Этническая толерантность в России |
О характере влияния различных социальных факторов на степень этнической толерантности в РоссииАвтор: Быкова М.В.Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. В обществоведческой науке рассматриваются различные аспекты этой проблемы: социально-психологический, социально-политический, социологический, лингвистический и другие. Острота межэтнических конфликтов в современной России детерминирована совокупностью факторов: разрушением социально-экономических, политических, идеологических взаимосвязей; преступной активизацией военных конфликтов; игнорированием конфессиональных и национальных идеалов, ценностных установок; отсутствием хорошо продуманной и всесторонне обоснованной концепции национальной политики; неконтролируемой миграцией; ростом национального самосознания ранее репрессированных народов. Довольно широко распространено убеждение в том, что самостоятельной причиной напряженных межнациональных отношений является сложный этнический состав населения. Часто высказывается мнение, что причиной распространения этнической нетерпимости являются миграционные процессы, что напряженность межнациональных отношений зависит от криминогенности обстановки в регионе. Часто высказывается мнение, что средства массовой информации играют негативную роль в развитии межэтнических отношений в Российской Федерации. По заказу Общественной палаты Российской Федерации «Агентством социальных технологий «Политех» при участии Института этнологии и антропологии РАН было проведено социологическое исследование, целью которого было изучение причин этнической нетерпимости. В рамках проведенного исследования следовало оценить влияние на степень этнической терпимости-нетерпимости следующих показателей: 1. Социально-демографических характеристик респондентов; Объявление: В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы: 1. Респонденты с высшим образованием более этнически терпимы, чем респонденты с более низким уровнем образования. Эта закономерность проявляется как в целом по всем опрошенным, так и по отдельным возрастным, региональным и гендерным группам. 2.Верующие (если рассматривать всех верующих вне зависимости от вероисповедания как одну категорию) в среднем так же часто бывают этнически нетерпимыми, как и неверующие граждане. На сегодняшний день потенциал основных религиозных организаций, действующих в России, не задействован для развития межэтнической терпимости. 3. Расчеты выявили слабую корреляционную зависимость между степенью этнической терпимости и динамикой показателя полиэтничности региона проживания. Жители столиц регионов с высоким этническим разнообразием в целом менее терпимы, чем жители столиц регионов с меньшими показателями полиэтничности. Однако данная закономерность обусловлена тем, что в эту группу входят крупные мегаполисы г. Москва и г. Санкт-Петербург. Если рассмотреть последнюю группу без учета крупнейших мегаполисов, то процент нетерпимых респондентов в ней сократится до 21%, что в точности соответствует регионам с меньшим этническим разнообразием. 4. Уровень материального достатка респондента не влияет на степень его этнической терпимости. Доля этнически нетерпимых среди хорошо обеспеченных респондентов практически не отличается от аналогичного показателя для респондентов с низкими доходами. 5. Уровень этнической терпимости в столицах регионов с высокими социально-экономическими показателями ниже, чем аналогичный показатель в столицах бедных регионов. Особенно это видно на примере Москвы и Санкт-Петербурга. Наблюдаются устойчивая взаимосвязь: чем выше такие показатели социально-экономического благополучия как среднедушевой доход среднемесячная заработная плата, обеспеченность личным автотранспортом, тем уровень этнической терпимости ниже. Безусловно, не само по себе материальное благополучие порождает этническую нетерпимость. Подобные взаимозависимости связаны с повышенной социальной конкуренцией в богатых регионах. 6. По результатам настоящего исследования можно говорить о том, что СМИ играют негативную роль в распространении межэтнической нетерпимости. В ходе проведения опроса респондентов спрашивали, какие темы, по их мнению, чаще всего освещают материалы в средствах массовой информации, посвященные различным национальностям. Большинство участников опроса высказали мнение, что материалы в СМИ, посвященные различным национальностям, проживающим в России, чаще посвящены вопросам криминала и преступности. Материалы, связывающие воедино представителей тех или иных национальностей и криминал, запоминаются россиянами лучше, чем материалы, посвященные вопросам религии и культуры различных национальностей, проживающих на территории России. Материалы в средствах массовой информации, посвященные различным проживающим в России национальностям, как правило, носят негативный характер. Большая их часть освещает вопросы в первую очередь преступности и криминала. Представляется целесообразным создание системы поощрительных грантов со стороны государства, способствующей более полному и адекватному отражению многообразной этнокультурной жизни России, межэтническому и межконфессиональному диалогу. Следует добиваться консенсуса руководителей и собственников СМИ в вопросе недопущения к теле-радиоэфиру и к периодическим печатным изданиям лиц, проповедующих расовую, этническую и религиозную вражду и ненависть и призывающих к насилию. 7. Исследователи делают вывод, что проблему распространения этнической нетерпимости невозможно решить, делая ставку только на решение экономических проблем и улучшение социальной инфраструктуры того или иного региона. Повышение уровня и качества жизни не приведут автоматически к снижению межэтнической нетерпимости. 8. Важно, чтобы социальные различия и противоречия не проходили по границам этнических общностей и не имели дискриминационного характера. Для улучшения межэтнических отношений необходимо создание условий для повышения мобильности населения. Особенно важно способствовать мобильности социальных групп в моноэтнических регионах России, что будет препятствовать формированию как этнической нетерпимости, так и идеологии этно-этатизма. 9. Результаты исследования показывают, что этнической терпимости лучше всего способствует опыт взаимодействия с представителями других на циональностей. Люди, которые в повседневной жизни общаются с представи телями той или иной национальности, как правило, относятся к представителям этой национальности более терпимо, чем те, кто подобным опытом не обладает. Подобная закономерность четко прослеживается по отношению ко всем 12 на циональностям, представленным в настоящем исследовании. Поэтому целесообразно проводить работу по налаживанию контактов между организациями, представляющими различные национальности, способствовать проведению ими совместных мероприятий, создавать новые и поддерживать действующие неправительственные организации и объединения, которые занимаются межнациональным и межкультурным диалогом, реализуют проекты, в которые вовлечены представители различных этнических групп. Напротив, действия, направленные на искусственное разделение представителей разных национальностей, в частности, создание этнически однородных городских районов, замкнутых этнокультурных анклавов мигрантов, не должны использоваться в управлении и организации общественной жизни. Поскольку мы живем в эпоху глобализации процессов, можно ожидать наступления эры интегрированной культуры. Но чтобы в нашем сложном мире оставаться самим собой, культурные различия нужно воспринимать как данность и пытаться освоиться в "чужой" культуре, не теряя своей собственной. Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. И именно образование призвано обеспечить сочетание интернационального и национального воспитания у студентов. В условиях интенсивных миграций и взаимодействия культур, современная система образования призвана создавать условия для формирования человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде. Высокая ставка на традиционную культуру воспитания в этом плане, существующая в современном мире, естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически остается главным условием возрождения любых национальных традиций и национального возрождения в целом. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|