления и факты вербальной духовной культуры7. Как культурный феномен сам по себе фольклор «ни хорош, ни плох, ни прогрессивен, ни реакционен. Он, прежде всего, просто существует так же естественно и необходимо, как жилища, одежда, орудия труда, еда, речь. Его функциональные признаки – вербальность, принадлежность устной традиции, специфические способы порождения и живого функционирования»8. Включенность фольклора в систему жизнедеятельности этноса наиболее широко и многогранно выражается в его функциональных связях. Считают, что правильней рассматривать не функции фольклора, а функциональные связи, через которые в искусстве устной традиции реализуются общие свойства (В. Е. Гусев, Б. Н. Путилов). В частности, рассуждая о пестушках, Б. Н. Путилов считает, что их функция заключается в соединение слов с повторяющимися движениями и в вовлечении ребенка в простейшую игру, где голос и ритмически налаженные изменения в положении тела создают гармоничное целое, вызывая положительный эмоциональный и физический эффект.

Мы вполне согласны с Б. Н. Путиловым, который отмечает следующее: такие свойства фольклора, как, например, эстетическое воздействие, сообщение информации, передача знаний, поучение, реализуются через конкретные функциональные связи, через взаимодействие фольклорных текстов с определенной сферой бытия. Функция игровых песен ритуально-магическая, но при этом не только дидактическая, так как структура игр и плясок, и песен, с ними связанных, ориентирована не на специальное обучение, а на активное воздействие на людей с целью обеспечения последующих трудовых акций и результатов. Таким образом, функции фольклора никогда не были узкоприкладными. Общаясь с детьми с самого раннего возраста (от рождения), мы наблюдали воздействие на них интонированных нами фольклорных текстов. Особенно следует отметить смысловую интонацию словесных текстов в разных звуковысотных сочетаниях.

В науке определено, что культура – необходимая сфера существования человека. Его деятельность опосредована целесообразностью, удовлетворением потребностей. Изменение условий жизни способствует росту неудовлетворенности и приводит к возникновению иных потребностей, порождаемых новыми культурными механизмами. Известно, что привычки, из которых состоит культура, существуют лишь до тех пор, пока приносят удовлетворение, подкрепляющее и упрочивающее их, в то время как отсутствие удовлетворения неизбежно приводит к их угасанию и исчезновению.

Сейчас явно наблюдается исчезновение искусства устной традиции русского крестьянства в его первичных формах, функциях и связях. Эти явления связывают с нарушением социально-культурных основ. В то же время «фольклор как явление вербальной культуры есть явление универсальное, не знающее социальных, сословных других границ. Это универсальное явление, характерное для человеческой культуры, – организованная традицией устная вербальная форма выражения определенных понятий, информаций, представлений»12. Известно, что существует фольклор не только крестьянский, но и школьный, студенческий, семейный, туристский. По определению Б. Н. Путилова, это «текучий», или «летучий» фольклор, который возникает в современной временной традиционной среде в отличие от постоянной среды русской деревни с ее устойчивым, переходящим из поколения в поколение, фольклором.
Сохранить фольклор как определяющую константу национальной культуры можно за счет разных вторичных форм его бытования13. Мы считаем, что сохранить искусство устной традиции и продолжить его развитие в новых условиях можно благодаря преемственности, творчеству и импровизации в процессе певческой деятельности в фольклорно-этнографической среде, а также в специально созданной педагогической этномузыкальной среде.

Процесс изучения и освоения фольклора, организованный в разных сферах культуры современного общества, обозначается термином фольклоризм. Однако в современной жизни наблюдается сосуществование фольклора и фольклориз-ма (И. И. Земцовский). Фольклоризм, как феномен современного времени, есть вторичная, неклассическая форма существования традиционного фольклора (В. А. Лапин14), адаптация и трансформация современной культурой народного искусства (В. Е. Гусев15). Определяя неизбежность соотношений и связей фольклора и фольклоризма, И. И. Земцовский выявляет тандем фольклор/фольклоризм и обозначает следующие процессы: «Все, приходящее в город, превращается в фольклоризм. Все, приходящее в деревню из города, превращается в фольклор»16. Он также считает, что «человечество питается фольклором, но живет (общается, диалогизирует, «развивается») фольклоризмом»17. Фольклор не может быть вне традиции, коллектив, не обладающий первичной артикуляцией, фольклорным быть не может (И. И. Земцовский). Артикуляция в данном контексте понимается в широком смысле и включает речевое поведение, речевое общение и певческое поведение.

Поскольку «фольклор как явление вербальной культуры шире, чем художественные жанры», рассмотрение фольклорно-этнографической среды следует в соответствии со следующими положениями. Культурное пространство России объединяет множество самобытных этнокультур. Сохраняя их уникальность, своеобразие, оно (пространство) обладает архетипами, архаическими символами, отраженными в произведениях искусства устной традиции, передаваемых как культурное наследие. Многообразие проявляется в особенностях жизненного уклада, языка, специфике искусства устной традиции и приемов его воспроизведения и т. д. Поэтому, являясь одним из главных факторов бытия, пространство играет важную роль в развитии культуры, в том числе и певческой. Учитывая, что фольклор географичен, а фольклоризм историчен (И. И. Земцовский), а также неразрывную связь этих явлений, мы можем заключить, следующее: вокальная этническая музыка живет во времени и в пространстве, а значит, относится к пространственно-временным видам искусства как искусство интонации.
Нынешняя Россия представляет собой сложное сочетание традиционной и современной культур19 и относится к такому типу их взаимодействия, в котором происходит адаптация или частичное изменение традиционных образцов при сохранении общих ценностей самобытной культуры. Российской фольклористикой различаются локальные певческие традиции, исследуются особенности локальных певческих стилей, составляющих русскую певческую культуру. Фольклор всякого этноса следует рассматривать как систему локальных традиций (В. А. Лапин). Определение локальный музыкально-песенный стиль не применимо к этнической традиции в целом. Традиционная культура «в своем конкретном наполнении всегда региональна и локальна» (Б. Н. Путилов). Это объясняется связью фольклора с жизнью определенного коллектива, включенностью фольклора в его деятельность. Общенародного фольклора нет. Он существует только в виде региональных/локальных традиций, отношения между которыми позволяют осознать реальность понятия общенародного20. Рассмотрение каждого явления музыки устной традиции целесообразно сначала внутри одной этнической традиции, а при необходимости и субэтнической, а затем – шире, с выходом на географический и исторический простор как локальной версии общечеловеческого, межэтнического феномена.

Понятие русская народная певческая культура подразумевает совокупность множества локальных певческих культур, общность которых и позволяет говорить о русской народной традиционной певческой культуре, русском искусстве устной традиции. Вместе с тем культура имеет адаптивный характер, приспосабливается к географической среде, адаптируется к социальной среде соседних народов, биологическим и психологическим потребностям человека. Эти характеристики относятся и к традиционной певческой культуре. Различия природных условий места проживания этноса, оказывающие влияние на быт, промыслы, трудовую деятельность людей, отражаются на локальных особенностях традиционной певческой культуры, выражающихся в различиях многоголосия, интонационных, ритмических, тесситурных, диалектных, сюжетных, жанровых и др. Следовательно, осуществление вокального воспитания детей и молодежи целесообразно с учетом локальных особенностей народной певческой культуры, изучение детского фольклора – в контексте этнокультурной, этнографической, территориальной характеристик локальных традиций.

В связи с вышерассмотренными положениями отметим, что сегодня необходима подготовка квалифицированных педагогов-музыкантов для реализации эт-нопевческого воспитания детей и молодежи и создания специальной педагогической этномузыкальной среды. Посредством данных образовательных систем, по нашему мнению, возможно непроизвольное влияние на развитие фольклорно-этнографической среды современной России.

Этномузыкальная среда современной жизни рассматривается нами в двух плоскостях – фольклорной и педагогической. Фольклорная среда представляет сферу традиционной народной культуры, мир ее бытования. Ее составляющие – пространство, звуки природы, произведения искусства устной традиции, творчество носителей и хранителей традиционной этнопевческой культуры, ритм и темп жизни.

Этномузыкальная педагогическая среда динамична, существует в целостном этнопевческом образовательном пространстве, например, учебных дисциплин (хоровой класс, сольное пение), создана на основе фольклорной среды, обладающей такими свойствами, как гармоничность, природосообразность, вариативность, коммуникативность, комплексность воздействия. Все обозначенные свойства фольклорной среды интегрируются в этномузыкальной педагогической среде и способствуют выполнению фонопедической и здоровьесберегающей функций в вокально-эстетическом воспитании. Этномузыкальная педагогическая среда обладает большим воспитательным потенциалом. Нахождение в ней предполагает активную деятельность всех участников образовательного процесса, способствует формированию этномузыкального мышления, этнопевческого поведения.

Важные обязательные компоненты этномузыкальной педагогической среды – произведения искусства устной традиции, звучащие в живом исполнении или в звукозаписи, аутентичная музыка, смысловая интонация, природосообразное звукоиз-влечение. Разработанная нами педагогическая технология формирования этнопевче-ской культуры личности предполагает подготовку специалистов, способных на основе изучения, осмысления и переосмысления традиционной певческой культуры, искусства устной традиции, освоения произведений локальных певческих традиций многофункционально использовать собственные знания и опыт, а также искать наиболее оптимальные пути формирования этнопевческого поведения и этнопевческой культуры личности в современном образовательном пространстве.

Важность этнокультурного воспитания указывает на необходимость создания практически значимых прогнозов для формирования ценностных характеристик личности, в том числе и этнопевческой культуры. Обозначенные задачи призвана решать вокальная педагогика в тесной связи с философским знанием, а также с такими науками, как психология, физиология, социология и фольклористика. Философское знание является основой для осмысления целей вокального образования и воспитания в современных условиях. Связь с психологией заключается в следующем. Вокальное воспитание есть целенаправленное развитие музыкального мышления, певческой деятельности. Известно, что психология изучает законы развития психики человека. Вокальная педагогика разрабатывает законы управления певческим процессом, развитием певческого голоса. Связь вокальной педагогики и физиологии состоит в том, что для понимания механизмов управления звукообразования (необходимого для певческого процесса), эмоциональным состоянием певца важно знать закономерности деятельности организма человека, органов звукообразования, функциональных систем. Эти знания позволяют специалистам вокальной педагогики конструировать развивающие, обучающие технологии, инструментарий, способствующий оптимальному развитию певческого голоса. Связь вокальной педагогики с социологией позволяет глубоко осмыслить проблемы этнокультурной идентичности, социализации личности в современных условиях.

Дидактика как теоретическая и методическая основа обучения народному пению (частная дидактика) обозначает следующие проблемы, решение которых необходимо для этнопевческого воспитания и обоснования:

- специфические цели и задачи;
- социальные функции;
—    содержание;
—    способы конструирования педагогической технологии;
—    педагогическая среда и педагогические условия реализации;
—    осуществление учебной деятельности.

Поскольку сегодня для решения социальных проблем современной молодежи важно этнокультурное воспитание, одним из направлений которого является формирование этнопевческой культуры личности, особое значение принимают вопросы, связанные с определением оптимальных путей, выбором содержания, методов, способов, форм приобщения молодого поколения к народной певческой культуре. Мы считаем, что в каждом образовательном учреждении необходимо создание этнопедагогической среды, имеющей в основе региональный компонент, учитывающей особенности локальной певческой культуры. В таких условиях можно говорить о формировании этнопевческого поведения, а также «поющего поколения» (сейчас не секрет: молодежь в редких случаях чисто интонирует мелодию песни, даже очень знакомой и не обязательно народной). Мы предлагаем за основу репертуара принять народную песню в связи со следующими ее качествами: небольшим диапазоном, несложной мелодией, удобной ритмикой, способствующей формированию ритмичности человека. Обучение предлагаем осуществлять в соответствии с народным календарем, а также на основе заинтересованности обучаемых и их творческой свободы. У молодежи следует формировать потребность в пении, создавать педагогические условия для общения через песню, сотворчества в коллективе.

Сегодня назрела необходимость создания единого образовательного пространства для осуществления непрерывного этнокультурного воспитания,  формирования этнопевческой культуры современного молодого поколения, находящегося вне бытования традиционной певческой культуры. Для этого нужны специалисты и целостная образовательная педагогическая технология на основе локальных певческих традиций, которая предполагает взаимодействие целей, задач, принципов и содержания, форм и методов процесса формирования этнопевческого поведения на разных ступенях музыкального образования, а также этническое, национальное, региональное, локальное ее приспособление.

Работа по подготовке специалистов, осуществляемая на кафедре русского народного песенного искусства, направлена на формирование этнопевческой культуры студентов, освоение ими произведений русского народного искусства, искусства устной традиции. Обучение строится на принципе индивидуального подхода, имеет комплексный характер и предполагает интеграцию разных видов художественной деятельности, развитие памяти и мышления, формирование эстетических чувств, эмоциональной сферы. Основными принципам обучения являются направленность на формирование творческой индивидуальности, ориентированность на освоение ценностей традиционной культуры, норм этнического поведения, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям, вовлечение студентов в сознательную активную развивающую деятельность, сочетание педагогического управления с самостоятельностью студентов. Кроме этого, активно реализуются разные виды производственной практики: фольклорно-этнографическая, педагогическая, исполнительская. Весь комплекс образовательных дисциплин направлен на формирование профессионального мышления студентов.

Наш педагогический опыт воспитания специалистов показал, что в условиях современной образовательной среды необходимы психолого-педагогическое изучение личности студента, психологическая коррекция и педагогическое общение. Современные темпы смены поколений, обусловленные динамикой преобразований, как в нашей стране, так и в мировом сообществе, предъявляют особые требования к деятельности педагога вуза, содержанию образовательных программ. В контексте обозначенных проблем особое значение имеет технология обучения. Решающая роль в выборе и реализации образовательной программы, методов и приемов обучения и воспитания принадлежит личности педагога и его профессиональной технике. Особенно нужно отметить умение педагога применять в своей деятельности разные подходы к педагогике: системный, личностно-ориентированный, аксиологический. Важно понимание педагогом взаимосвязи психолого-педагогических, социально-педагогических, этнокультурных факторов, влияющих на результативность этнокультурного воспитания.
Для повышения эффективности этнопевческого воспитания, формирования этнокультурного мышления необходимы: создание педагогических условий, предполагающих осуществление целостности воспитания через единство технологии пения и художественного развития; формирование устойчивого интереса к народным традициям; разностороннее развитие личности за счет формирования эмоциональной сферы, художественного мышления; создание отношений учитель – ученик на основе взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания; применение методик вокального воспитания, основанных на резонансном, вариативном, импровизационном подходах к процессу фонации; стимулирование студентов к творческой деятельности, инициативе, самостоятельности; реализация воспитания методами и приемами, основанными на принципах природосообразности и валео-логии певческого процесса соответственно возрастным и индивидуальным особенностям; применение разных форм учебных занятий: индивидуальных, мелкогрупповых, групповых; осуществление комплексного и многоуровневого воздействия с учетом возрастных, психофизиологических, половозрастных, ген-дерных, индивидуальных особенностей.

Обучение студентов в хоровых классах и классах сольного пения ведется нами на основе освоения локальных певческих стилей разных регионов России, что позволяет сформировать специалистов, способных реализовать технологию обучения народному пению в образовательных учреждениях разных типов, независимо от их ведомственной принадлежности, внедряющих этнокультурное воспитание детей и молодежи.

Мы считаем, что сегодня важно повышение качества профессиональной подготовки педагогов-музыкантов и научно-методического обеспечения данного процесса. Для этого необходимо, чтобы темпы изучения, развития и освоения народной художественной культуры соответствовали процессам динамичной модернизации российского общества; уровень осознания обществом значимости ценностей традиционной культуры соответствовал степени научного, научно-технологического обеспечения формирования этнической культуры личности.

Для реализации педагогических технологий этнопевческого воспитания, имеющих в основе вышеуказанные составляющие, требуется подготовка специалистов педагогов, которые способны эффективно и продуктивно работать в современных, постоянно изменяющихся условиях, обладают высоким уровнем знаний, умений и навыков, инновационными методами обучения, умением нетрадиционно и творчески подходить к решению разных психолого-педагогических задач. Вместе с тем специалисту, осуществляющему этнопевче-ское образование, необходимо знать основы традиционной певческой культуры, свойства фольклора, аутентичного исполнительства и, овладеть творчеством как элементом педагогической деятельности, что позволит моделировать форму организации, содержание и структуру образовательного процесса на основе личност-ноориентированного подхода.

Как показывает опыт нашей работы, повышению уровня профессионализма выпускников кафедры русского народного песенного искусства способствуют формирование креативности и развитие творческой личности, что является важной частью раскрытия творческого потенциала специалиста и имеет социальную значимость. Креативность в качестве свойства личности выступает существенным фактором, способствующим развитию современного общества, как культурной, так и экономической его сфер.

В тоже время заметим, что создание нового в сфере этнопевческого воспитания необходимо и рассматривается в отношении традиционности и инновационно-сти. Традиционность предполагает, с одной стороны, устойчивость бытования, устность передачи от поколения к поколению технологии творчества, произведений искусства и форм их бытования. С другой стороны, традиционность рассматриваемого феномена делает его (феномен) продуктивным и способным к саморазвитию. Инновационность проявляется в создании нового, формировании у человека качеств, позволяющих творить. Необходимость инновационного обучения в нынешних условиях проявляется в связи с уровнем научно-технического развития, заинтересованностью общества в интенсивном формировании социальной сферы на основе качественных изменений. Инновационное обучение стимулирует изменения, направленные на создание нового продукта.

В последние годы проблема этнической культуры в образовательно-воспитательном процессе стала одной из наиболее востребованных проблем не только научной и практической педагогики, но и всего общества в целом. Последнее нуждается в человеке, обладающем интеллектуальной свободой, высоким нравственным потенциалом, хорошим эстетическим вкусом, пластичностью межличностного, межнационального и социального общения. Развитие всех этих качеств в достаточно массовом масштабе невозможно без создания эффективной системы образования, реализующей потенциал этнической культуры на основе сохранения и развития народных традиций и формирования креативной личности.

Следует отметить, что саморазвитие традиционной певческой культуры происходит благодаря вариативности, которая позволяет создавать новый продукт. Явление новизны в данном случае необходимо для поддержания развития, что проявляется на разных уровнях. Это элементы многоголосия произведений, сюжетные, ладовые, ритмические, темповые изменения, связанные с объективными и субъективными обстоятельствами. К объективным обстоятельствам относятся исторические, социальные и природные условия. К субъективным имеют отношение степень одаренности, мировоззрение и другие личностные характеристики, уровень творческого состояния исполнителя, а также количественный состав исполнителей. Несмотря на множество вариантов произведения, обусловленных указанными обстоятельствами, исполнение подчиняется правилам, неосознаваемым аутентичными исполнителями, непроизвольно усвоенными ими в процессе восприятия данной певческой культуры на протяжении жизни. Свойства человеческой памяти, творческого мышления, выражающиеся в песнетворческом процессе, создают условия для вариативности, создания нового продукта, тем самым, формируя креативность личности. В этом проявляется особенность традиционной певческой культуры, фольклорного исполнительства, что мы используем в своей методике этнопевческого воспитания специалистов. В процессе освоения студентами произведений искусства устной традиции мы предлагаем поэтапное обучение, применяем систему заданий, усложняющихся постепенно, создаем развивающую педагогическую среду, обладающую потенциальной многовариантностью, применяем проблемные методы обучения для формирования креативного поведения.

Предполагается, что у студентов, обучающихся в художественном вузе, сформированы основные компоненты творческих способностей. Это способность к анализированию и сравнению, установлению причинно-следственных связей, восприятию предмета или объекта в диахронном срезе и др. Мы продолжаем развитие творческих способностей будущих специалистов в процессе обучения профессии. Особое внимание уделяем развитию таких качеств мышления, как беглость, гибкость, оригинальность. Особенно это продуктивно в работе с аутентичными произведениями искусства устной традиции. Специфика такой деятельности заключается в следующем. В процессе восприятия студентами звучания произведения направляем их внимание на фиксирование всех возможных и поддающихся расшифровке звуковых вариантов, выявление возможных новых. В данном случае оценивается количество версий, созданных студентами на основе известного материала. Импровизация, реставрация, сценическая интерпретация, вариативность в исполнении – все это обращено на формирование креативной личности. Еще одно из направлений такой работы – включение студентов в процесс подготовки академических концертов, праздников, фестивалей, что заключается в их самостоятельной работе под руководством педагога по выбору репертуара, составлению концертных программ выступления, разработке сценарного плана, создании дипломных проектов и др. Одно из главных – создание нового, формирование способности к саморазвитию. Известно, что развитие традиционной культуры возможно не только при условии устойчивости ее бытования, но и новизны, т.е. на основе стабильности – внедрение инновационных методов. В современной социокультурной среде этого можно добиться благодаря формированию креативности (одно из средств) как свойства личности.

Успех зависит от педагогической технологии, личности педагога, его педагогической техники. Деятельность преподавателя высшей ступени профессионального этнопевческого образования должна быть направлена на повышение уровня активности студентов, их самостоятельности, выявление их способностей к творчеству. Особо следует отметить важность формирования этнопевческой культуры личности, Которая должна доминировать над информированностью в процессе обучения. Методика обучения должна быть направлена на развитие не только логического мышления, но и творческого. Логическая сторона системы обучения не должна преобладать над чувственно-эмоциональной. Только единство и согласованное взаимодействие интеллектуальной и эмоциональной сфер человека, обладающего творческим мышлением, может способствовать успешному выполнению любых форм его деятельности.

В заключение следует отметить, что характерным признаком социокультурной ситуации в наши дни является понимание того, как важно сохранить многообразие национальных культур и стимулировать возрастание интереса молодежи к подлинным народном традициям, народному творчеству. Решение проблем этнокультурного воспитания детей и молодежи, развитие фольклорно-этнографической среды современной России возможны, по нашему мнению, благодаря подготовке высококвалифицированных специалистов, способных реализовать этнопевческое воспитание в специально созданной педагогической этному-зыкальной среде образовательного учреждения, независимо от его типа и ведомственной принадлежности.

 
< Предыдущая   Следующая >