Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Контроль за расследованием преступлений





Контроль за расследованием преступлений

Организация контроля за процессом расследования преступлений

Автор: И. А. Мороз

Существующая система контроля за процессом расследования преступлений вызывает справедливые нарекания. За видимым благополучием формальных показателей в работе следственных ведомств, на достижение которых ориентируют следователей руководители соответствующих отделов и управлений, зачастую скрываются нарушения требований процессуального законодательства, касающихся полноты и объективности предварительного расследования, соблюдения прав и интересов граждан, государства. Оптимизации ведомственного контроля за процессом расследования способствовало бы широкое внедрение в работу следственных подразделений метода криминалистического матрицирования – составления и использования различного рода графиков, схем, таблиц.

Контроль выражается в недопущении руководителем следственного подразделения нарушений закона и тактических ошибок в расследовании преступлений, принятии мер к их устранению, в оказании следователям непосредственной и своевременной помощи (п. 4 Инструкции «Об организации ведомственного процессуального контроля в органах предварительного следствия Министерства внутренних дел»).

Контроль за процессами расследования можно разделить по времени осуществления на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный предусматривает проверку и утверждение перспективной модели расследования (всего или отдельного этапа), перенесенной в материальную сферу. Такого рода модель фиксируется в плане производства всего расследования, отдельного его этапа (следственного действия), а также в проекте процессуального акта (постановлении о прекращении уголовного дела, о применении меры пресечения в виде заключения под стражу и т. д.). Текущий контроль за процессами расследования осуществляется начальником следственного подразделения (прокурором, начальником органа дознания), участвующим в проведении следователем (дознавателем) отдельных следственных действий. Последующий контроль за процессами расследования преступлений предусматривает проверку уже совершенных следователем действий.

В отечественной системе расследования применяются следующие формы планов.

Объявление:

•    Перечень действий. Это наиболее простая форма планирования. Она применяется в основном в ходе подготовки к проведению отдель ных действий.

•    Таблицы. Эта форма позволяет свести в общий перечень не только сведения о предстоящих действиях, но и логико-структурные параметры (версии, обстоятельства, подлежащие выяснению), а также информацию об исполнителях и др. Хронология предстоящих дейст вий выражена в последовательности действий и сроках выполнения.

•    Сетевое планирование. Сетевой график, обладающий повышен ной информативной нагрузкой, совмещает характеристики табличной формы с графической моделью, наиболее способствующей воспри ятию и анализу сведений.

Все указанные формы планов обладают одним недостатком – невозможностью или сложностью (трудоемкостью) формирования сводных графиков работы следователя в календарном периоде. Учитывая то обстоятельство, что у следователя в производстве находится несколько уголовных дел (порой, более десяти), в ходе планирования следует учитывать имеющиеся резервы времени. В этой связи нами предлагается новая форма плана.

Календарный график составляется в системе координат «действие – время». На оси абсцисс откладываются временные интервалы в пределах рабочего времени с шагом один час. По оси ординат располагается перечень из двадцати шести стандартных действий. Заштрихованные квадраты символизируют совершение определенного действия в определенный промежуток времени. Если соединять квадраты линией, то получится график работы с разбивкой на операции. Накладывая графики расследования дел, находящихся в производстве у следователя, друг на друга, можно получить сводный график на календарный период. Преимущества новой системы планирования:

1.    Простота и оперативность планирования. Условные обозначения понятны и не требуют дополнительной расшифровки.

2.    Возможность сведения графиков в один общий. При этом составляется два вида планов:
•    График работы следователя по уголовным делам. Графики рас следования каждого уголовного дела желательно выделять (можно, например, оформлять их различными цветами).
•    График работы следственного отдела. Это план, способный от разить работу по всем делам, находящимся в производстве отдела.

3.    Возможность автоматизации процесса планирования. На программу могут быть возложены функции сведения графиков, отслеживания важнейших сроков по делу (сроки окончания расследования и содержания под стражей), а также формирование базы данных операций расследования.

4.    Возможность эффективно распределять рабочее время. Графики позволяют следователю оптимизировать организацию своего труда, а начальнику следственного подразделения – эффективно распределять нагрузку, используя имеющиеся свободные «окна» графиков.

5.    Возможность контролировать и отслеживать работу следователей отдела по каждому уголовному делу. Начальник следственного подразделения, изучив сводный график, получает информацию о том, какую работу должен выполнять каждый следователь, какие действия и когда должны выполняться в рамках расследования каждого уголовного дела.
Взамен распространенной системы оценки (по формальным статистическим показателям) целесообразно создать более гибкую, основанную на «живом управлении», основу которого должно составить календарное планирование работы следователя.

Календарный цикл контролируемых работ можно условно разбить на три этапа, которые входят, соответственно, в сферы предварительного, текущего и последующего контроля. План расследования составляется следователем самостоятельно по каждому уголовному делу на календарный период, затем составляется сводный график расследования уголовных дел, находящихся в производстве следователя. Начальник следственного подразделения или его заместители утверждают сводный график. Календарный график является средством осуществления предварительного контроля (анализ и утверждение плана), текущего (участие подразделения в следственном действии начальника следственного может им заранее планироваться), последующего (проверка исполнения утвержденного плана и анализ причин его невыполнения). В случае возникновения нештатных ситуаций следователь вправе самостоятельно скорректировать намеченный план. Поправки к первоначальному плану, по требованию начальника следственного подразделения, должны быть мотивированы.
Так как объем документов, содержащихся в материалах расследования, порой составляет несколько томов (например, по оконченному многоэпизодному уголовному делу), следует широко использовать в ходе предварительного следствия составление пояснительных информационно-структурных моделей.

Оптимизации контроля способствовало бы внедрение в практику расследования матрицы доказывания, систематизирующей все имеющиеся материалы расследования.
Это позволит преодолеть трудности первого восприятия материалов расследования, возникающие у следователя, которому поручено провести проверку или предварительное расследование; начальников органов дознания, начальников следственных подразделений, прокуроров, судей в ходе контроля за процессами расследования или подготовки к рассмотрению дела в суде.

Данная форма систематизации информации по расследуемому преступлению недостаточно эффективно применяется при составлении справки по уголовному делу. Как показал анализ материалов уголовных дел, такая справка отражает информацию только по 10 % всех имеющихся документов и вещественных доказательств. Матрица доказывания сводит в систему информацию, содержащуюся в матрице уголовно-правового закона1 (данная матрица описывает конкретный состав преступления и должна соответствовать требованиям ст. 89 УПК) и матрице материалов уголовного дела (простейший вариант такой матрицы – перечень документов, имеющихся в каждом томе уголовного дела). Матрица доказывания служит средством сокращения времени на восприятие материалов расследования и позволяет быстро отыскивать необходимые документы в уголовном деле.

После совершения процессуального действия следователь должен определить место полученной информации в матрице уголовного закона. Данные включаются в разделы: объективная сторона, субъективная сторона, субъект, объект, примечание. В матрице отражаются промежуточные фактические данные, которые предназначены для доказывания основного факта.
Место факта в логической цепи доказывания, а значит и доказательственное значение фактических данных, определяется присвоенным индексом. Индекс определяется в соответствии с общепринятым методом составления нумерованного списка. Второй, третий и т. д. уровни отмечаются введением в индекс факта дополнительного числа.

Матрица доказывания требует от ее пользователя (составителя) хорошей теоретической подготовки. Анализ этой матрицы позволяет быстро оценить, насколько полно собраны доказательства. Матрицы позволяют воспринимать информацию «от общего к конкретному».

В справку по уголовному делу иногда следует включать матрицы хронологии преступной деятельности и хронологии событий. Данная матрица создает условия для эффективного идеального моделирования преступлений. «Концентрированным» источником информации является таблица хронологии событий, где данные представляются в очень сжатом виде по каждому этапу преступной деятельности. При этом целесообразность включения в справку по уголовному делу матриц определяется следователем, начальником следственного подразделения, прокурором исходя из объема материалов расследования.

В случаях расследования сложных, многоэпизодных дел целесообразно составлять локальные (по отдельному элементу расследуемых событий) и сводные (по всей преступной деятельности) матрицы. Блоки последней легендируются – отражаются, например, как «Сбыт» или «Группа 1» и т. д. В локальной матрице данные блоки детализируются. В качестве матриц можно использовать схемы, рекомендованные «Руководством Генерального секретариата Интерпола по криминальному анализу»2. Информационно-структурные модели могут фиксироваться в материалах уголовного дела, как приложения к протоколам, а также как форма фиксации информации в процессуальных документах (схематичное представление информации в справке по уголовному делу или протоколе следственного действия).


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >