Системе непрерывного образования |
Особенности связи вуза и школы в системе непрерывного образования (на материалах «московской финансово-промышленной академии»)Автор: Ю. А. Никандрова«Непрерывное образование» – понятие, используемое в литературе чаще всего в контексте современной идеи «обучения всю жизнь». При этом рассматриваются все уровни образования: дошкольное, школьное, среднее профессиональное, высшее, поднимается проблема адаптации полученных знаний и навыков в профессиональной сфере деятельности, продолжения обучения в рамках повышения квалификации, профессиональной переподготовки или получения второго высшего образования. Напомним, что Европейская комиссия и страны-члены ЕС определили процесс непрерывного образования как учение длиною в жизнь (lifelong learning) – всестороннюю учебную деятельность, осуществляемую на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции. В негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Московская финансово-промышленная академия (МФПА) концепция непрерывного образования нашла свое выражение в рамках взаимодействия школы и вуза: была разработана собственная программа непрерывного образования. Ее уникальность заключается в том, что, будучи еще школьниками, ребята могут начать обучение по специальности среднего профессионального образования. Программа реализуется по следующей схеме: ученики, успешно окончившие 9 классов, продолжают учиться в школе, но при этом поступают на первый курс колледжа и начинают параллельно осваивать специальность среднего профессионального образования. Занятия проводятся в корпусах академии. После окончания школы, на основании аттестата о полном (среднем) образовании, будучи уже студентами колледжа третьего курса, учащиеся зачисляются на программу профессионального высшего образования на первый курс. Ранее это была одна из программ специалитета, реализуемая МФПА. В настоящее время в связи с переходом на двухуровневую систему высшего образования зачисление будет производиться на первый уровень высшего образования – бакалавриат. Успешно окончив четвертый курс колледжа, студенты получают диплом о среднем профессиональном образовании, а через два года, после успешного прохождения итоговых квалификационных испытаний, студенты получат диплом бакалавра и смогут продолжить свое обучение на втором уровне – магистратуре. Таким образом, общий срок обучения составляет 8 лет: 4 года – обучение специальности среднего профессионального образования (первые два года – параллельно обучению в школе в 10 и 11 классе), 4 года бакалавриата (первые два года – параллельно обучению на третьем и четвертом курсе колледжа) и 2 года магистратуры. Студенты, успешно прошедшие обучение по программе непрерывного образования, получают 3 государственных диплома: о среднем профессиональном образовании, диплом бакалавра и магистра. Общая схема программы непрерывного образования МФПА представлена на рисунке. С одной стороны, при осуществлении обучения одновременно и в школе, и в колледже МФПА нагрузка на учащегося возрастает. Но поскольку занятия в колледже проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня (после школы) или в выходной день, общая нагрузка – не больше, чем при обучении параллельно, например, в музыкальной школе. Объявление: С другой стороны, учащиеся получают неоспоримые преимущества. Ведь уровень знаний учащихся в колледже уже после первого года обучения выравнивается, и к программе высшего профессионального образования они приступают более подготовленными, чем просто выпускники школ. Кроме того, адаптация к обучению в вузе происходит постепенно и учащиеся колледжа чувствуют себя не школьниками, а настоящими студентами. Поясним, как появляются эти преимущества. На практике уровень подготовки выпускников различается по одному и тому же предмету. Происходит это в силу разных причин, одна из них – профильные классы: выпускники гуманитарных и математических классов демонстрируют разный уровень знаний по одним и тем же предметам. Все это сказывается на обучении по программе высшего профессионального образования, поскольку одним студентам приходится «подтягиваться» к необходимому уровню знаний, преподаватели при этом «выравнивают» этот уровень, тратят время на дополнительные объяснения и примеры, в то время как подготовленные студенты начинают «скучать», что тоже не допустимо. Что же происходит, если школьник начинает параллельно учиться в колледже? Учащиеся занимаются с преподавателями МФПА по адаптированным для десятиклассников программам, и после первого года обучения уровень всех студентов выравнивается, неуспевающие отсеиваются. Учась в школе, ребята привыкают к тому, что за ними постоянно «приглядывают» учителя, классный руководитель, проходят родительские собрания, ощущение учительской и родительской опеки не покидает их на протяжении всего пребывания в школе. В вузах реализуется совсем иной подход: студенты получают практически полную самостоятельность: собрания, конечно, тоже проводятся, но уже не с родителями, а со студентами, преподаватели уже не так опекают, нет классного руководителя, хотя остается староста и появляется курирующий менеджер. Часто оказывается, что первокурсники просто не готовы к такой свободе, с одной стороны, и к ответственности, – с другой. Возникают различного рода проблемы: неорганизованность, неуспеваемость, психологические проблемы адаптации к новым условиям и правилам, поиск себя в новом коллективе. Все эти проблемы либо снимаются полностью, либо существенно сглаживаются при реализации программы непрерывного образования. Занятия в колледже проводятся преподавателями академии в лекционных и компьютерных аудиториях академии, учащиеся знакомятся с правилами поведения студентов и постепенно осваиваются как студенты академии. При этом на протяжении всего периода обучения в колледже проводятся собрания, как для студентов, так и для их родителей. В результате такого подхода удается дать необходимую независимость учащимся, с одной стороны, и не исключать родителей из процесса обучения – с другой. При поддержке родителей и курирующего менеджера удается справиться с неорганизованностью, неуспеваемостью, застенчивостью, с другими психологическими проблемами адаптации школьников к взрослой студенческой жизни. После получения аттестата о полном (среднем) образовании ребят зачисляются на программу профессионального высшего образования на первый курс и переводят на третий курс колледжа. Перегрузки удается избежать благодаря интегрированным планам и разрешенной практике переаттестации дисциплин, изученных по программе среднего профессионального обучения. Поскольку программы курсов разрабатывают преподавателями академии согласно интегрированным учебным планом, то при переаттестации дисциплин мы с уверенностью может сказать, что в рамках той или дисциплины студенты колледжа знают и умеют именно то, что заложено в образовательном стандарте и в необходимом для переаттестации объеме. К сожалению, этого нельзя сказать о студентах, поступивших в академию из других колледжей. По отзывам преподавателей, ведущих занятия в группах, обучающихся по программе непрерывного образования, и в группах общего набора, студенты нашего колледжа более подготовлены, хорошо организованы, уровень самостоятельности и ответственности выше, как и средний балл. Для понимания возможностей вузов в отношении непрерывного образования перечислим колледжи, функционирующие в Московской финансово-промышленной академии. Это – IT-COM (Колледж информационных технологий, компьютерного обеспечения и моделирования), КДА (Колледж делового администрирования), МВБШ (колледж «Московская высшая банковская школа»), Юридический колледж. Для факультета Информационных систем и технологий профильным является колледж IT-COM. В прошлом году состоялся первый выпуск: ребята успешно сдали государственный междисциплинарный экзамен и получили диплом о среднем профессиональном образовании по специальности 230103 – Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям). В настоящее время выпускники продолжают обучение в академии на третьем курсе по программе высшего профессионального образования. В 2010 г. состоится третий выпуск колледжа, студенты четвертого курса готовятся к итоговым квалификационным испытаниям. Подведем некоторые итоги. Программа непрерывного обучения, и по мнению родителей, и по мнению преподавателей, – уникальная возможность для школьников, обладающая рядом существенных преимуществ: сглаженный переход от обучения в школе к обучению в вузе, облегчает адаптацию студентов; студенты колледжа поступают на первый курс программ профессионального высшего образования более подготовленными по уровню знаний, чем выпускники школ; адаптированные программы курсов и интегрированный план позволяют избежать перегрузок студентов; студентам нравится учиться, они хотят учиться, что особенно важно при существующей низкой мотивации абитуриентов; выпускники программы, как уже отмечалось выше, получают три государственных диплома. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|